Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на заседании Совета Безопасности по вопросам жизнеобеспечения и перспективам развития Калининградской области в преддверии предстоящего расширения Европейского союза

26 июля 2001 года, Москва, Кремль

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

У нас сегодня запланирован вопрос о развитии Калининградской области. Мы с вами знаем, что это уникальный регион в составе России. Эксклавное положение и близость к другим странам – основная специфика региона. Его оторванность от основной части Российской Федерации выдвигает на первый план вопросы коммуникаций, связи, транспортных коридоров с основной частью России. Речь идет об обеспечении нормальной жизнедеятельности области и благополучии ее жителей. Наконец, от того, как решаются вопросы в регионе, в значительной части зависит безопасность северо-запада Российской Федерации и всей страны в целом.

Несколько слов хотелось бы сказать об экономической ситуации в области. Сразу хочу заметить, что она далеко не на первых рубежах. Уровень инвестиций в основной капитал вдвое меньше, чем в среднем по стране. Мы говорим о существенной положительной динамике развития в стране в целом, о приемлемых для нас темпах экономического роста. Вместе с тем хочу отметить: спад объемов производства по Калининградской области – это факт, и идет он практически во всех отраслях промышленности. Регион, имея до 90 процентов мировых запасов янтаря, даже не приблизился к контролю международного рынка по этому сырью. И все это несмотря на близость к европейским рынкам.

Уровень жизни в области ниже общероссийского в 1,4 раза. Особенно тяжело, конечно, приходится пожилым людям. Мы с вами понимаем, что оторванность от близких родственников, которые проживают на других территориях Российской Федерации, не позволяет им получать поддержку по родственным каналам, и пожилые люди могут рассчитывать только на социальную поддержку государства. В области процветают социально опасные заболевания – туберкулез, наркомания, СПИД. Еще одна проблема, с которой регион пока плохо справляется, – высокий уровень преступности, в том числе экономической преступности. Все это, как ни странно, происходит на фоне, казалось бы, постоянного внимания федерального центра к проблемам края. Принимаются законы, выходят постановления Правительства, мы на Советах Безопасности обсуждаем… Кое‑что меняется к лучшему, но разрыв между бюрократической суетой и реальным положением дел, реальной отдачей от этой суеты пока очень и очень значительный.

Сегодня надо посмотреть на принятую несколько лет назад Концепцию развития Калининградской области. Посмотреть на нее с точки зрения новых европейских реалий и новых возможностей российской экономики. Сейчас появился реальный шанс именно в Калининградской области отработать модели взаимодействия между Россией и Европой. Мы с вами знаем, что в самое ближайшее время может произойти вступление ближайших соседей Калининградской области в ЕС, и, таким образом, она будет вообще анклавным регионом в объединенной Европе, территориально оторванным от Российской Федерации.

Здесь есть минусы, но эти минусы можно обернуть в плюсы. Надо только заранее подумать об этом. Этот подход отвечает ключевым национальным интересам нашей страны. И при этом нельзя забывать, что ответственность за решение проблем Калининграда несет, конечно, исключительно Российская Федерация.

В связи с этим одна из задач – добиться наконец четкой координации работы министерств и ведомств в вопросах жизнеобеспечения Калининградской области. Ведомственная несогласованность не раз уже приводила к неприятным последствиям. А о низкой эффективности нашей работы в целом я уже говорил. Один из наиболее свежих примеров – это введение в январе этого года новых таможенных тарифов, которые взбудоражили население области.

Хотелось бы подчеркнуть: наша базовая задача – создание надежных правовых и административных условий для прихода в Калининград и российского, и иностранного капитала и успешного развития там собственного регионального бизнеса. Ключевой вопрос – эффективность взаимодействия всех уровней власти – между областью и Федерацией и всеми уровнями власти внутри самого региона. Мы должны четко и внятно разделить полномочия и ответственность между федеральным центром и Калининградской областью. И уже сейчас должны принимать меры по укреплению взаимодействия между центром и областью как по линии полномочного представительства Президента по Северо-Западному округу, так и по линии министерств и ведомств.

Еще одна задача – анализ эффективности особой экономической зоны в Калининградской области. Она, по сути, давала лишь кратковременный экономический эффект, способный закрыть самые острые проблемы. При этом задачи создания новой экономики практически не решались. Нам же с вами нужна отдача в стратегическом направлении, мы с вами это прекрасно понимаем.

Экономическая судьба Калининграда во многом зависит от энергетического обеспечения региона. От состояния энергетики напрямую зависят и промышленность, и транспорт. Этим вопросам поэтому следует уделить особое внимание.

Как вы понимаете, все, что я назвал, это только в самом обобщенном виде и самое главное. На самом деле проблем там гораздо больше. Давайте мы и займемся предметным обсуждением.

26 июля 2001 года, Москва, Кремль