Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на совещании по вопросам развития жилищно-коммунального хозяйства

16 февраля 2001 года, Томск

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы обсудим сегодня с вами вопрос, который волнует в последнее время всех, и не только волнует, задевает каждого, – вопрос жилищно-коммунального хозяйства. Это важно для всей страны, но особенно актуально, конечно, для таких сложных регионов, как Сибирь и Дальний Восток.

Начать мы должны с обсуждения именно этого острого вопроса, потому что мы с вами это прекрасно понимаем: речь идет о свете и тепле в домах наших граждан. Повторяю, для России в целом, не только для Сибири и Дальнего Востока, это важно. Потому что почти 70 процентов территории страны у нас относится к категории северных и удаленных.

Надо прямо сказать, что эта проблема тесно связана и с другим вопросом – с энергетикой, с тарифами на товары и услуги естественных монополий. Об этом мы поговорим сегодня тоже, позднее будет совещание по этому вопросу, и, вне всяких сомнений, эти две проблемы должны быть увязаны друг с другом. Но начнем с первой части.

О перспективах ТЭКа, как я уже сказал, мы говорили в последнее время много. Что касается проблем ЖКХ, то они уже несколько лет не обсуждались на общегосударственном уровне. В 90-х годах, в начале 90-х годов сбросили основную часть на места в надежде на то, что будут созданы рыночные условия, и все встало. И рыночных условий на местах не создано, а денежные потоки из центра прекратились практически. И все из года в год постепенно приходит в упадок.

Вопросы ЖКХ формально относятся к компетенции местных властей. Но просто наблюдать за ситуацией, которая ухудшается из года в год, конечно, не может и федеральный центр. Я думаю, что в этом смысле самое простое и самое неправильное решение было принято в свое время – сделать вид, что это не касается Правительства.

Уже более трех лет существует концепция реформирования ЖКХ. Но нынешняя зима показала, как на самом деле, а не на бумаге, развивается ситуация в стране. И губернатор сейчас об этом тоже сказал. По сути, мы проспали реформы, а когда проснулись – оказались на пороге коммунальной катастрофы.

Когда Министр по чрезвычайным ситуациям вынужден наводить порядок в конкретном поселке, в котельной какой‑то, понятно, что речь идет о серьезнейшей государственной проблеме. И дело здесь не только в управленческой беспомощности отдельных должностных лиц.

Поэтому сразу бы хотел сказать: если приняты какие‑то кадровые решения, то это не значит, что мы должны этим ограничиться. Это не панацея. Это проблему не решит само по себе.

Дело прежде всего в общетехнической деградации отрасли. И ее проблемы не решить административными мерами. У нас немало городов, где муниципальные службы работают эффективно и с сезонными кризисами не сталкиваются. Но и у них возможности тоже на пределе. В свое время все это было заложено, все эти сети были заложены с известной прочностью. Но все имеет предел.

Средний уровень износа инженерных коммуникаций в стране составляет сегодня 60 процентов. Около четверти основных фондов отслужили свой срок полностью. Единственный наш реальный успех – начало формирования рынка жилья. В остальном ЖКХ – один из немногих нерыночных архаизмов в нашей рыночной экономике.

В отрасли все осталось по‑старому. Здесь по‑прежнему работают законы экономики дефицита. Хотя еще 10 лет назад было понятно, что неэффективная ресурсоемкая и чрезвычайно централизованная система ЖКХ не по карману не только бюджетной сфере, но и обществу в целом, населению. Базовой проблемой отрасли стало нарушение естественного цикла воспроизводства ЖКХ. По сути дела, система сама себя проедала.

Ситуацию пытались изменить, приняв в 97-м году программу реформирования коммунального хозяйства. Ее суть сводилась к следующему: потребитель платит за услуги, а производитель обеспечивает их качество по доступной цене. Схема вполне очевидная, но изначально невыполнимая. Она не учитывает ни бюджетных возможностей, ни платежеспособности населения. И никакой региональной разбивки нет. Разве можно сравнить Сибирь и Краснодарский край? А уровень платежеспособности населения в принципе‑то одинаковый. Может быть, там даже еще и повыше.

Она не учитывает и бюджетных возможностей, как я уже сказал. И поэтому программа не пошла так, как ее задумывали авторы. Много хороших идей у нас рождается, но все время забываем «про овраги».

Вот возьмем пример опять того же печально известного сейчас Дальнего Востока. Все есть, можно все, казалось бы, сделать. И деньги есть, готовы заплатить. А что выяснилось? Не за что платить. Разрезы не работают. А там, где работали, не доставить: техника ломается. При этих морозах не функционирует ничего.

Сегодня вся эта реформа, которая задумывалась, воспринимается лишь как повышение платежей за жилищно-коммунальные услуги. Появилось даже устойчивое выражение: реформа оплаты жилья и коммунальных услуг. По сути, лишь к этому и свелись все преобразования – к повышению тарифов. Сама же система ЖКХ застыла в ожидании денег.

За время этого ожидания качество услуг снизилось почти до нуля. Люди не понимают, почему они должны платить все больше и больше за ухудшающееся качество обслуживания: за грязь в подъездах, за ржавые трубы, за постоянные перебои с теплом и водой. А сама отрасль не имеет возможности и ресурсов для развития.

Наша задача – попробовать наконец разорвать этот круг. Все возможности в целом есть. Нужна только последовательность и настойчивость в достижении этих целей.

Какие меры возможны, на мой взгляд, и могли бы быть использованы. Прежде всего, конечно, нужно подумать над разрешением проблемы задолженности. Здесь нужны какие‑то ясные экономические решения.

Может быть, нужно выходить на создание программы переоснащения отрасли. Это не решение, это просто одна из идей. Надо подумать, может быть, переоснащать уже на новые юридические лица и как‑то решать в рамках государства проблему задолженности. Потребители только должны 170 миллиардов рублей. Почти треть из них накоплена в прошлом году. При этом главным должником оказывается отнюдь не население, а муниципальные предприятия и местные бюджеты.

Второе. Мы должны наконец перейти на 100-процентную оплату коммунальных услуг гражданами с высоким уровнем доходов. Хочу это подчеркнуть: с высоким уровнем доходов. Не всех подряд. Только оперативное принятие этих мер позволит перейти к решению стратегической задачи – реструктуризации всего ЖКХ.

Здесь тоже есть несколько направлений.

Первое: это демонополизация отрасли и развитие конкурентной среды наконец. Потребитель должен иметь возможность выбирать и качество, и стоимость. В противном случае ситуация будет складываться так, как она сложилась в Приморье, где уголь нынешней зимой продавали в три раза дороже, чем в среднем по стране.

Кроме того, рынок услуг в сфере ЖКХ нужно открывать и для частного бизнеса. Но сразу оговоримся: здесь огромная роль, конечно, за местными руководителями.

Второе: это привлечение инвестиций. И опять вернусь к тому, о чем только что говорил. Пока не разработаем сам механизм привлечения заемных ресурсов, говорить о том, что они сами по себе потекут сюда, невозможно.

Одной из проблем является непредсказуемость тарифной политики. Собственно говоря, я с этого начал сегодняшнюю нашу встречу. Система ЖКХ по природе своей инвестиционно привлекательна. Но сегодня инвесторов сдерживает финансовая непрозрачность предприятий и те самые долги, о которых я упоминал.

Третье – это ресурсосбережение. Газ, вода, тепло без счета – это все грустные реалии нашей жизни, которые продолжают нас сопровождать и по сей день, хотя мы говорим об этом уже очень много лет. Сколько таким образом утекает ресурсов, просто невозможно подсчитать. Очевидно, что сегодня в ресурсосбережение надо и деньги вкладывать, стимулировать, создавать соответствующие условия. И свои предложения должно внести, конечно, и Правительство.

Четвертое: коренным образом необходимо изменить характер договорных отношений между ЖКХ и потребителями коммунальных услуг.

Пятое: адаптация к современным условиям законодательной базы.

И вот, наконец, прошу Правительство разработать и представить до середины апреля программу модернизации жилищно-коммунального комплекса России.

Особо хочу подчеркнуть: роль Правительства в решении проблем ЖКХ не снимает ответственности и с местных руководителей. Выполнение федеральных стандартов, погашение бюджетных задолженностей перед отраслью, регулирование управленческих процессов – все это должно быть предметом нашего с вами общего строгого контроля как на региональном, так и на федеральном уровне.

Спасибо.

16 февраля 2001 года, Томск