Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
В.Путин: Прежде всего хочу еще раз поблагодарить своего коллегу, Премьер-министра Швеции, за приглашение принять участие в этом мероприятии. Уверен, что это новое качество отношений между нашими странами позволит решать и задачи нового уровня. На состоявшихся переговорах мы подтвердили, что у нас единая позиция по главным, принципиальным вопросам развития континента. Мы убеждены, что сохранение и развитие стабильной, демократической, мирной и единой Европы – в интересах всех населяющих ее народов. Исходя из этого мы намерены и в будущем вести конструктивный позитивный диалог с нашими партнерами.
В ходе сегодняшнего саммита мы обсудили несколько вопросов, которые, на мой взгляд, представляют особый интерес. Это вопросы европейской безопасности в ее политическом и экономическом измерениях, а также российские инициативы в этой области. Затем, конечно, проблемы расширения Евросоюза, которые возникают для России и для некоторых наших партнеров, в том числе и проблемы, связанные с одним из регионов Российской Федерации – Калининградской областью, которая окажется, таким образом, в абсолютно анклавном положении, окруженная со всех сторон странами Евросоюза. Я думаю, для моих коллег было важно услышать – мы это зафиксировали: мы будем исходить из того, что мы не просто должны нивелировать все возможные негативные последствия для России, а наоборот – использовать те преимущества, которые, несомненно, дает расширение Евросоюза. Мы уверены, что учет взаимных интересов послужит и стабильности, и экономическому благополучию на континенте.
Важный аспект сотрудничества – так называемый энергодиалог, то есть поставки в Центральную и Западную Европу российских энергоносителей. Естественно, с параллельным привлечением европейских капиталовложений для развития российской энергетики. Если мы выйдем на решение этих проблем в практическом плане, то не только обеспечим необходимые условия для энергетической безопасности Европы, но и абсолютно точно в значительной степени будем способствовать устойчивому росту экономики Европы и занятости населения европейских стран.
Хотел бы подчеркнуть, что сегодняшнее положение в Европе является уникальным. Все страны Европы объединены общими демократическими принципами. Нас не разделяют ни идеологические занавесы, ни внешнеполитические барьеры. Мы ясно понимаем и нашу культурную близость, и, самое главное, общность интересов. И сегодня, в начале тысячелетия, мы должны, обязаны использовать эту уникальную возможность сделать Европу моделью цивилизованного общения, действенного, эффективного объединения усилий народов. Я думаю, у нас есть такой шанс, и мы должны его использовать.
В завершение хочу отметить, что очень высоко оцениваю результаты нашей встречи с Премьер-министром Швеции. Вне рамок саммита мы обменялись с ним и соображениями по развитию двусторонних отношений, прежде всего в торгово-экономической сфере. Мы договорились, что конкретизируем некоторые аспекты сотрудничества в ходе предстоящего в ближайшее время визита Председателя Правительства России Михаила Касьянова в Швецию.
И, наконец, мы энергично поддерживаем предложение нашего люксембургского коллеги об участии Европейского союза в праздновании 300-летия Санкт-Петербурга. Хочу подтвердить слова Премьер-министра Швеции, который только что сказал, что Петербург создавался как «окно в Европу». Но это не только «окно Европы». Это очень яркий, зримый пример результатов совместной работы, потому что Петербург – русский город, но один из самых «европейских» российских городов. Именно потому, что создавался талантом и гением лучших представителей Европы. Это зримый результат сотрудничества Европы и России.
Вопрос: Какое политическое решение по Чечне Вы видите? Когда оно может быть принято?
В.Путин: Завершая выступление на саммите, я отреагировал на озабоченность моих коллег по поводу положения в Чечне. Мы разделяем эту озабоченность.
Там действительно есть вопросы, подлежащие разрешению, и эти вопросы лежат в гуманитарной сфере. Это прежде всего возвращение беженцев в места их постоянного проживания, развитие институтов судебной защиты населения, вообще укрепления институтов власти в республике и поднятия экономики – там почти сплошная безработица. Собственно говоря, эта безработица и является основной базой для правонарушений, для подпитки бандформирований и так далее. Это комплексная задача, которая требует больших административных усилий и финансовых средств. Это задача, которая не может быть решена без привлечения самого чеченского народа.
Вы знаете, что там не ведется никаких боевых действий. Мы приняли решение о частичном выводе военного контингента с территории Чечни, и войска уже уходят. Но, конечно, там останется столько войск, сколько потребуется для того, чтобы была обеспечена возможность для развития мирной жизни. Сейчас всеми действиями по борьбе с террором там руководят не военные, а представители специальных служб. Повторяю, мы будем укреплять демократические процедуры в республике и при создании соответствующих условий приступим к процедурам по выборам руководства республики.
Мы готовы к сотрудничеству с международными организациями. Сегодня на территории Чечни присутствуют представители, наверное, всех известных международных организаций. Мы и дальше намерены сотрудничать с международным сообществом, мы абсолютно открыты в этой сфере.
Но если уж вы затронули эту тему, я позволю себе провести некоторые параллели. То, что сейчас происходит в Македонии, очень напоминает мне события в Чечне. Напомню, что в 1996 году Россия ушла с территории Чечни совсем. Вакуумом, который там образовался, воспользовались деструктивные силы, националистические силы, силы религиозных экстремистов. Эти силы были накоплены и выплеснулись в виде агрессии на соседнюю Республику Дагестан. Если бы не предприняли адекватных мер, то сегодня мы имели бы дело с другими проблемами, гораздо более масштабными. Решение было – уничтожить банды террористов на территории Чечни, разоружить террористов, а тех, кто не хочет разоружаться, – уничтожить или предать суду. Сегодня мы абсолютно то же самое наблюдаем в Македонии. При этом международное сообщество приняло решение о разоружении армии освобождения Косова. Известно, что была принята резолюция 1244 Совета Безопасности ООН. Для разоружения террористов – тех, кто сегодня атакует Македонию (не повстанцев, а террористов – нужно называть вещи своими именами), – ничего не сделано. И как раз это создает условия для раскачивания Европы в самом ее сердце. И дальше ситуация может развиваться таким негативным образом. Нет уверенности в том, что и другие страны региона находятся в полной безопасности. А теперь сами сделайте вывод: правильно поступила Россия, что таким решительным образом перешла к борьбе с терроризмом, или нет. Но в заключение хочу сказать, что согласен с тем, что существуют гуманитарные проблемы.
Вопрос: В ходе дискуссий в Стокгольме затрагивались проблемы расширения Европейского союза и присоединения России к Всемирной торговой организации. Не могли бы Вы несколько шире рассказать об этих двух проблемах касательно перспектив Калининградской области. Может быть, относительно нашего вступления в ВТО есть какие‑нибудь пожелания наших европейских партнеров?
В.Путин: Это две проблемы, на которые мы обратили особое внимание. Что касается расширения Европейского союза, мы оцениваем его положительно. Есть проблемы, которые вполне могут быть решены. На страны Евросоюза уже сегодня приходится 35 процентов внешнеторгового оборота Российской Федерации. А после расширения будет 50 процентов. Естественно, нас волнует проблема Калининграда. Для нас важно, чтобы вопросы транзита для Калининграда были решены еще до принятия решения о вступлении в Евросоюз новых членов.
Что касается того, что ждет от нас Евросоюз в связи с вступлением в ВТО, наверное, лучше спросить моего шведского коллегу. Я вам скажу, чего мы ожидаем. Мы не ожидаем никаких преференций для России. Но рассчитываем и просим об этом наших партнеров, чтобы к России применялись стандартные правила вступления в ВТО, те обычаи, которые применяются при вступлении новых членов во Всемирную торговую организацию, – не больше. Чтобы к нам не применялись какие‑то особые, обременяющие правила.
Россия стоит сегодня перед выбором стратегии среднесрочного экономического развития. Для нас очень важно, по какому пути мы пойдем, а выбор этого пути будет зависеть от того, о чем мы договоримся с нашими европейскими партнерами. Для нас очень важно, чтобы были сняты необоснованные, на наш взгляд, демпинговые процедуры в отношении российского экспорта. В результате применения этих демпинговых процедур в отношении российских товаров Россия за последние несколько лет понесла ущерб в размере около 2,5 миллиарда долларов США. Мы считаем, что должны энергично продвигать дальнейший диалог между Россией и Европой, создать на государственном уровне условия для инвестирования в различные секторы российской экономики. И распространить правила, которые мы выработаем в рамках «энергодиалога», на другие сферы сотрудничества, прежде всего на сотрудничество в высокотехнологичных областях. Вместе заняться решением проблем инфраструктуры. Использование территории России для продвижения западноевропейских товаров на азиатские рынки будет существенно удешевлять эти товары и повышать их конкурентоспособность. Все эти меры – не виртуальные, а конкретные – приведут к удешевлению товаров европейского производства, повышению их конкурентоспособности, созданию новых рабочих мест на Европейском континенте. Мы абсолютно в этом убеждены.
Что касается требований к России со стороны Европейского союза, их в обобщенном виде высказал господин Проди. Я считаю их абсолютно справедливыми, и Россия, разумеется, будет не только выполнять то, что она планировала раньше, но и в соответствии с теми пожеланиями, которые мы сегодня услышали, мы будем строить свою политику. В том числе продвигать соответствующие решения через парламент Российской Федерации.
23 марта 2001 года, Стокгольм