Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Выступление на расширенном заседании совместной коллегии Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам

16 апреля 2001 года, Москва

В.Путин:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Положение дел в финансовой сфере наиболее точно отражает состояние экономики и социальной сферы России. Бюджет страны – это, собственно, и есть сама суть и содержание основных направлений государственной политики.

Министерству финансов здесь принадлежит, конечно же, ключевая роль: именно оно отвечает за единство финансовой, бюджетной, налоговой, валютной политики государства и в конечном счете за результативность этой политики. Работа вашего ведомства напрямую влияет на развитие всей нашей экономики, во многом предопределяет эффективность работы всего Правительства России.

В этой связи считал бы необходимым согласиться с Министром и предельно откровенно поговорить по тем проблемам, которые волнуют ваше ведомство, да и страну в целом.

В настоящее время идет активная работа над проектом федерального бюджета на следующий год. Он должен быть бездефицитным – почему, вы это знаете лучше, чем кто‑либо другой. Кроме того, при его формировании следует четко соблюдать приоритеты финансирования, не следует забывать то, о чем мы говорили в прошлом году, и здесь мне бы хотелось в качестве приоритетов назвать социальную сферу, безопасность государства, поддержку образования и научного потенциала России.

В этом году следует особое внимание обратить на судебную реформу, на реформу государственной службы. Мы не должны допускать растаскивания дополнительных – если можно так сказать, «нечаянных» – доходов по разного рода финансовым дырам. Нужно уходить наконец от ситуации, когда мы из года в год становимся заложниками того или иного уровня цен на энергоносители на мировых рынках.

В этой связи принципиально важным считал бы обеспечение максимальной защиты федерального бюджета и всей нашей экономики от воздействия внешних факторов. В Послании Президента Федеральному Собранию говорилось об идее бюджета из двух частей. Первая часть могла бы строиться исходя из пессимистической оценки цен на товары нашего экспорта, прежде всего традиционного. Вторая часть образуется за счет дополнительных и тоже прежде всего экспортных доходов.

Хотел бы остановиться и на других задачах и проблемах. Одна из них – сегодня это становится все более очевидным – это темпы инфляции. За первый квартал они почти вдвое превысили запланированный в бюджете уровень. Инфляция начинает съедать наши доходы, а значит, становится одной из основных угроз экономическому росту. Здесь необходимо активно управлять бюджетными инструментами, остановить наращивание неэффективных расходов.

Разумеется, не все зависит от Министерства финансов, многое зависит от всего экономического блока, но многое и в ваших руках. Хотел бы также подчеркнуть: результативность бюджетной политики определяется не только формальным исполнением отдельных статей федерального бюджета, но и конкретными достижениями в социальной сфере и экономике в целом. За цифрами должен стоять результат.

Еще одна задача – дальнейшее реформирование налоговой сферы. Наша цель остается прежней – хорошо просчитанное последовательное снижение налогового бремени. Но при этом важно понимать, что налоговые послабления, конечно же, нужны не сами по себе, они должны помогать и работать в первую очередь на тех, кто честно платит налоги, кто стремится развивать производство.

Уже сделанное нами в налоговой реформе свидетельствует, и хотел бы особо на этом остановиться, что впервые за многие годы государство преследует не чисто фискальные цели, а добивается поощрения развития деловой активности в стране. Наконец мы от слов перешли к делу. Создаются условия для повышения доходов федерального бюджета за счет развития предпринимательства, а не за счет просто повышения собираемости, хотя и это остается еще актуальным.

По сравнению с первым кварталом прошлого года сборы от подоходного налога, который, как вы знаете, был снижен до 13 процентов, возросли почти на 70 процентов. Я думаю, что никто из сидящих в зале не ожидал такого эффекта, правительство тоже не ожидало. В целом собираемость увеличилась в реальном исчислении процентов на 30–40.

Существенным образом повлияла на собираемость либерализация в таможенном деле. Председатель ГТК приведет, может быть, более точные цифры, но в целом тоже процентов на 30 за первый квартал мы собрали больше, чем за тот же период прошлого года, это реальный результат.

Просил бы обратить приоритетное внимание на необходимость повышения качества готовящихся в этой сфере документов, прежде всего законопроектов. Плохое, некачественное законодательство – это корень многих проблем. Нужно добиваться, чтобы законы имели характер прямого действия, а механизм их реализации был бы хорошо продуман и предельно ясен. В этой важнейшей сфере просто не может быть неоднозначно трактуемых или отсылочных норм.

Далее хотел бы обратить внимание на необходимость совершенствования межбюджетных отношений и обеспечения устойчивой сбалансированности бюджетов всех уровней. Нарекание со стороны региональных и местных властей вызывает действующая система разграничений налоговых и бюджетных полномочий. В этом году мы в качестве одной из приоритетных задач во внутриполитической сфере ставим разграничение полномочий между субъектами Федерации, между муниципальным и федеральным уровнями управления.

Мы с вами знаем, что суть всех этих процессов – в бюджетной сфере. Еще очень многие полагают, что федеральный бюджет забирает высокодоходные налоги, а трудно собираемые оставляет субъектам Федерации. Предметом критики являются и пропорции распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы. В ближайшее время мы обязаны завершить формирование целостной системы финансовой поддержки регионов, и здесь важно четко разграничить расходные и налоговые полномочия, реально обеспечить соблюдение этого принципа.

Например, в 1999 году задолженность региональных бюджетов перед федеральным по таким налогам, как НДС, акциз, земельный налог, арендная плата за землю и плата за недра, составила 10,4 миллиарда рублей. Предпринятые в прошлом году органами федерального казначейства меры уже частично изменили ситуацию. Сегодня распределение налогов между бюджетами в основном соответствует нормам. Субъекты Федерации убедились, что федеральная власть последовательна в своих намерениях отстоять нормы федерального законодательства, мы эту задачу отчасти решили.

Но, с другой стороны, нужно подумать над укреплением доходной базы самих региональных и местных бюджетов. Все эти вопросы надо учесть в ходе подготовки программ развития бюджетного федерализма на период до 2005 года. Нашей задачей не является суперцентрализация, в том числе и в финансовой сфере: доходы муниципального и регионального уровней управления должны быть достаточны для выполнения тех задач и функций, которые перед ними стоят.

Наконец, последнее и очень важное направление – управление государственными долгами. Стратегия в этом вопросе остается для нас важнейшим элементом бюджетной политики. Нужно стремиться к сокращению долга, к улучшению его структуры, к снижению стоимости его обслуживания. Для этого стоит создать единую систему управления государственным долгом, при этом не забывая предельно осторожно подходить к приобретению новых долгов, новых обязательств.

Здесь имеется много разных подходов, много идей, но наращивание долгов не может быть признано генеральной линией развития для страны в этой сфере. В этой связи потребуется внести существенные изменения в нормативные документы, необходимо использовать изменения в международной практике, рыночные механизмы.

В заключение несколько слов о принципах работы Министерства финансов. Минфин по своей природе – достаточно консервативное ведомство, и в общем это неплохо для стабильности страны. Но все же я призываю сотрудников Министерства смотреть на предлагаемые другими ведомствами новации и реформаторские проекты не только с позиции нынешнего дня и не только с узковедомственной, а с широкой – государственной – точки зрения. Порой то, что выглядит сегодня как потеря, в будущем может обернуться для страны значительной прибылью, уверен, сотрудники Министерства вполне могут это просчитать.

Уважаемые коллеги, все поставленные задачи – далеко не узкопрофессиональные. Конечно, Министерство финансов призвано решать их совместно с другими ведомствами, прежде всего с ведомствами экономического блока. Но мы должны отдавать себе отчет в том, что состояние федерального бюджета, состояние финансов – это каркас, основа не только социально-экономической, но и политической жизни страны. Это индикатор, диагноз и прогноз одновременно развития общества и государства, в конечном счете – это база для нашего национального прогресса.

Я хочу вас поздравить с тем, что здание у вас отремонтировано, хочу вас поблагодарить за результаты работы в прошлом году и пожелать успехов в году текущем.

Спасибо вам за внимание.

16 апреля 2001 года, Москва