Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
В.Путин: Здравствуйте!
Мы с вами хорошо знаем, что 70% школ в нашей стране – это сельские школы.
Сейчас мы переживаем очень бурные времена в области внешних связей. Международные события очень активно развиваются и привлекают большой интерес общественности. Но за всеми этими масштабными событиями, которые действительно очень важны и интересны, и существенны для России, мы все‑таки не должны забывать своих собственных дел, своих собственных проблем. Одна из них – проблема образования – является, без всякого сомнения, важнейшей. Более того, если мы у себя дома не будем продолжать энергично, по‑деловому и осмысленно наводить порядок, преобразовывать страну, мы и на внешней арене никому не будем интересны и нужны. И голос России не будет слышен.
Вы знаете, в последнее время достаточно много внимания было привлечено к проблеме образования, и что радует, и ресурсов. Конечно, их недостаточно, но по сравнению с прошлыми годами их гораздо больше. В бюджете следующего года – я уже говорил об этом публично, хотел бы еще раз повторить – расходы на образование превысили у нас даже расходы на национальную оборону. Это произошло впервые в истории России. В конечном итоге мы исходим из того обстоятельства, что и для обороны это будет положительным эффектом. Потому что и в Вооруженных Силах сегодня, для того, чтобы эффективно развиваться, требуется увеличение [количества] высокообразованных хорошо подготовленных во всех областях [людей]. И, как ни странно в гуманитарной, и в области технических знаний. Эти люди должны обладать высокими показателями.
В ходе дискуссии по проблемам образования – а я нисколько не сомневаюсь в том, что вы следили, может быть, даже были участниками этих дискуссий, наверняка обсуждали в коллективах – очень много высказывается разных мнений, сделано очень много разных предложений. Некоторые из них нашли отражение в той Концепции развития образования, которая обсуждалась на Госсовете, которой будет руководствоваться Правительство в практической деятельности. Некоторые положения, представленные Госсовету, мы посчитали преждевременными для реализации, но базовые вещи, такие, скажем, как единый экзамен и т. д., все‑таки начинают постепенно внедряться.
Должен сразу обратить внимание на то, что такая вещь, как единый экзамен, нами признана целесообразной для апробации именно исходя из интересов школ, которые удалены от крупных образовательных центров страны. Идея, как вы знаете, заключается в том, чтобы предоставить всем без исключения молодым людям страны возможность попробовать свои силы при поступлении в ведущие высшие учебные заведения. В этой связи, конечно, мне было бы очень интересно услышать, что вы сами думаете об этом, видите ли здесь больше плюсов или минусов. Ясно, что этот экзамен не может быть введен на голом месте и сам по себе. Это требует дополнительных усилий и дополнительных организационных действий со стороны федеральной администрации, со стороны администраций субъектов Федерации и муниципальных образований. Это первый комплекс вопросов.
Второй комплекс вопросов – это уровень самого образования. Уровень не качественный, а административный. В этой части дискуссия тоже достаточно энергично развивалась. Любопытно и очень важно было бы услышать, что вы думаете по этому поводу. Образование, прежде всего школьное образование, – это область, которая должна быть подвержена муниципальной власти либо государственной власти, хотя бы на уровне субъекта Федерации? Вы знаете, что это непростая проблема с точки зрения сегодняшнего законодательства, потому что в действующем законодательстве школьное образование отнесено к муниципальной власти. Но мы с вами прекрасно понимаем, что на данный момент материальными ресурсами муниципальная власть не обеспечена в достаточной степени. Во всяком случае, для того, чтобы поддерживать образование на должном уровне.
Откровенно сказать, перелопатить все это законодательство достаточно сложно. Если мы полагаем, что госвласть хотя бы на уровне субъектов Федерации должна быть более причастна к проблемам образования, то нужно найти приемлемые решения, прежде всего в этой сфере.
И других вопросов очень много. Я с удовольствием вас выслушаю и хочу вас заверить, что мы обязательно это учтем при планировании и реализации тех практических шагов, которые намечены в сфере образования.
Это все, что я хотел сказать вначале.
5 октября 2001 года, Москва, Кремль