Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на заседании Комиссии при Президенте по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления

17 июля 2001 года, Москва, Кремль

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рад приветствовать вас на первом заседании Комиссии. Вам предстоит очень большая, непростая и по‑настоящему государственная работа. Четкое разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти, субъектами Российской Федерации и муниципальным уровнем – одно из условий успешного решения многих социальных вопросов и проблем. Может быть, даже основное условие.

Сегодня первое заседание комиссии. И оно проходит с участием членов президиума Госсовета, полномочных представителей Президента в федеральных округах. Задачи, стоящие перед комиссией, требуют тесного сотрудничества всех органов, обеспечивающих взаимодействие федеральных и региональных властей. Именно поэтому я попросил вас собраться сегодня в таком составе.

Должен подчеркнуть, и, думаю, со мной многие согласятся, мы затянули с выстраиванием сбалансированной эффективной системы функционирования нашего федеративного государства. Затянули с формированием системы, где каждый уровень власти точно знает, за что и в какой степени он отвечает. Сегодня неурегулированность этих отношений, их непрозрачность подчас становится тормозом и экономического развития страны, и государственно-правового строительства.

Если позволите, я очень коротко обозначу основные подходы к этой работе.

Во‑первых, надо уйти от старой привычки перетягивать на себя одеяло. В данном случае «властное одеяло». Давайте будем исходить из того, что все властные полномочия у нас в стране – это не привилегия органов власти, а обязанность перед населением, перед гражданами страны. Поэтому вытекающий из этого второй базовый принцип – это приоритет интересов дела и потребности граждан над политическими и административными амбициями любого уровня федерального или регионального. И, наконец, разграничение полномочий – это не возведение «китайской стены» между федеральным центром и регионами Российской Федерации. Наоборот, это создание недостающих условий для более тесного и более цивилизованного взаимодействия всех этих органов власти и управления.

Теперь очень коротко о тех задачах комиссии, которые, я бы сказал, лежат на поверхности. Прежде всего это предметный и детальный анализ существующей нормативно-правовой базы по разграничению полномочий. Мы на президиуме Госсовета многократно к этому вопросу возвращались. Была создана даже специальная комиссия, которую возглавил Президент Татарстана Шаймиев. Он, кстати говоря, является инициатором создания той комиссии, на которой мы с вами сегодня присутствуем.

Не менее важно посмотреть и на практику реализации уже распределенных полномочий. Нам нужно иметь полную картину «белых» и, так скажем, «серых пятен» в законодательстве. Необходимо знать, какие полномочия вовсе не распределены, а где имеющийся механизм требует только каких‑то дополнений и совершенствований, подкрепление финансовыми и организационными ресурсами. Особо хочу отметить: решить эти вопросы можно будет эффективно только федеральными законами. Следует детально определиться по функциям федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Здесь еще очень много двусмысленности и, с другой стороны, недосказанного. Нет и должного обеспечения полномочий соответствующими ресурсами. Ресурсы, выделяемые на тот или иной орган власти, должны, без всяких сомнений, соответствовать тем полномочиям, которые возлагаются на тот или иной уровень власти и управления.

Предстоит также сложная работа по выявлению противоречий между положениями многочисленных договоров и соглашений о разграничении полномочий и действующим федеральным законодательством. В свое время договоры сыграли, и мы тоже об этом говорили неоднократно, сыграли определенную и во многом положительную роль. Может быть, на определенном отрезке нашей истории без них невозможно было бы вообще. И те, кто выступал за заключение договоров, подписывал эти договоры, проявили известную необходимую для того периода времени гибкость и понимание ситуации. Сегодня большинство из них, к сожалению, часто не работает. А сама договорная система только усугубляет неравенство субъектов Федерации как по отношению к федеральному центру, так и по отношению одних субъектов Федерации к другим.

Такая ситуация, как я уже говорил, имеет свои объективные корни. Федерация – это не закостенелая структура, она развивается. То, что вчера было востребовано временем, может быть, без этого невозможно было обойтись, сегодня, повторяю, часто не функционирует в том виде, в том качестве и с тем эффектом, на который мы рассчитываем сегодня. Оно и понятно: ситуация изменилась.

В связи с этим комиссии предстоит сформировать свои предложения, которые поступают от различных субъектов Российской Федерации: от Республики Марий Эл, Коми-Пермяцкого автономного округа, Омской, Пермской, Ульяновской областей и так далее.

Еще одна задача комиссии – разграничение нормотворческой компетенции в целом. Речь идет о согласовании интересов всех уровней власти в ходе подготовки не только законодательных актов, но и решений исполнительных органов власти.

Хочу сказать, что я обозначил только самые важные направления и основные задачи, над которыми предстоит работать вашей комиссии. В действительности задач намного больше. И думаю, все они будут находиться в поле зрения членов комиссии.

Хочу пожелать успешной и эффективной работы. Предлагаю начать обсуждение по существу. Хочу предложить выступить Президенту Республики Татарстан Шаймиеву.

17 июля 2001 года, Москва, Кремль