Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема сегодняшнего заседания Государственного совета Российской Федерации «Национальная конкурентоспособность», причём в текущих экономических условиях. Конкурентоспособность вообще понятие не абстрактное, это не книжная какая‑то категория, а абсолютно практическая вещь, но и сегодня, когда мы с вами будем говорить о конкурентоспособности, будем говорить в привязке к текущей финансовой и экономической ситуации.
Национальная конкурентоспособность была и остаётся нашей стратегической целью. Я говорил недавно в своём Послании, говорил о том, что в сегодняшних очень непростых условиях, вызванных кризисом, мы тем не менее ни на один день не должны откладывать решение задач, которые служат дальнейшему развитию нашей экономики, нашей хозяйственной жизни.
Степень интеграции России в мировую экономику существенно возросла, она сейчас высокая. С этим связаны и значительные преимущества и, естественно, проблемы. Мы не можем не испытать на себе последствия того финансового кризиса, который сегодня переживает весь мир. Но развитие страны по инновационному пути, внедрение передовых технологий, увеличение производительности труда никакой альтернативы не имеют, это мы с вами тоже понимаем, и все перечисленные позиции в комплексе являются и лучшим антикризисным средством.
В этом направлении государством уже предприняты определённые шаги, первоочередные шаги. Правительством принят и реализуется соответствующий план действий. Этот план действий охватывает и финансовую, и банковскую сферы, ключевые отрасли экономики, малый и средний бизнес. Это основные составляющие.
Должны быть приняты активные меры по поддержке внутреннего спроса, по поддержке и по оптимальному регулированию в текущих условиях рынка труда, социальной поддержке наименее обеспеченных слоёв населения. Всего на стабилизационные мероприятия будет израсходовано около 5 триллионов рублей. Но это тоже не окончательная цифра, мы с вами прекрасно понимаем, что масштабы текущих проблем, которые охватили мировую экономику, мировую финансовую систему таковы, что нам может потребоваться принятие дополнительных решений, и они будут приняты.
Какова ключевая задача? Ключевая задача – обеспечить реальное финансирование промышленности, сельского хозяйства, то есть финансирование так называемого реального сектора. Глобальный кризис потребует от нас и новых мер по его поддержке. Мы занимались этим последние годы, многое стало получаться, хотя далеко не всё. Но сейчас потребуются дополнительные меры. Мы будем их принимать. К числу таких мер, естественно, будут относиться и дополнительные меры по капитализации институтов развития, банков, чем мы, собственно, сейчас и занимаемся. Контролем за целевым использованием каждого выделенного рубля должны заниматься Правительство и Банк России. Я уже некоторое время назад говорил об этом и ещё раз в этом зале хотел бы повторить в присутствии руководителей всех субъектов нашей страны: это большие деньги, и главное, чтобы они были потрачены на дело. Я даже сейчас не говорю о злоупотреблениях, тут даже комментировать нечего, за это нужно наказывать самым жёстким образом, – я говорю о нецелевом использовании средств, пусть даже для самых благовидных направлений развития. Или же о тех проблемах, которые связаны с текущей ситуацией в банковской сфере, о пробивке «тромбов», которые образовались сегодня в финансовой сфере. Это не только наша проблема. К сожалению, кризис доверия в банковской сфере, финансовой сфере, финансовые проблемы, проблемы с ликвидностью существуют в большинстве развитых стран мира. Но от этого не легче, этим нужно заниматься у себя дома. Я хотел бы, чтобы все руководители регионов также уделяли этой проблеме самое пристальное внимание, тем более что значительная часть банков, собственно региональные банки, небольшие банки находятся у вас в субъектах федерации.
Чтобы такие действия носили системный характер, а не фрагментарный, каждый субъект Федерации должен иметь свой план действий. Это не может быть какая‑то унифицированная схема: смешно создавать какую‑то схему в Москве, потом развёртывать в регионы, это должны быть ваши собственные разработки, но они должны быть. Этот план должен быть создан и принят в установленном порядке. Крайне важная вещь – это организация постоянного мониторинга занятости. Нужно постоянно, в ежедневном режиме анализировать ситуацию на рынке труда, увеличивать – по мере возможности, конечно, – финансирование программ занятости, потому что эти проблемы могут обостряться, и работать здесь нужно консолидированно вместе со всеми участниками трудовых отношений: и с работодателями, и с общественными организациями, и с профессиональными союзами.
Ещё одна очень важная проблема, которая, конечно, касается всех здесь присутствующих (я уверен, что вы об этом скажете в своих выступлениях), – это наполнение региональных бюджетов. Мы сейчас, во‑первых, прорабатываем вопрос об увеличении соответствующих денежных средств, которые будут направлены на поддержку субъектов Российской Федерации. Об этом мы поговорим. Здесь присутствуют соответствующие руководители Правительства. И, во‑вторых, будут предоставляться бюджетные кредиты на покрытие кассовых разрывов. При этом мы, конечно, не должны забывать и о совершенствовании межбюджетных отношений. Совершенствование межбюджетных отношений – это всё‑таки дополнительный ресурс, важнейший инструмент реализации долгосрочных национальных планов.
Особое внимание просил бы уделить малому бизнесу. Понятно, что в малом и среднем бизнесе есть серьёзный потенциал для создания новых рабочих мест, для предупреждения безработицы и социальных издержек. Конечно, речь пойдёт и о снижении административных барьеров, финансовой и инфраструктурной поддержке. Мы об этих вещах говорим, как заклинания, но очевидно, что в нынешних условиях поддержка малого и среднего бизнеса – это не просто один из национальных приоритетов, которым мы с вами занимаемся, но это и способ сохранения экономического потенциала, в ряде случаев – это и способ сохранения квалифицированных кадров. Поэтому программы поддержки малого и среднего бизнеса должны быть, в самом лучшем смысле этого слова, радикальными. Они и раньше должны были быть существенными, но сейчас они должны быть просто очень серьёзными.
Ещё раз хотел бы подчеркнуть, что необходимые структурные изменения в нашей экономике могут произойти только при усилении конкуренции в каждой из российских территорий и во всех секторах экономики. Поэтому мы должны задать себе ряд вопросов, на которые должны быть даны адекватные ответы. Вопросы достаточно простые, но от этого не менее актуальные – например, такие: каков уровень предпринимательской свободы в регионе, насколько эффективны политика снижения административных барьеров, антикоррупционные меры, меры антимонопольного регулирования в регионе, поддержка инноваций и технологических модернизаций, новых технологических подходов в компаниях – естественно, которые действуют в регионе же. Если поставить эти вопросы – понятно, что на них не будет лёгких ответов. Но тем не менее это как раз то, чем мы с вами должны совместно заниматься.
Необходимо также задуматься в отношении факторов, которые в ближайшем будущем дадут нам возможность успешно конкурировать с крупнейшими зарубежными корпорациями. Сейчас очень важно формировать условия для поддержки экспорта и на федеральном уровне, и на региональном уровне, стимулировать расширение и освоение новых рынков.
Я сейчас был на одном из предприятий: Ижевский радиозавод, крупное серьёзное предприятие – и в советский период было очень крупное, и сейчас весьма крупное, но, что удачно, они действительно сейчас довольно активно занялись высокотехнологичным бизнесом, создают новые разработки, которые, по сути, используются во всех летательных аппаратах, в других местах. Почему я об этом говорю? Потому что особенно важно, чтобы не просто инновации коммерциализировались и превращались уже в конкретные продукты, но и чтобы эти продукты продвигались на рынках. Мы с вами понимаем, что в условиях жёсткой конкуренции и глобального экономического кризиса какие‑то рынки будут закрываться, и мы должны сделать всё, чтобы – если мы на эти рынки всё‑таки залезли – нас оттуда не выдавили, но по возможности, конечно, и на какие‑то новые рынки попасть. Это отдельная очень непростая система продвижения, особенно в условиях, когда государства, несмотря на всякого рода призывы, а эти призывы прозвучали в ходе саммита в Вашингтоне, всё равно будут предпринимать протекционистские меры, хотя все подписались, что называется, под тем, что будут стараться не делать этого.
У нас есть возможности по продвижению на пространстве СНГ – надо по максимуму использовать эти возможности для того, чтобы работать в Содружестве, для того, чтобы создавать новые проекты. Для этого соответственно использовать совместные институты развития, такие институты существуют, надо работать над высокотехнологичными кооперационными проектами. По возможности, естественно, использовать в качестве одной или основной валюты такого рода расчётов российский рубль. Это как раз одно из слагаемых для того, чтобы российский рубль постепенно превратился в одну из региональных международных валют. В том числе эти вопросы я предлагаю обсудить в декабре на совместном заседании Совета безопасности и Государственного совета, я имею в виду вопросы, связанные с сотрудничеством в рамках СНГ, и некоторые другие вопросы.
Мы не можем не испытать на себе последствия того финансового кризиса, который сегодня переживает весь мир. Но развитие страны по инновационному пути, внедрение передовых технологий, увеличение производительности труда никакой альтернативы не имеют, это мы с вами тоже понимаем, и все перечисленные позиции в комплексе являются и лучшим антикризисным средством.
Теперь два слова по поводу вот этих саммитов, которые прошли в Европе и Америке. И там, и там мы обсуждали ситуацию, связанную с текущими проблемами в международном финансовом обращении, в экономиках. Обсуждали пути восстановления мирового финансового порядка. Я говорил и о роли нашей страны, и о тех мерах, которые мы предлагаем, и о наших идеях в отношении создания глобальных институтов координации регулирования в этой сфере.
Этот процесс очень непростой, но то, что состоялась такая встреча и по итогам этой встречи была согласована декларация, – это всё‑таки первый шаг, международный первый шаг по преодолению последствий этого кризиса, с одной стороны, и с другой стороны – по выстраиванию конфигурации работы в будущем. В целом это разумный и правильный шаг, но, к сожалению, этого ещё совсем недостаточно. Мы будем эти договоренности, естественно, развивать в собственном законодательстве, будем предпринимать те шаги, которые уже объявили, будем выполнять те обязательства, которые взяли на себя в рамках соответствующих программ, в рамках тех договорённостей, которые в том числе обсуждались в ходе саммитов. В этом смысле я жду от Правительства Российской Федерации всех необходимых действий, направленных на выполнение этих договоренностей.
Мы давно сделали свой шаг в пользу глубокой интеграции в мировое хозяйство. Никакой альтернативы, естественно, этому не было и нет. Мы и сейчас используем определённые преимущества нашего присутствия в мировой экономике. Перечислять их не буду, но, как я уже сказал вначале, есть и издержки, и их нам необходимо минимизировать.
Россия вместе с другими государствами готова создавать механизмы, которые будут формировать новую финансовую систему и одновременно блокировать ошибочные решения, которые могут приниматься в других странах. Надо, конечно, и за своими решениями следить, и это тоже немаловажно, но в ряде случаев мы зависимы от тех решений, которые принимаются в других государствах, особенно в крупных экономиках. Экономики глобальны, финансовая система глобальна, и поэтому ничего подобного тому, что случилось, раньше не было. Я уже говорил об этом на саммите и ещё раз здесь повторю: когда пытаются проводить аналогии с финансовыми проблемами, которые были в тридцатые годы, в конце двадцатых годов – времена великой депрессии, семидесятых – восьмидесятых годов всякого роды мировые кризисы – все сравнения хромают, они неверные, потому что это первый международный кризис в эпоху глобальной экономики и глобальных финансов. Отсюда и проблемы, потому что никто не знает закономерности этого кризиса, и определённые надежды, потому что всё‑таки в условиях глобальной финансовой системы какие‑то проблемы будет чуть проще развязать. Поэтому мы должны с вами наши национальные интересы сочетать с использованием существующих возможностей и тех конкурентных преимуществ, которые есть в нашей стране.
Работа эта не на один день, работа сложная, особенно в условиях кризиса, но я уверен, что мы с этой работой справимся. Будем ею заниматься.
Теперь доклад Виктора Александровича Толоконского, который был у нас руководителем рабочей группы Государственного совета. Пожалуйста, Виктор Александрович.
В.Толоконский: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые участники заседания Государственного совета, коллеги!
На протяжении последнего времени Госсовет на своих заседаниях неоднократно обсуждал вопросы, непосредственно связанные с развитием конкурентоспособности страны, её экономики. Эта тема была в центре внимания, когда рассматривались задачи развития транспортной инфраструктуры, инвестиционной политики, определялись меры поддержки отечественной промышленности и малого предпринимательства и, конечно же, когда обсуждались проблемы инновационного развития страны. Задача укрепления национальной конкурентоспособности является стержнем стратегии развития России до 2020 года, главным вектором практической деятельности органов государственной власти, отечественного бизнеса и науки.
За последние годы Россия, безусловно, укрепила свою конкурентоспособность, в развитии экономики появились такие позитивные тенденции, как ускоренный рост инвестиций, начавшееся в ряде секторов масштабное перевооружение производства на новой технологической основе, рост производительности труда, повышение доли прибыльных предприятий. В результате имеем вполне благополучную макроэкономическую ситуацию, необходимую устойчивость экономики и динамику развития.
Однако в условиях развивающегося финансового кризиса, объективной вовлечённости российской экономики в негативные процессы, связанные с ним, совершенно необходимо определить адекватные меры, чтобы Россия вышла из кризисного периода структурно обновленной и глобально более конкурентоспособной.
Рабочая группа, готовившая доклад, действовала в оперативном режиме, что оправдано характером ситуации и содержанием рассматриваемого вопроса. Тем не менее удалось обеспечить необходимую коллективность работы. В оценке ситуации и в выработке мер приняли участие федеральные министерства и ведомства, представители бизнеса, учёные, руководители субъектов Федерации.
По нашему общему мнению, в современных условиях абсолютно непродуктивны крайние позиции, одна из которых строится на утверждении, что сейчас надо до лучших времен забыть стратегические планы развития, а вторая – что кризис нас касается мало и можно игнорировать его в текущей деятельности.
В подготовленном докладе и в других материалах, представленных Государственному совету, содержится большое количество предложений, касающихся оздоровления текущей ситуации, а другая часть – рассчитана на перспективную работу. Позвольте мне не комментировать всё содержание доклада, а остановиться на принципиальных подходах, которые, как нам видится, должны определить основные направления работы государственных органов, бизнеса и общественных институтов по развитию национальной конкурентоспособности.
Первое, на чем хотел бы заострить внимание, – это созвучие мер оперативного характера, предложенных членами рабочей группы, субъектами Федерации, другими заинтересованными участниками, содержащихся в том пакете, который утверждён Правительством Российской Федерации как план действий, направленный на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Реализация этих мер крайне необходима не только для стабилизации ситуации в банковской сфере и отраслях, находящихся в существенной зависимости от привлечённых средств. Это те меры, которые должны убедить бизнес и граждан в готовности государства действовать быстро и решительно в общих интересах. Это конкретные шаги, которые направлены на укрепление доверия и сотрудничества, о необходимости которых в современных условиях говорилось в Послании Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию.
Сейчас задача состоит в том, чтобы не потерять время на разработку и согласование соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов, а также всевозможных порядков их исполнения, не допустить несогласованности действий разного уровня структур. Нужно наладить принципиальный и эффективный контроль, особенно там, где это связано с использованием финансовых ресурсов. Необходимость реализации таких мер называлась среди важнейших условий укрепления позиций российской экономики в новых условиях. Однако важно и то, чтобы с первых, по сути, антикризисных шагов отчётливо проявилось стремление следовать стратегическим приоритетам, концентрировать усилия на поддержке и стимулировании деятельности в сфере высокотехнологичного машиностроения и оборонно-промышленного комплекса, в разработке и производстве качественно новых продуктов, отвечающих стратегическим направлениям развития страны в научно-технологическом отношении. Мы должны быть последовательны в реализации намеченных мер поддержки и развития инфраструктурных отраслей, национальной транспортной системы, как и во всём том, что связано с поддержкой производства и глубокой переработкой сельскохозяйственной продукции.
Второе. Считаем важным подчеркнуть, что принимаемые решения и действия должны исходить из понимания того, что новая ситуация несёт в себе не только угрозы и сложности, но открывает новые возможности, которыми мы обязаны воспользоваться. Так, в новых условиях существенно возрастает мотивация к повышению эффективности субъектов экономики, снижению издержек, модернизации управления, обновлению технологий, повышению качества продукции и её инновационности. По опыту взаимодействия с институтами Сибирского отделения Российской академии наук, другими ведущими научными центрами знаем о высокой степени готовности к внедрению целого спектра эффективных технологий переработки углеводородного сырья с применением новейших катализаторов. Разработаны и готовы к использованию уникальные технологии производства субстанций для лекарственных препаратов нового поколения, средств диагностики. Предлагаются очень эффективные энергосберегающие решения в сфере преобразования электрической энергии на основе технологий силовой электроники. Имеются и другие разработки в приоритетных направлениях инновационно-технологического развития, таких как био- и нанотехнологии, создание новых материалов и интеллектуальных информационных систем. Их активное внедрение тормозится из‑за низкой восприимчивости промышленности к инновациям.
Складывающаяся экономическая ситуация должна быть использована для преодоления производственной закостенелости во многих отраслях. Именно на этом направлении должны максимально использоваться государственные институты развития.
Более того, кризис открывает дополнительные возможности усиления инфраструктуры инновационного развития. Речь идёт о благоприятных условиях для приобретения наиболее интересных в этом отношении и зарубежных активов: небольших предприятий, инжиниринговых компаний, фондов и иных институтов, обладающих инновационным потенциалом.
Как ни парадоксально звучит, но положение в строительстве, на рынке жилья именно сейчас позволяет рассчитывать на постепенное приведение в разумное состояние всей цепочки цен в отрасли, что сделает жильё более доступным для граждан, а инвестиционный процесс менее капиталоёмким. Финансовый сектор, переживающий немалые трудности, на самом деле получил серьёзный стимул и к прогрессивной трансформации, концентрации деятельности на проблемах реальной экономики. Особые возможности открываются для развития интеграционных процессов на межгосударственном уровне, и в первую очередь со странами СНГ. Это может реализоваться не только в развитии производственной кооперации и укреплении взаимосвязей на товарных рынках, но и в налаживании международных расчётов в российских рублях, формировании масштабной рублёвой зоны. Всё это создает объективные условия для превращения рубля в одну из резервных валют, к формированию в России одного из международных финансовых центров.
Понятно, что воспользоваться этими и другими возможностями получится только в том случае, если сумеем существенно повысить эффективность управления на всех уровнях, если укрепим и обеспечим результативность институтов развития, дополним их новыми, обеспечивающими гибкость и оперативность управления. В этой связи хотел бы обратить внимание ещё раз на необходимость расширения полномочий на уровне субъектов Федерации для возможности действий на принципах проектного управления, концентрируясь на важнейших участках и прорывных направлениях в рамках государственно-частного партнёрства.
Третье. В ближайшие годы мы не можем допустить снижения темпов развития в той сфере, которая обеспечивает развитие человеческого капитала. Необходимо продолжить преобразования в системе общего и профессионального образования, всё больше адаптировать её к потребностям развивающейся экономики. Необходимо настроить всю систему образования и профессиональной переподготовки так, чтобы обеспечить высокую профессиональную мобильность людей на рынке труда. В последние годы выработаны неплохие решения стратегического характера, связанные с развитием науки, созданием системы воплощения знаний в новые технологии и эффективный продукт. Начались преобразования механизмов управления этой сферой. Выделены главные направления исследований и инженерного обеспечения, сформировались инновационные программы. В современных условиях требуется решительный шаг к созданию продуктов с высокой добавленной стоимостью, повышение глубины переработки сырья. Это обязывает нас усилить работу по выстраиванию такой системы взаимодействия науки и образования, которая бы обеспечила эффективное сочетание фундаментальных исследований и образовательных курсов, ориентированных на целевую подготовку специалистов для работы в конкретных сферах, решение сложных инжиниринговых задач.
Четвёртое. Мировой финансовый кризис усиливает конкуренцию за инвестиционные ресурсы. Потребность российской экономики в них огромна. В коренной технологической модернизации нуждается большинство отраслей экономики. Требуются большие вложения в развитие инфраструктуры, обновление систем жилищно-коммунального хозяйства. В предыдущем периоде сформировано много инвестиционных программ как государственных, так и корпоративных. В современных условиях мы должны быть совершенно убеждены в приоритетах, эффективности принятых решений, высоком общественном результате реализуемых проектов и программ. Это обязывает ещё раз взвесить принятые решения и сконцентрироваться на тех действиях, которые обеспечивают высокое качество нашего развития.
Большим масштабам и высоким темпам развития должны соответствовать долгосрочные финансово-кредитные ресурсы. И эту задачу необходимо решать, развивая национальную систему сбережений и накопления финансового капитала, пенсионных и страховых фондов, государственных резервов, совершенствуя систему их вовлечения в эффективные экономические проекты. Необходимо также повысить активность в реализации мер повышения инвестиционной привлекательности страны в целом и каждого региона в отдельности. Здесь у нас большие резервы и с точки зрения совершенствования законодательства, и управленческой практики, и информационной работы.
Пятое. С особым вниманием в предстоящий период государство должно подходить ко всему, что связано с развитием конкуренции в экономической сфере. Это и вопросы регулирования деятельности естественных монополий, и задачи таможенного и технического регулирования, и государственная поддержка экспорта, и защита интересов российских предприятий на мировых рынках, и многое другое, что способствует уверенной работе нашей экономики в условиях глобализации, становлению эффективных рыночных отношений внутри страны.
В этом ключе особую значимость приобретает системная задача развития малого и среднего предпринимательства. Её решение одновременно преследует и экономический, и социальный результат, формируя и укрепляя крайне необходимый для нормального функционирования экономики сектор. Мы расширяем надёжную социальную базу нового общества, способствуем развитию предпринимательства.
Шестое. Текущая ситуация, да и последующий период будут чреваты возникновением условий для проявления тех или иных напряжений в обществе. Органы власти обязаны сделать всё, чтобы минимизировать психологическую нагрузку на граждан. В частности, сейчас крайне необходимо так распорядиться ресурсами, выделенными для стабилизации ситуации на рынке строящегося жилья, чтобы застройщиками не были сорваны обязательства ни перед одним инвестором, проплатившим средства за строящееся жилье, и к этому есть все возможности. Местные органы власти должны организовать работу предельно конкретно, определить меры буквально по каждому дому. Такая же точно работа потребуется при организации помощи предприятиям в связи с возможным высвобождением некоторой части работающих. Во многих регионах России ситуация на рынке труда характеризовалась не недостатком, а скорее избытком рабочих мест, не обеспеченным потребностью в кадрах по многим специальностям. Сейчас потребуется оперативность в работе служб занятости, готовность помочь человеку найти новое место, получить необходимую подготовку. Рост бюджетных вложений в развитие транспортной и другой инфраструктуры также поддержит ситуацию на рынке труда.
Большая ответственность лежит на региональных органах власти, органах местного самоуправления, руководителях многих организаций за обеспечение надёжности и эффективности работы всех систем жизнеобеспечения, всех видов транспорта, коммунальных и дорожных служб, объектов энергетики, торговых организаций, всех видов связи. В этих условиях как никогда высока степень ответственности органов власти за устойчивость региональных и местных бюджетов, эффективность управления и использования общественных финансов. Это потребует в том числе и более чёткого взаимодействия на межбюджетном уровне. Такого рода предложения также рассматривались рабочей группой и содержатся в докладе.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Завершая выступление, хотел бы поблагодарить Министра экономического развития Эльвиру Сахипзадовну Набиуллину и её коллег, руководителей министерств и ведомств, проделавших в сжатые сроки большую работу по подготовке материалов на сегодняшнее заседание, сказать слова благодарности всем членам рабочей группы, руководителям регионов, организаций и предприятий, принявшим участие в работе, за деловой и конструктивный подход, за их убеждённость в том, что общими усилиями, точными действиями в современных условиях может быть обеспечено уверенное развитие России и усиление её конкурентоспособности.
Благодарю за внимание.
Д.Медведев: Спасибо, Виктор Александрович.
Теперь содоклад Министра экономического развития России Эльвиры Сахипзадовны Набиуллиной.
Пожалуйста, Эльвира Сахипзадовна.
Э.Набиуллина: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены Госсовета! Позвольте, я начну свое выступление с краткой оценки нашей текущей конкурентоспособности и особенно перспектив её роста, потому что мировой экономический кризис – это, по сути, тест на нашу конкурентоспособность.
Национальная конкурентоспособность – это такое состояние институциональной среды, такой уровень развития человеческого капитала и такая эффективность бизнеса, которые позволяют нашим товарам и услугам успешно конкурировать не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. В последние годы наша конкурентоспособность в целом росла, и прежде всего – по показателям эффективности бизнеса. В частности, удавалось поддерживать относительно высокие темпы роста производительности труда: 6–7 процентов в год, – что превышало темпы укрепления реального курса рубля. В то же время надо признать, что пока мы находимся лишь на подступах к созданию действительно конкурентоспособной экономики. И в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года на основе анализа тех вызовов, с которыми наша страна будет сталкиваться в ближайшие годы, мы сформулировали основные направления повышения конкурентоспособности.
Во‑первых, это повышение качества человеческого капитала, который в современных условиях является ключевым фактором конкурентоспособности. И мировой кризис не отменяет, по сути дела, значение этого важнейшего фактора. И от качества человеческого капитала будет зависеть способность экономики и в будущем, и сейчас к постоянному технологическому обновлению, к появлению новых секторов и гибкой реакции на изменение конъюнктуры.
Второе направление – это технологическое обновление и развитие собственно национального инновационного потенциала.
В‑третьих, это диверсификация экономики и экспорта, создание мощного сектора обрабатывающих производств, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Мы не можем и далее так зависеть от развития нескольких, пусть глобально конкурентоспособных, секторов сырьевых и энергетических. И реально диверсификация нашей экономики и будет означать конкурентоспособность всей экономической системы, а не только отдельных секторов или отдельных предприятий. И, по сути дела, мировой экономический кризис заставляет нас ускоряться по созданию более диверсифицированной структуры нашей экономики.
В‑четвертых, это развитие инфраструктуры, физической инфраструктуры, которая должна обеспечить мобильность людей и товаров и создать условия для появления новых эффективных секторов экономики, новых проектов. И, по сути, это также условие для конкурентной борьбы с другими странами за транзитные грузовые потоки.
И, в‑пятых, создание институциональной среды, которая бы способствовала тому, чтобы каждое предприятие, каждый человек повышал свою конкурентоспособность. В качестве примера, к сожалению негативного, можно привести несовершенство институтов в области земельных отношений, в области рынка недвижимости, которое в последние годы стало одним из самых важных барьеров для развития бизнеса. Это стратегические направления повышения конкурентоспособности. Я думаю, в текущих условиях нам не стоит о них забывать, потому что они действительно закладывают основу для того, чтобы страна выходила из нынешней ситуации более конкурентоспособной.
Вместе с другими ведомствами мы сейчас уточняем прогноз на 2009 год, а также последующие два года. И понятно, что в следующем году и, возможно, в 2010 году темп экономического роста снизится по сравнению с нашими бюджетными ориентирами, опиравшимися на прогноз сохранения довольно высоких, хотя имеющих тенденцию к снижению, цен на нефть. И параметры корректировки прогноза будут зависеть не только от глубины мирового кризиса, но и в значительной степени от эффективности наших собственных мер по стабилизации развития.
В настоящее время российская экономика проходит этап, который определяет довольно многое на ближайшие годы. И наша задача состоит в том, чтобы экономика продолжала нормально работать, а издержки, вызванные негативными факторами, были минимальными. Именно на это направлен одобренный Правительством план действий по оздоровлению ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Вместе с тем мы вступаем в период очень жесткой структурной перестройки экономики. И, теряя в темпах роста, мы обязаны выиграть в повышении эффективности, по сути, на всех уровнях управления: и в частных компаниях, и при реализации государственных проектов. И в государственном управлении необходимо резкое снижение издержек, и, по сути дела, это должен быть наш первый ответ на кризис.
В докладе, представленном рабочей группой Госсовета, сформулирован ряд дополнительных мер, направленных на поддержание конкурентоспособности секторов экономики в краткосрочном и среднесрочном периоде. Мы их в целом поддерживаем. Так, на наш взгляд, необходимо использовать мало задействованные на сегодняшний день длинные финансовые ресурсы. В первую очередь речь идёт о средствах пенсионной системы, институтов развития. Такие меры уже заложены в принятом Правительством плане.
Кстати, про институты развития. Возможно говорить и об их дополнительной капитализации, но в текущем 2008 году на капитализацию институтов развития и банков уже было потрачено более 1 триллиона 300 миллиардов рублей, включая 950 миллиардов предоставления субординированного кредита, дополнительную капитализацию Россельхозбанка, Росагролизинга, ВЭБа. И надо сказать, что эта сумма в два раза больше, чем мы израсходовали в 2007 году на капитализацию институтов развития. Однако, возможно, будет необходимо рассмотреть и увеличение этих средств.
Также в дополнение к уже существующим инструментам предлагается проработать ряд новых, в том числе проработать механизмы покупки или вхождения в капитал стратегических предприятий.
Особо отмечу следующее. Наши меры, помимо решения задач текущего момента, должны не просто уменьшить масштаб потерь от мирового кризиса, но и обеспечить сохранение основного вектора развития, перехода к инновационной экономике, более эффективной и в конечном счете более справедливой. И в первую очередь речь идёт о стимулировании инновационной активности. Не секрет, что расходы на инновации, наряду с сокращением инвестпрограмм, – это первые кандидаты на уменьшение при оптимизации компаниями своих расходов в условиях кризиса. И так низкая доля инновационно активных предприятий: сейчас это менее 10 процентов; минимальные расходы на НИКОР, ВВП могут снизиться. И важно предусмотреть меры, которые позволят сохранить инвестиции в НИОКР хотя бы на текущем уровне и в значительной степени повысить их эффективность. В докладе такие меры предложены. Особое внимание необходимо уделить и активизации технологической политики естественных монополий и компаний с государственным участием.
Другая задача, важнейшая с точки зрения долгосрочной конкурентоспособности, но которая способна дать отдачу и в краткосрочной перспективе, – это задача повышения энергоэффективности. И, на наш взгляд, начать необходимо с бюджетного сектора. Такие решения уже приняты Правительством – и о том, что будут подготовлены специальные программы по повышению энергоэффективности именно в бюджетном секторе. Бюджетные организации должны научиться работать в рамках жёстких финансовых ограничений и постоянной экономии. Потенциал снижения энергоёмкости здесь очень велик: по нашим оценкам, в бюджетном секторе – не менее 20–30 процентов в течение двух-трех лет. На наш взгляд, это должно стать правилом не только для организаций федерального уровня. Но мы надеемся и на то, что на уровне регионов будут приняты соответствующие решения.
Сегодня уже говорилось о развитии малого и среднего бизнеса, и малый бизнес страдает более всёго от снижения объемов кредитования, от роста процентных ставок, от ужесточения условий выдачи кредитов. При этом малый и средний бизнес, как правило, кредитовался в региональных банках, испытывающих сейчас наибольшие проблемы. Поэтому задача у нас – доведение кредитов не только до крупных, системообразующих компаний, на что были направлены и первоочередные меры Правительства, но и до малого бизнеса. На наш взгляд, нам необходимо разработать новый механизм вовлечения крупных банков в кредитование малого бизнеса, но также необходимо создать условия, чтобы работоспособные региональные банки могли выстоять и продолжать кредитование малого бизнеса. Мы приняли решение об увеличении программ поддержки малого бизнеса из федерального бюджета. Это те средства, которые предоставляются, будут увеличены в два с половиной раза, в три раза возрастет программа кредитования малого бизнеса, осуществляемая Внешэкономбанком. При этом мы считаем необходимым изменить механизм финансирования со стороны ВЭБа для того, чтобы региональные банки получили более простой доступ к этим средствам.
В целом, на наш взгляд, стоит больше увязывать поддержку, которую мы оказываем реальному сектору экономики, не только с величиной конкретного предприятия, важностью его с точки зрения социальной ситуации в регионе, но и с реализацией мероприятий по повышению эффективности его деятельности – как в части снижения энергоёмкости производства, так и в части развития инновационной активности.
Сегодня уже отмечалось, что кризис создаёт и новые возможности для России. Важнейшими мерами, которые обозначены и в докладе, и, по сути дела, характеризуют новое окно возможностей, является развитие высокотехнологичных секторов – и в том числе поддержка приобретения зарубежных высокотехнологичных активов. Разумеется, речь идёт не столько о покупке миноритарных пакетов крупнейших высокотехнологичных корпораций, по большому счёту это нам ничего не даёт, – нам нужны инжиниринговые, проектные и дизайнерские компании и подразделения, нужны активы по тем направлениям технологий, где у нас нет своих заделов, но где прогнозируется технологический прорыв и где на основе этих активов могут быть созданы целые кластеры и новые рынки высокотехнологичной продукции. И, на наш взгляд, нужно ориентировать и частные компании, и технологические госкорпорации, такие как Ростехнология, Роснанотех, на встраивание таких активов в существующие и перспективные производственные проекты на территории России.
И конечно, нам нужно увеличивать масштабы поддержки экспорта, то есть тех компаний, которые находят ниши даже на съёживающихся внешних рынках. И такие решения по увеличению федеральной поддержки экспорта продукции нами приняты, и соответствующие пункты отражены в плане.
Кроме того, считаем необходимым продолжить развитие инфраструктуры, современной высокотехнологичной инфраструктуры. Без этого достижение долгосрочных задач малореально.
В то же время с учётом сложившейся ситуации нужно дополнительно проанализировать наши планы и по электроэнергетике, и по транспорту, с тем чтобы особый упор сделать на реализации проектов, которые наиболее важны с точки зрения содействия развитию экономики, появлению новых проектов. И конечно, осуществлять эти проекты нужно при сокращении издержек и повышении эффективности.
По сути, кризис практически всегда обостряет конкуренцию, и выживают наиболее эффективные, и это очень хорошая тенденция. У нас будет и обостряться конкуренция, и, по сути дела, ускоряться консолидация. И поэтому важно сейчас сконцентрировать действия по ключевым направлениям, которые ещё раз давали бы возможность не только реагировать на текущий момент, но повышали нашу конкурентоспособность в долгосрочном плане. И здесь очень важно снижение издержек, повышение эффективности, производительности труда, энергоэффективности и сделать ставку на технологическую модернизацию, на обновление и на развитие современной инфраструктуры.
Спасибо за внимание.
Д.Медведев: Спасибо, Эльвира Сахипзадовна.
Переходим к обсуждению, к обмену мнениями.
18 ноября 2008 года, Ижевск