Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Совместная пресс-конференция с Президентом Франции Жаком Шираком

2 июля 2001 года, Москва, Кремль

В.Путин: Мы с Президентом Шираком с удовольствием проинформируем Вас о результатах работы за вчерашний и сегодняшний день. И ответим на ваши вопросы.

Должен сказать, что я искренне рад новой встрече с Президентом Франции. Мы с удовлетворением отмечаем, что российско-французские отношения находятся на подъеме. За вчерашний день мы обсудили практически все вопросы в неформальном режиме, которые представляют интерес для Франции и России. И мы придаем важное значение совместному Заявлению о стратегической стабильности. На основе этого Заявления Франция и Россия могут еще более эффективно взаимодействовать в области международной безопасности. В ходе переговоров и вчера, и сегодня я еще раз подтвердил: Россия приветствует ответную готовность Соединенных Штатов Америки к сокращению стратегических наступательных вооружений. Наши конкретные предложения заключаются в том, что мы готовы к дальнейшему контролируемому снижению СНВ до уровня 1500 боезарядов и даже ниже. Хочу подчеркнуть особо: контролируемому снижению. Однако эта проблема нами тесно связывается с сохранением Договора по противоракетной обороне от 1972 года. Мы подробно говорили с Президентом о дальнейшем совершенствовании всеобъемлющей системы международной безопасности. Россия поддерживает инициативы Президента Франции, направленные на проведение соответствующих международных форумов по этому вопросу.

Значительное внимание было уделено в ходе дискуссии строительству отношений между Россией и Европейским сообществом. Как вы знаете, совсем недавно в Москве, по инициативе Романо Проди мы начали обсуждать тему единого экономического пространства в Европе. В этой связи я вспоминаю соответствующие высказывания президента де Голля, который говорил о необходимости строительства единой Европы от Атлантики до Урала. И в этом смысле нам особенно приятно обсуждать эту тему с Президентом Шираком. Мы чувствуем, что руководство Франции в его лице придерживается этих установок, которые в свое время были высказаны де Голлем. Я не буду здесь распространяться в отношении Италии, но мы также почувствовали искреннюю заинтересованность двигаться навстречу друг другу.

Разумеется, мы очень много времени уделили двусторонним отношениям. И не только в политической области, но и в сфере экономического развития и строительства связей между двумя государствами. Мы говорили о том, что ряд областей представляют особый интерес как для Франции, так и для России. К этим областям, безусловно, относится диалог в энергетической сфере. Должен сказать, что Россия еще раз на встрече с коллегами из Франции подтвердила свою готовность развивать энергетические отношения с Европой, сделать энергетический рынок стабильным, обеспечивающим загрузку рабочих мест сегодня, но и обеспечивающим нормальное позитивное развитие европейской экономики на базе энергоносителей из России. Мы будем поддерживать деятельность крупных французских инвесторов и наших партнеров, таких как «Тоталь», «Газ де Франс» в тех проектах, в которых они уже участвуют, в рамках которых они планируют расширение своей деятельности в России.

Другой важной сферой взаимодействия является сотрудничество в высокотехнологичных отраслях. Это телекоммуникации, космос, авиастроение. Разумеется, когда мы говорили о сотрудничестве в экономической сфере, мы не могли не упомянуть проблемы, связанные с экологией. Мы еще раз подтвердили свою приверженность Киотским соглашениям.

Мы не могли не затронуть такую чувствительную для обоих государств сферу, как сотрудничество в области культуры, образования и науки. Мы очень хорошо знаем, что народы двух стран на протяжении длительного исторического времени связывают особые отношения в этой сфере. Вчера в Петербурге состоялась встреча деятелей искусства и науки Российской Федерации и Франции. Мы будем всячески поддерживать усилия организаций гражданского общества по расширению контактов между нашими государствами.

В целом должен сказать, что беседы с Президентом Франции были для меня, для моих коллег и интересными, и очень полезными.

В заключение хотел бы сказать, что немаловажным является то, что господин Президент, будучи одним из авторитетных политиков в Европе, является и очень приятным собеседником. И время, проведенное вместе, было еще и очень приятным. Хочу господина Ширака за это сердечно поблагодарить.

Ж.Ширак: В свою очередь я хотел бы выразить признательность и лично от себя, и от всей своей делегации Президенту России за ту теплую и дружескую атмосферу, которая установилась во время наших встреч. И должен отметить, наши беседы были очень интересными.

Россия и Франция вместе вписали немало славных страниц в историю человечества. И все эти страницы наполнены взаимным уважением и дружбой. Сегодня Франция и Россия во многом имеют общее видение будущего. Мой визит способствовал укреплению российско-французского партнерства по всем направлениям. Мы разделяем общие принципы многополярности, без которых было бы невозможно обеспечить мир, преодолеть последствия «холодной войны» и содействовать процессу воссоединения европейского континента.

В этом духе мы говорили и о вопросах безопасности. В ходе наших переговоров мы подтвердили ключевые принципы, направленные на обеспечение стратегической стабильности и мира, – это уважение права, отказ от политики вооружения, активизация международных усилий, направленных на сохранение режима нераспространения. И все эти принципы нашли свое отражение в принятом нами совместном заявлении.

Мы достигли важных соглашений в области двустороннего торгово-экономического сотрудничества, в том числе в аэрокосмической сфере. Это особенно важно. Я не буду останавливаться на деталях, так как мои российские и французские коллеги только что провели совместную конференцию по этому вопросу.

По инициативе министров транспорта мы также подписали соглашение о воздушном сообщении.

Мы обнаружили единство взглядов в оценке новых угроз для нашей планеты, особенно по вопросу важности соблюдения обязательств в рамках Киотского протокола.

<…>

Мы также говорили о необходимости расширения нашего сотрудничества по линии гражданского общества двух стран.

Важные переговоры провели наши министры промышленности и торговли. Они касались вопросов энергетики и газа.

Мы обменялись мнениями (которые, кстати, во многом совпадают) о ситуации на Ближнем Востоке, в Македонии, Нагорном Карабахе и других горячих точках.

И хотя мой визит еще продолжается, уже сейчас я могу сказать, что достиг главной цели своей поездки – нам удалось укрепить наши двусторонние отношения и внести свой вклад в процесс становления многополярного мира на основах мира и демократии.

Вопрос: Как вы оцениваете позицию Франции по вопросу о создании США национальной системы противоракетной обороны? Каковы перспективы экономического сотрудничества между Францией и Россией?

Ж.Ширак: Что касается Договора по ПРО, то решить, нужно ли его модернизировать или нет, должны прежде всего Россия и Соединенные Штаты. Но, на наш взгляд, нельзя заменить одну систему безопасности, носящую обязательный характер, на другую, если она будет необязательна к исполнению, так как этот шаг откроет широкие двери для разного рода эксцессов и иных угроз.

В.Путин: Конечно, Договор 1972 года заключен между Советским Союзом и Соединенными Штатами, и формально, и юридически это касается России и США. Но мы не ставим перед собой задачу монополизировать эти отношения с США. Потому что от того, как будет решен этот вопрос, зависит безопасность человечества. Поэтому я уже сказал, что мы поддерживаем инициативы Президента Ширака по проведению соответствующих международных форумов по данному вопросу.

Что касается перспектив экономического взаимодействия между Францией и Россией, могу сказать следующее. Сегодня товарооборот между странами превысил 3 миллиарда долларов США. Это неплохой показатель. Но это не все, что мы можем сделать совместно. Французское агентство по страхованию сделок для французских экспортеров возобновило свою деятельность в России и предоставило страховой плафон в размере 200 миллионов франков. Это тоже неплохой знак.

Я уже говорил о направлениях сотрудничества. Повторять я не буду. В действительности таких направлений больше, чем я сказал. На сегодняшний день, на мой взгляд, актуальной является дальнейшая совместная работа по созданию правовой базы сотрудничества. Что же касается конкретной области сотрудничества в аэрокосмической сфере, которая вас, очевидно, интересует больше, то в этом отношении мы сделали несколько шагов вперед. Хотел бы даже подчеркнуть, что господин Ширак в самом лучшем смысле этого слова является очень энергичным лоббистом интересов французской экономики, в данном случае европейской экономики, поскольку вчера по его инициативе мы очень подробно обсуждали эту сферу. Сферу нашего взаимодействия в космической и авиационной областях. Мы договорились о том, что продолжим нашу дискуссию по поводу использования космодрома Куру для запусков российских ракет-носителей «Союз». Мы продолжим совместную работу по кооперации в области авиастроения. Причем эта кооперация должна носить многосторонний характер. Речь идет и о возможных закупках, продажах авиационной техники, и о совместной кооперации по производству отдельных узлов, деталей и самолетов. На мой взгляд, мы создали неплохую политическую базу для того, чтобы специалисты могли определить, какие сроки и какие решения конкретно будут приняты в ближайшее время.

Вопрос: Была ли у Вас возможность побеседовать о судьбе Президента Милошевича? Что думает на эту тему Президент Российской Федерации?

Ж.Ширак: Мы еще не поднимали эту тему с Президентом Путиным. Но я хотел бы высказать собственное мнение по этому вопросу. Для меня это особый момент. Особый момент для Европы, для Франции и для меня лично. Когда я был избран, мне пришлось иметь дело с серьезным кризисом: мы увязли в Боснии. Тогда распространение террора в регионе принесло много горя его жителям, в особенности сербскому народу. И в Боснии, и в отношении проблемы Косова Франция следовала единому курсу, и сегодня, после выдачи Милошевича Гааге, мы можем гордиться своей позицией. Это победа права над насилием, это победа демократии над тиранией, это момент надежды на правосудие, на свободу в мире. Таковы чувства, которые я испытываю в настоящий момент.

В.Путин: При ответе на этот вопрос мы должны исходить из того, какие цели мы перед собой ставим. Мы хотим, чтобы в этом регионе и в Европе вообще восторжествовала демократия, стабильность. Стабильное, прогнозируемое развитие. Привела ли выдача Милошевича Гаагскому трибуналу к достижению этой цели? Приблизили ли эти действия достижение тех целей, которые я обозначил? Сомневаюсь. Я не хочу выступать здесь ни прокурором, ни адвокатом. Но хотелось бы напомнить, что трибунал создавался в ходе боснийских событий в связи с тем, что национальные органы правосудия фактически не функционировали.

Сегодня в Сербии и Югославии произошли драматические изменения. Определенное время назад в Югославии демократическим путем был избран демократический лидер, ориентированный на западные ценности, – господин Коштуница. В этой стране действует национальная судебная система. Разве мы не доверяем Коштунице и стране, которую он возглавляет? Разве мы ставим задачу «раскачивать» этого политического деятеля? Разве мы ставим задачу «раскачивания» страны? На первый, второй, третий вопросы мы отвечаем: нет, нет, нет. Теперь смотрите, что получилось. Югославия дестабилизирована, сам Президент Югославии дестабилизирован. Мы стоим перед новым витком возможного распада страны. Зло должно быть наказано. Это правда. Вопрос только в том, как это делать. Либо делать это как слон в посудной лавке, либо делать аккуратно, осторожно, добиваясь тех целей, которые ставит перед собой цивилизованное сообщество.

Вопрос: Как Вы оцениваете состоявшиеся переговоры на балканскую тему?

Ж.Ширак: Мы очень обеспокоены ситуацией на Балканах, особенно в Македонии. И обстановка в этом регионе обостряется в связи с действиями албанских экстремистов. Последствия таких действий могут быть очень серьезными не только для Македонии, но и для всего региона в целом, в том числе и для Сербии. Мы надеемся, что действия международного сообщества, в особенности России, Европы и КФОР, позволят ликвидировать угрозу дестабилизации региона. Нам необходимо быть бдительными.

В.Путин: Что касается проблемы Балкан, должен сказать, что наши взгляды на развитие ситуации здесь почти совпадают. Мы готовы совместно с Европейский сообществом и нашими американскими партнерами вносить свой вклад в дело урегулирования в этом регионе. Исходим из того, что здесь очень большое значение имеет общая позиция, сформулированная четко, понятно, так, чтобы между странами – участниками урегулирования не мог проскользнуть никто, особенно силы, настроенные экстремистски.

Необходимым считаю подчеркнуть следующее. Мы согласились с нашими французскими коллегами в том, что с экстремистами нельзя вести диалог. Я полагаю, что мы должны не только сказать об этом, но и действовать именно таким образом. Не могу сказать, что это у нас всегда получается. Люди, которые взяли в руки оружие и с помощью оружия пытаются решить политические вопросы, не могут быть участниками никаких переговоров. Только такую жесткую позицию мы можем противопоставить, если хотим добиться положительного результата в этой работе. Хочу подчеркнуть, что на сегодняшний день, когда мы говорим об экстремистах, мы имеем дело с людьми, которые не мыслят себе иного, кроме как достигать цели с помощью силы и вооруженного насилия. Они хотят воевать, они готовы воевать, и они готовы умирать. А ни один из участников процесса умиротворения ни к чему этому не готов и готов не будет. Этому мы можем противопоставить объединение усилий на демократической, абсолютно моральной основе. В этом единстве – сила международного сообщества.

Вопрос: Сегодня о Чечне не было сказано ни слова. Значит ли это, что Франция отказалась от надежды как‑либо повлиять на ситуацию? Значит ли это, что тяжелейшее положение в Чечне будет сохраняться?

В.Путин: Вчера Президент Франции инициировал обсуждение этой проблемы. И я подробно рассказал ему, что происходит на Северном Кавказе, в Чечне в том числе. Как вы знаете, никаких масштабных действий там не проводится. Мы имеем дело с отдельными вылазками террористов. Последняя из этих вылазок – это группа боевиков, пришедших из‑за границы. В основном это иностранные наемники с большим количеством героина. Вот с такими людьми мы ведем вооруженную борьбу и будем продолжать.

Что касается вопросов политического характера, то мы будем решать их политическими средствами, и я проинформировал Президента Франции, что совсем недавно в Чечне возобновила свою деятельность миссия ОБСЕ. Наряду с ней работают и эксперты Совета Европы, наращивают свои усилия правоохранительные органы Российской Федерации, которые следят за исполнением и соблюдением законности всеми сторонами, которые принимают участие в наведении порядка в республике. Это касается и местных жителей, и представителей федеральных сил в Чечне.

Ж.Ширак: Господин Путин только что рассказал о содержании нашей беседы. Я лишь хотел бы вновь напомнить о нашей позиции. Мы считаем, что необходимо искать любые возможные пути политического решения чеченской проблемы.

2 июля 2001 года, Москва, Кремль