Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на встрече с руководителями авиационной отрасли России

12 сентября 2001 года, Москва, Кремль

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы, как и договаривались после встречи на авиационном салоне, сегодня поговорим о проблемах развития отрасли. Но, перед тем как перейдем к обсуждению основных вопросов, хотел бы обратить ваше внимание на те проблемы, которые сегодня у всех на устах, – на проблемы безопасности прежде всего объектов и средств повышенной опасности, к которым, безусловно, относятся и средства авиационного транспорта, авиация в целом.

Я сегодня просил Председателя Правительства провести анализ существующих и действующих у нас в этой сфере документов: ведомственных правил, инструкций. Прошу всех, кто имеет к этому отношение, оказать руководству Правительства помощь и сделать это быстро, а также представить предложения по совершенствованию нашей работы в этой сфере.

Теперь непосредственно по теме нашей сегодняшней встречи.

За последнее время принято достаточно много решений в сфере авиастроения и вообще в сфере авиационной деятельности. Эти вопросы неоднократно рассматривались и на заседаниях Правительства Российской Федерации. Но вместе с тем нужно прямо сказать: пока все‑таки рано говорить о заметном движении вперед. К сожалению, многие проблемы принципиального характера пока не решаются, а с учетом того, что происходит в мире, с учетом конкурентной борьбы в этой сфере времени у нас не так уж и много.

Вопросами авиации у нас занимается очень много ведомств, различные министерства: от Российского авиационно-космического агентства и Минобороны до Министерств транспорта и экономического развития и торговли. Управленческие и организационные сбои при таком ведомственном структурировании неизбежны. Поэтому и на эту сферу нужно обратить соответствующее внимание.

Важно определить наиболее эффективные подходы к решению базовых проблем отечественной авиации. К ним, думаю, в первую очередь нужно отнести обновление и модернизацию парка гражданских самолетов. Вы знаете, что в связи с последними решениями Международной организации гражданской авиации этот вопрос приобретает особую значимость. Сегодня лишь 24 процента самолетного парка России удовлетворяет новым эксплуатационным требованиям. Среднегодовой темп обновления парка у нас – 0,3 процента от общей численности, что ниже мирового уровня в 20 раз.

Основу российского парка гражданских самолетов составляют машины, возраст которых исчисляется десятилетиями. Если мы затянем с освоением перспективных моделей и модернизацией действующих машин, то рискуем потерять не только наши традиционные международные, но даже наши внутренние линии.

За последнее время предприняты определенные шаги для изменения ситуации. Правительство России одобрило Концепцию развития гражданской авиации и гражданской авиационной деятельности, Программу развития гражданской авиационной техники. Однако их практическая реализация пока идет слишком медленно.

До конца пока так и не отработан механизм, прежде всего финансовый, который бы позволил загрузить предприятия и обновить национальный авиапарк. Здесь, кроме лизинга, который с трудом удалось пробить, ничего пока не предложено. Да и сама эта схема лизинга развивается слишком медленно.

Хотелось бы услышать сегодня, какие рычаги можно использовать для более активного привлечения финансовых ресурсов в отрасль.

Второе – это проведение реструктуризации авиационной промышленности. Об этой проблеме говорим много лет. Как только доходит до практической реализации сделанных предложений – все встает.

Третье. Хочу особое внимание обратить на состояние и перспективы авиационной науки и экспериментальной базы. Все прекрасно понимаем: это фундамент всей авиационной деятельности, нужно его укреплять, совершенствовать. К сожалению, и здесь много нерешенных проблем.

Четвертое – это международное сотрудничество. Мы, используя все, что у нас есть положительного в этой сфере, не должны замыкаться в себе, зная, что ни к чему хорошему это не приведет. Нужно объединять свои усилия с ведущими авиационными державами мира, выбирать правильных партнеров на соответствующих направлениях, работать как с американскими партнерами, так и с западноевропейскими, активнее продвигать наш товар на внешний рынок.

Должен сказать, что последние переговоры с нашими китайскими партнерами дали определенные результаты. Это небольшое, но все‑таки движение позитивного характера и в правильном направлении.

Хочу обратить ваше внимание на следующее обстоятельство: вопросы, которые мы рассматриваем, это вопросы прежде всего Правительства Российской Федерации. Сегодня мы собрались только потому, что я обещал такую встречу после посещения авиасалона. Хотел бы послушать в связи с этим взгляды разных министерств, ведомств, различных правительственных и неправительственных структур по этому вопросу. Желательно взглянуть на проблему пошире, с тем чтобы можно было определить какие‑то приоритеты, расставить акценты выполнения тех программ, которые уже приняты Правительством Российской Федерации. Может быть, что‑то подсказать и скорректировать.

12 сентября 2001 года, Москва, Кремль