Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Ответы на вопросы участников Деловой встречи АТЭС

19 октября 2001 года, Шанхай

Вопрос: Господин Президент, не могли бы Вы более подробно рассказать о том, что Вы упомянули: Россия готова бороться с терроризмом, и для этого необходимо стабильное законодательство, и это необходимо делать в рамках ООН? Не могли ли Вы более подробно объяснить, будете ли Вы напрямую поддерживать США в их действиях?

В.Путин: Ответ очень простой. Он на самом деле лежит на поверхности. Что касается прямой поддержки Соединенных Штатов, то здесь, мне кажется, не нужно повторяться. Мы заявили о нашей прямой поддержке Соединенных Штатов. Мы это уже сделали. Если Вас интересует, меняем ли мы свою позицию, могу сказать: нет, не меняем. Рамки нашего взаимодействия обозначены, и в этих рамках мы готовы сотрудничать и дальше.

Что касается моего упоминания об инструментах ООН и международном праве, то могу сказать следующее: как это ни покажется странным, во многих национальных законодательствах, во многих национальных правовых системах не разработано четко и ясно понятие самого терроризма. Сегодня угрозы такие острые и такие глобальные, что они требуют быстрого адекватного ответа. К сожалению, сегодняшний политический инструментарий не дает нам возможности адекватно и быстро реагировать на эти угрозы. А такой инструментарий должен быть. Именно поэтому я считаю, что мы должны точно и ясно, понимая эту проблему, совместными усилиями должны создать эту систему.

Собственно говоря, то, что я сейчас излагаю, разделяют очень многие мои коллеги в европейском сообществе, с которыми я недавно встречался. Во многих парламентах уже идет такая работа. Более того, если мы это не сделаем, причем не сделаем быстро, то это будет создавать юридический вакуум, которым террористы будут пользоваться: вводить в заблуждение международное общественное мнение, прикрываясь то тезисом о правах человека, то гражданским населением. Это народ очень изобретательный и умеющий приспосабливаться к внешним условиям. Нам нужно точно и ясно определить критерии и ответить на вопрос: что такое терроризм. И, еще раз повторяю, получить в руки инструмент, который позволил бы нам быстро и оперативно реагировать на эти угрозы.

Вопрос: Вопрос касается мнения нового поколения россиян о глобализации. Как они сами себя рассматривают в этом контексте, в том числе в контексте региона АТЭС, как они сами представляют собственную страну и как они представляют свою страну в общении с другими странами, то есть о чем думают молодые люди – новое поколение россиян?

В.Путин: Из Вашего вопроса делаю два приятных для себя вывода. Во‑первых, у Вас есть очень большой интерес к России, за который хочу Вас поблагодарить. И, во‑вторых, задавая мне вопрос о том, как думают молодые люди в России, Вы причисляете меня к молодым людям в России. Мне тоже очень это приятно.

А теперь по существу. В своем сообщении я сказал в принципе об этом, но, видимо, недостаточно точно. Хотел бы конкретизировать эти положения. Я считаю, что мы не должны бояться глобализации. Это объективный процесс. Я вам говорю как гражданин страны, которая больше всего пострадала от изоляции. Ничего нет хуже изоляции. Она губительна для любой страны, для любой экономики. Но мы не должны не замечать и негативных последствий глобализации. Мы должны подходить к этому очень аккуратно, должны предвидеть опасности и вместе на них реагировать. При этом страны, которые имеют определенные преимущества – промышленно развитые страны, прежде всего высокоразвитые индустриальные страны, – должны понимать, что пользоваться этим преимуществом в конечном счете стратегически для них самих невыгодно. Потому что, если мы не создадим современную эффективную систему международных экономических отношений, то тогда мы будем порождать все новые и новые кризисы. Мы будем создавать базу для новых и новых опасностей и угроз. Если мы, например, скажу о самом главном, не поборем бедность и нищету, тогда эта бедность и нищета будут создавать нам базу для той же самой коррупции, которая разъедает экономику различных регионов, базу для терроризма, который будет наносить нам удары то в одном, то в другом регионе мира и раскачивать экономику. Понимание этого в принципе у ведущих деятелей крупнейших стран мира есть. Вопрос в том, чтобы найти консенсус принятия решения. Мне кажется, что это возможно.

ВОПРОС об особом отношении России с Северной Кореей и возможности интеграции этой страны в международную экономическую, политическую систему, в том числе в Азии.

В.Путин: Я не хочу вдаваться во все детали этой проблемы. Для нас важно одно: Россия имеет традиционные, хочу это подчеркнуть, отношения сотрудничества с Кореей. А Корейская Народно-Демократическая Республика – наш сосед. В России проживает большое количество граждан Российской Федерации корейского происхождения. Все это факторы, которые заставляют нас с особым вниманием относиться к тому, что происходит на Корейском полуострове. Мы очень рассчитываем на то, что нам удастся внести свой посильный вклад в дело межкорейского урегулирования. Это в интересах как Северной Кореи, так и в интересах Республики Корея. И руководители обоих государств мне неоднократно об этом ясно говорили.

У нас есть целый комплекс предложений по развитию связей между Севером и Югом Кореи и расширению многостороннего сотрудничества на Корейском полуострове, в том числе и трехстороннего – Республика Корея, КНДР и Россия. Мы знаем положительную реакцию на эти предложения со стороны китайского руководства, Японии, США и многих других стран мира. Я абсолютно убежден в том, что руководство Корейской Народно-Демократической Республики намерено развивать свою страну и, с учетом особенностей исторического, политического характера, настроено на то, чтобы интегрировать ее постепенно, и не только в рамках межкорейского диалога, но и в международную систему отношений экономического и политического характера.

Я не хочу вдаваться в детали, все мы прекрасно понимаем, что это не просто. Но я думаю, во‑первых, что это возможно, и, во‑вторых, я нисколько не сомневаюсь в искреннем желании руководства КНДР развивать свои отношения с соседями.

Вопрос: Господин Президент, пожалуйста, не воспримите это как невежливый вопрос, но я слышал, что некоторые комментаторы утверждают, что экономическая реформа преобладает над политической реформой. А Россия, наоборот, предпочитает на первое место ставить политическую реформу. Например, Китай получает примерно 50 миллиардов долларов прямых инвестиций в год, а Россия испытывает определенные экономические трудности. Вы считаете, это правильное замечание?

В.Путин: Вы правильно констатируете проблему. Действительно, на протяжении последних десятилетий в России происходили процессы по обновлению политической сферы страны. Часто это делалось под влиянием эмоций. Часто делалось по общим схемам без учета исторических особенностей и реалий экономики Российской Федерации, но неизбежно со стремлением включить Россию в международное сообщество. Это стремление было искренним, последовательным и абсолютно точно отражает тенденцию развития России. Вместе с тем возникли определенные проблемы, которые привели к известной – и здесь нет ничего того, что бы Вы не знали, – к известной нестабильности в политической сфере. Но какие же инвесторы будут вкладывать свои собственные ресурсы в нестабильный регион? На сегодняшний день, как Вы знаете, в известной степени нам этого консенсуса удалось в России добиться. Связано это не только с тем, что у меня сложились хорошие отношения с парламентом страны – это связано с осознанием основными общественными силами России того, что политическая стабильность крайне важна и для экономического развития. Связано с тем, что есть понимание того, что эта политическая стабильность может быть и должна быть естественным базисом для экономического развития и подъема Российской Федерации.

Это не мода какая‑то. Это просто очередной естественный этап эволюции России в сторону нормального, цивилизованного, современного, демократического общества, строящего свои экономические основы на рынке и на демократической основе в политической сфере.

Все это привело к увеличению инвестиционных потоков. Больше всего инвестиций, как вам ни покажется странным, больше всего инвестиций за последний год к нам пришло с Кипра и из Голландии.

Для тех, кто не знает, могу пояснить: это не что иное, как возвращение российских капиталов, которые по тем или иным каналам оказались за границей. Но мы с вами хорошо знаем, что это – первый шаг, точнее, первый признак того, что в стране складывается благоприятный инвестиционный климат. Первым признаком всегда является возврат собственных национальных капиталов, вывезенных за границу. Это – мировая практика. Это хороший сигнал. Потом идет Германия по количеству инвестированного капитала в Россию за последнее время, потом – США и так далее.

Все это говорит о том, что в России постепенно формируется очень устойчивый, надежный и благоприятный инвестиционный климат. Мы очень рассчитываем на то, что присутствующие в этом зале это почувствуют и сделают определенные выводы.

Большое спасибо за внимание.

19 октября 2001 года, Шанхай