Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Основная тема сегодняшней встречи – это ситуация, которая сложилась в международном сообществе, в мире после терактов в Соединенных Штатах. Я хотел с вами посоветоваться для того, чтобы определить принципы нашего взаимодействия в борьбе с международным терроризмом, определить принципиальную позицию России.
Должен сказать, что в последнее время я довольно интенсивно вел переговоры с главами государств Центральной Азии. В общем и целом у нас есть взаимопонимание по этим вопросам, причем полное взаимопонимание. Очень активно развиваются наши контакты с ведущими странами Европы, Соединенными Штатами. Но я посчитал себя не вправе окончательно высказать какую‑то точку зрения без того, чтобы не встретиться в таком составе и не посоветоваться с вами по вопросу, который имеет очень серьезное значение для позиционирования России в мире и сейчас, и в будущем.
Но прежде чем мы перейдем к обсуждению этой темы, я бы хотел два слова сказать о том процессе, который начался уже в Думе. Это бюджетный процесс. Сегодня, я знаю, у лидеров фракций намечена встреча с Председателем Правительства. И очень рассчитываю, что диалог, который начался, будет позитивным. Не думаю, что будет правильно мне вмешиваться в этот бюджетный процесс прямо сейчас, и вообще хотелось бы не вмешиваться. Думаю, что Правительство и Дума должны между собой договориться. И не собираюсь подменять собой Правительство. Вместе с тем хотел бы обратить внимание на некоторые принципиальные вещи. В чем они заключаются?
Предыдущий год и все, что мы видим на данный момент, развивается для России неплохо. В общем и целом нужно отметить, что и Правительство само функционировало достаточно эффективно, и экономический блок Правительства работал в нужном режиме. Вместе с тем мне бы не хотелось, чтобы у руководителей этого блока произошло то, что мы называем «головокружением от успехов». Поэтому нам нужно внимательно следить за мировой экономикой, нужно посмотреть на то, как все складывается на данный момент, и прогнозировать развитие ситуации в ведущих индустриальных странах мира. Посмотреть, что делается на рынках и почему. Посмотреть, как будут скалываться цены на основные товары нашего традиционного экспорта, и что за этим последует для российской экономики.
Все это нужно обязательно иметь в виду, прежде чем делать какие‑то выводы о наличии или отсутствии у нас сверхдоходов на следующий год. Я бы полагал правильным – так, как мы договаривались с вами в прошлом году, как Правительство договорилось с парламентом в прошлом году, – выработать принципы расходования тех дополнительных доходов, которые могут появиться. Но не делить их сейчас, потому что их пока нет. И самое печальное, с чем мы можем столкнуться, если неправильно посчитаем, это мы можем опять вернуть страну в ситуацию, когда мы будем вынуждены за счет населения закрывать наши просчеты, как это уже было многократно в прошедшее десятилетие, когда мы не подумали о своих доходах, а уже начали раздавать и обещать. К чему привело это – мы сами хорошо знаем. Это приводило многократно к невыплате заработной платы месяцами. Вот как бы у нас тоже опять так не получилось.
Мы должны просчитать все риски. В том числе и те риски, с которыми столкнутся регионы в связи с изменением налоговой базы. Зима, изменение налоговой базы и риски регионов, плюс серьезное повышение заработной платы бюджетникам. Все это должно быть учтено при решении вопросов, связанных с основным финансовым законом страны на следующий год – с бюджетом. Я не хочу вдаваться в детали. Рассчитываю на то, что парламенту и Правительству удастся найти приемлемые решения.
А теперь хочу вернуться к тому, с чего начал. Еще раз подтвердить, что прошедшие дни использовались всеми министерствами, ведомствами, которые должны по роду своей деятельности принимать участие в выработке решений подобного рода, достаточно эффективно. Вы знаете, что я недавно провел встречу со всеми руководителями так называемых силовых ведомств. В целом представление о том, что и как должна делать Россия в складывающейся ситуации, есть. Я бы хотел послушать вас. Пожалуйста.
24 сентября 2001 года, Москва, Кремль