Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на совещании с руководящим составом Вооруженных Сил России

12 ноября 2001 года, Москва, Министерство обороны

В.Путин: Уважаемые товарищи генералы, адмиралы, товарищи офицеры!

Прошедший год был во многом определяющим для всей военной организации государства. Мы приняли такие базовые стратегические документы, как концепция национальной безопасности и военная доктрина, определен и практический механизм реализации военной реформы – это план строительства Вооруженных Сил на период до 2005 года, разработаны стратегические решения по консолидации и обновлению оборонно-промышленного комплекса России.

Считаю принципиальным, что от затянувшихся разговоров мы наконец перешли к плановой конкретной работе по реформе армии, успешно решается базисная военно-политическая задача – поддержание баланса стратегических возможностей, продолжается формирование и укрепление группировок сил общего назначения на основных стратегических направлениях, идет оптимизация их состава, в первую очередь за счет наращивания войск постоянной готовности. Вооруженные Силы уже начали избавляться от внутренней разбалансированности и структурной избыточности, есть позитивные подвижки в военно-техническом, профессиональном и, что крайне важно, в моральном состоянии войск. Хорошо, что начальник Генерального штаба обратил внимание на проблемы и на нерешенные вопросы, на позитивные тенденции, очевидно, что их нельзя не заметить.

Отдельно хотел бы сказать о ходе контртеррористической операции в Чечне. Мы столкнулись здесь с хорошо обученными, мобилизованными подразделениями террористов. И немудрено, учитывая финансовую базу международного терроризма, которая нам сейчас становится понятной, да и, если честно сказать, учитывая наше собственное беспомощно-халатное отношение к этой проблеме в течение многих лет. Без эффективного участия Вооруженных Сил эту проблему решить было бы невозможно. И я хотел бы поблагодарить всех, кто достойно выполнил самые тяжелые, самые острые и опасные этапы этой боевой работы и продолжает сейчас нести службу в Чечне.

Здесь считаю нужным подчеркнуть, что анализ обстановки, ход антитеррористической операции на Северном Кавказе, а также сегодняшняя совершенно очевидная для всех эволюция международного терроризма в целом, в мире, убеждают нас в том, что наши действия в Чечне были правильными, своевременными и обоснованными. Сегодня ситуация в республике качественно изменилась, возвращение к мирной жизни необратимо. Очевидно, что меняется и роль размещенных на постоянной основе в Чечне воинских формирований. Они должны стать важным фактором обеспечения безопасности населения и стабильности в регионе.

Остановлюсь на некоторых ключевых направлениях, которые должны быть в центре работы в предстоящем году.

Первое. Содержание программных документов в области обороны, анализ стремительно меняющейся в последние месяцы обстановки в мире показывают, что мы правильно определили характер новых угроз для национальной безопасности России. Терроризм угрожает не только отдельным странам, но и всей системе стратегической стабильности, и мы с вами знаем, что целью террористов является получение доступа к оружию массового поражения, а биотерроризм уже стал фактом. Все это очень тревожные вещи, тревожные сигналы, и это требует от нас дополнительного уточнения приоритетов оборонной политики, уточнения с грамотным анализом и учетом ситуации, в том числе в сфере международного военного и военно-технического сотрудничества, причем как совместно с участниками антитеррористической коалиции, так и с другими странами.

Те изменения в мире, о которых я упомянул, пойдут по нужному нам сценарию и будут отвечать национальной безопасности нашей страны только в том случае, если мы будем иметь мощную современную армию. Поэтому другая задача – я не хочу называть ее второй задачей, она, наверное, первая по важности – это продолжение военной реформы, продолжение строительства Вооруженных Сил и всей военной составляющей государства, совершенствование самой системы управления военного строительства и концентрация ресурсов на приоритетных направлениях. Перевооружение войск, закупка военной техники требуют серьезных государственных расходов. Необходимые средства изыскиваются, но при этом нашим главным критерием здесь должны быть эффективность и максимальная отдача. Все службы, отвечающие за национальную безопасность, должны работать как единый комплекс. Необходимо избавиться от нерационального дублирования, продолжить работу над унификацией технического и тылового обеспечения, военного образования, а также координацию НИОКРов.

Третье – это оптимизация структуры Вооруженных Сил, качественное повышение боевой и оперативной подготовки войск. Задачи, поставленные нами на текущий год, до конца так и остались не реализованными полностью. Необходимо серьезно и последовательно повышать основные параметры мобилизационной готовности, особенно это касается сил общего назначения. О текущей ситуации здесь нам подробно доложил начальник Генерального штаба.

Четвертое – это проблема социального обеспечения военнослужащих. Это важнейшая и определяющая часть военной реформы. Хочу сказать, что в дополнение к шагам, согласованным на майском совещании в Совете Безопасности, вы знаете уже об этом, планируются дополнительные увеличения ряда выплат военнослужащим с января будущего года. Разработаны планы по решению жилищной проблемы: без решения этого вопроса вообще невозможно говорить о реформе Вооруженных Сил. В том числе эта задача должна решаться за счет увеличения размеров целевого финансирования строительства жилья для военнослужащих, а также в целях более активной реализации программы государственных жилищных сертификатов, которая тоже будет продолжена. Вместе с тем необходимо отдавать себе отчет: только за счет наращивания финансирования социальные проблемы решить сложно, если не невозможно. Необходимо существенно повышать финансово-экономическую прозрачность самих Вооруженных Сил, это касается в том числе системы военных поставок, хозяйственной деятельности, рационального использования ресурсов. Необходимо избавляться и от балласта непрофильной собственности, который не имеет отношения к уставным задачам, но при этом поглощает значительные средства. Мы очень много на эту тему говорим с губернаторами регионов, в которых размещены Вооруженные Силы: очень много собственности висит, не используется, только требует дополнительных ресурсов, так, на всякий случай.

В заключение хотел бы еще раз подчеркнуть: стране нужна квалифицированная, хорошо подготовленная армия, и мы будем стремиться, чтобы она была именно такой. Этого требуют и наши национальные интересы, и обстановка – само время требует такого состояния армии. Избранный нами путь на модернизацию и качественное повышение возможностей Вооруженных Сил потребует большой работы и серьезных ресурсов. Государство будет изыскивать эти ресурсы, изыскивать обязательно, несмотря ни на какие проблемы текущего характера.

Желаю вам успехов, всего вам самого доброго. И благодарю за внимание.

12 ноября 2001 года, Москва, Министерство обороны