Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
В.Путин: Добрый день.
Наше совещание по проблемам легкой промышленности не случайно проходит именно здесь, в Иванове. И очень приятно, что это происходит накануне праздника 8 Марта, потому что в отраслях легкой промышленности работает очень много женщин. Прежде всего я хочу поздравить с наступающим праздником и присутствующих в зале, и всех наших женщин.
В текстильной промышленности работает около миллиона человек, и хотя бы поэтому она заслуживает особого внимания, уже не говоря о том, что результатами работы отрасли пользуются миллионы и миллионы наших сограждан.
Предприятия отрасли зачастую градообразующие. Сегодня мы как раз говорили об этом с губернатором по дороге из аэропорта. И это особая проблема.
Положение в легкой промышленности непростое. Уверен, что все сложности присутствующие в зале знают не хуже меня, а, наверное, лучше.
За последние восемь лет здесь произошло одно из самых больших среди отраслей экономики падение производства — до 87 процентов, а в некоторых областях еще больше.
Правда, насколько мне стало известно от губернатора, Ивановская область, несмотря на значительный обвал, все‑таки с меньшими потерями вышла из ситуации, которая сложилась за последние годы.
Огромное число предприятий оказались убыточными. Их насчитывается 62,5 процента. Сейчас этот показатель стал чуть меньше, но в целом картина мало изменилась.
Самые тяжелые последствия такого падения – это, конечно, социальное самочувствие людей, оставшихся без работы. В небольших городах и поселках, где расположены градообразующие предприятия, других крупных производств подчас просто нет.
Думается, сегодня необходимо еще раз обозначить причины, приведшие отрасль к такому плачевному состоянию. Среди них, безусловно, есть и причины объективные, выросшие из так называемой плановой экономики.
Но кроме того, работа текстильной промышленности была парализована и отсутствием сырья, в одночасье оказавшегося за границей Российской Федерации, в бывших союзных республиках. К этому добавилось отсутствие оборотных средств, недоступность банковских кредитов и так далее.
Одновременно в страну хлынул поток дешевых и разнообразных импортных товаров. Спрос на продукцию отрасли в стране упал. Государство, которое традиционно приобретало продукцию для медицинских, детских учреждений, силовых структур и так далее, также значительно снизило закупки.
Хотелось бы выделить и еще одну важную причину. У большинства предприятий отрасли так и не появилось эффективного собственника. И мы с руководством отрасли это тоже обсуждали. К сожалению, даже временные управляющие, несмотря на высокую, а, может быть, даже слишком высокую заработную плату, зачастую не справляются с задачами, которые перед ними ставятся.
Я, конечно, не буду перечислять все грехи и сваливать все проблемы на новых собственников или на новых управляющих. В том, что отрасль в тяжелом положении, есть наша общая вина, я хочу подчеркнуть – именно общая. Государство тоже несет огромную долю ответственности за это состояние. Мы долго и пассивно наблюдали за процессами, фиксировали и обсуждали их и, к сожалению, мало что делали.
В сентябре я был на Чебоксарском хлопчатобумажном комбинате. Перед тем как приехать сюда, посмотрел по документам, что в Иванове происходит. Ситуация на большинстве предприятий отрасли очень похожая.
Еще раз хотелось бы отметить, что за последний год, за последние месяцы был сделан, конечно, сильный рывок. И это отрадно.
Но в целом ситуация по отрасли похожая. Это: нехватка оборотных средств, низкая заработная плата, социальная проблема, бесправие малых акционеров и многое-многое другое.
И все же, несмотря на остроту и вал проблем, в прошлом году в отрасли увеличился объем производства на 20 процентов по сравнению с 1998 годом. Некоторые текстильные предприятия даже почувствовали нехватку рабочих рук. Все это – признаки поворота отрасли к более здоровому состоянию. Но поздравлять, конечно, друг друга рановато.
Думаю, вы знаете главную причину, обеспечившую этот рост производства. Снизилась конкуренция со стороны импортных товаров из‑за девальвации 1998 года. Действие остальных факторов, определяющих кризисное состояние отрасли, пока сохраняется.
Поэтому, как говорится, расслабляться преждевременно, хотя нужно воспользоваться этим моментом. У нас еще есть шансы воспользоваться теми благоприятными факторами, которые за последнее время сложились в экономике в целом.
Естественно, возникают вопросы, что и как можно сделать. Я позволю себе в самом обобщенном виде сказать, как нам это представляется.
Прежде всего следует сформировать полноценный платежный спрос. Здесь роль государства, и мы это тоже понимаем, является определяющей. Спрос на вашу продукцию зависит в первую очередь от роста доходов населения. Повышение качества жизни – одна из приоритетных задач государства. Уверен, что в ближайшее время механизм роста доходов, пусть пока на малой скорости, но все‑таки начнет работать, набирать обороты.
Мы должны иметь в виду, что люди хотят покупать, конечно, недорогие, но обязательно качественные товары. Если не добьемся улучшения качества, то результата тоже не будет.
Потенциально рынок России способен обеспечить работу тысяч предприятий. Важно воспользоваться этой перспективой и не упустить момент.
Как нам видится роль государства в нашей совместной работе?
Во‑первых, мы увеличиваем закупки вашей продукции для социальных нужд и силовых структур. Знаю, что есть значительные задолженности, и готов поговорить об этом отдельно.
Во‑вторых, государство будет более активно защищать интересы российских предприятий на внешнем, а также на внутреннем рынке – защищать от недобросовестной или необоснованной конкуренции. Но и отрасли нужно смелее выходить на мировой рынок, отвоевывать в нем свои ниши.
Этот путь прошли все страны, где низок внутренний спрос. Например, Китайская Народная Республика. Мы знаем этот очень хороший, очень яркий пример.
Знаю, что и в нашей отрасли есть примеры успешной деятельности такого рода. Экспорт ряда предприятий заставил некоторые страны даже ввести ограничения на поставки отдельных товаров из России. Когда я говорил о роли государства, то уже упоминал о том, что нашим внешнеторговым государственным учреждениям, функционирующим по линии Министерства иностранных дел, будут, без всяких сомнений, даны дополнительные указания плотнее работать с нашими производителями и нашими экспортерами за рубежом.
У государства, конечно, есть и другие обязательства перед отраслью. Есть еще одна проблема, влияющая на спрос. Торговые организации часто отказываются закупать продукцию отечественной легкой промышленности. Причина – выброс на рынок товаров, произведенных в подпольных мастерских и кооперативах, многие из которых незаконно используют символику известных западных компаний.
Это, конечно, не только подрывает промышленность. Это к тому же крайне негативно влияет на образ России за рубежом. Останавливает иностранных инвесторов, которые справедливо боятся «дикой» российской конкуренции и такого рынка. И, разумеется, одна из задач государства в этой сфере, задач правоохранительных органов прежде всего состоит в том, чтобы эту пиратскую конкуренцию прекратить.
Второе направление антикризисной политики – техническое перевооружение отрасли. Конечно, развитие предприятий, особенно если они акционированы, это прежде всего забота инвесторов, хозяев предприятий, менеджеров, задача государства – обеспечить благоприятный инвестиционный климат. Однако невозможно привлечь инвесторов к предприятиям, не имеющим перспектив развития.
Поэтому мы должны активно пропагандировать опыт лидеров в преодолении кризиса. А такого опыта и в мире, и в нашей стране уже накоплено достаточно. Успешно работающее производство – это верный, хороший ориентир для инвесторов.
Необходимо разработать программу, стимулирующую выпуск товаров легкой промышленности. Это, конечно, прямая обязанность Министерства экономики России. И требование здесь одно: программа должна работать. Главное – не повторить судьбу многих отраслевых документов, которые живут на бумаге и только на бумаге. Таких программ у нас достаточно: и президентских, и правительственных, и отраслевых, и так далее.
Тем более что примеры жизнеспособных программ все‑таки есть. Например, по развитию льняного комплекса. Здесь, несмотря на недостаточное финансирование, удалось за счет концентрации ресурсов добиться хороших результатов. Льняная промышленность получила сегодня экспортных заказов в три раза больше, чем позволяют имеющиеся в России ресурсы сырья.
Подобные реальные программы должны быть разработаны в тех регионах страны, где текстильная промышленность, легкая промышленность в целом является преобладающей.
Такой опыт уже есть в Ярославской, Владимирской, Тверской, Костромской областях. Там главным инструментом поддержки предприятий стало снижение ставок местных налогов.
Есть еще одна проблема, которую не решить без помощи власти на местах. Предприятия отрасли надо освободить от полного содержания объектов социальной инфраструктуры. Я понимаю проблемы местных властей. Давайте будем решать их вместе. Мы готовы трудиться совместно. Я понимаю, что такое взять на себя решение социального вопроса, учитывая сложности, имеющиеся у местных бюджетов, но тем не менее мы обязательно должны это сделать.
Если мы поможем предприятиям сегодня – завтра они, заработав в полную силу, наполнят местный бюджет.
Нам также необходимо проработать вопрос о привлечении в легкую промышленность средств бюджета развития и банков, которые контролирует государство. Эти средства направить на поддержку приоритетных инвестиционных проектов. Думаю, будет правильно с особым вниманием отнестись к перспективам развития таких производств в Северо-Кавказском регионе. С одной стороны, там присутствует избыточная трудовая сила, с другой – огромный комплекс нерешенных социальных и политических проблем.
Третье направление – решение проблемы обеспечения отрасли сырьем. Здесь все упирается в отсутствие у предприятий оборотных средств. А раз их нет – сырье закупать не на что. Чтобы выжить – прибегают к «давальческим схемам».
В Ивановской области (во всяком случае, такая картина складывается по документам) 95 процентов сырья – это «давальческое». Причем многие считают такой подход прогрессивным. Мне кажется, точнее, я уверен, что это хорошо. Однако есть и проблемы, связанные в основном с тем, что предприятия ограничены в продаже своего конечного продукта, выборе рынков сбыта и так далее. Фактически они попадают в зависимость.
В этих условиях необходимо стремиться к снижению процентной ставки по кредитам банков. За год средняя ставка по стране уже упала с 45 до 32 процентов. И Правительство будет дальше проводить такую же сбалансированную и целенаправленную политику, особенно по соблюдению так называемых макроэкономических показателей, потому что без соблюдения этих макроэкономических показателей процентную ставку не снизить. Мы будем настойчиво добиваться этого результата.
Далее. Мне кажется, что государство может оказать помощь, выделяя средства из бюджета. Мы тоже постараемся поактивнее действовать в этом направлении. Если в прошлом году отрасль получила, если мне не изменяет память, где‑то 211 миллионов, то в этом году, как известно многим присутствующим в зале, запланирован 1 миллиард 600 миллионов. Главное, чтобы они в срок выделялись. И с учетом того, как идет сегодня, в данный непосредственный момент, исполнение бюджета. А в отличие от аналогичного периода прошлого года, т. е. января, февраля и марта прошлого года, мы, как это ни странно, работаем с профицитом.
Я говорю, «как это ни странно», потому что обычно в начале года всегда обозначается небольшой провал по доходам в бюджет. В этом году мы идем с профицитом, и есть основание полагать, что и задачи по оказанию поддержки текстильной отрасли будут выполнены в те сроки, которые необходимы для того, чтобы раскрутить производство.
Наконец, третье. Заключены межправительственные соглашения с Узбекистаном и Таджикистаном – основными поставщиками сырья.
Мне лично пришлось очень долго и подробно на этот счет разговаривать с Президентом Узбекистана Каримовым. У них свои подходы; уверен, что многие из вас знают, в чем они заключаются. Но, мне кажется, что мы должны более последовательно отстаивать свои интересы – и отраслевые, и общегосударственные. Несмотря на то что у всех этих стран – республик бывшего Советского Союза – есть свои интересы, это близкие нам республики, это братские народы, это люди, с которыми мы говорим на одном языке. У них есть свои интересы, которые необходимо уважать. Но стремиться нужно к тому, чтобы находить баланс своих и чужих интересов. В принципе договориться можно всегда.
Надо наконец навести порядок и с различными структурами, которые занимаются сбытом продукции. Конечно, без посредников в рыночной экономике существовать невозможно. Но если эти посредники кроме посреднических функций берут на себя массу других и подминают производителя, то это уже никуда не годится. Это еще одна сфера, на которую правоохранительные органы должны обратить более пристальное внимание. В этом направлении мы тоже будем работать. Однако я бы хотел особо обратить на это ваше внимание.
Любые меры не помогут делу, если новые хозяева предприятий – а в основном все, как я уже говорил, акционировано – не изменят отношения к собственному бизнесу. Нужны энергичные управленцы, грамотные, современные, но такие, которые понимали бы, что дело не только в качестве так называемых трудовых ресурсов.
Когда мы говорим о трудовых ресурсах, мы никогда не должны забывать, что за этим термином стоит. За этим термином стоит конкретный российский гражданин и труженик. Прежде всего нужно думать о простом российском человеке. И тогда нам всем будет сопутствовать успех. Спасибо вам большое за внимание.
7 марта 2000 года, Иваново