Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
Вопрос: Россия отмечает десятилетие своей новой демократической истории. Удовлетворены ли Вы ходом ее развития и в чем основные просчеты в процессе перерождения СССР в новую Россию? Был ли оправдан выбор в пользу ликвидации Советского Союза и что из традиций и опыта прошлого могло бы оказаться полезным сегодня? Достаточно ли создаваемого в России гражданского общества и либеральных идеалов для решения реальных проблем Вашего государства?
В.Путин: За эти десять лет изменилась не только наша страна, но и весь мир. Изменился не в последнюю очередь благодаря тому, что Россия сделала выбор в пользу демократического и правового государства. Да, это были насыщенные событиями и очень трудные годы. Трудные прежде всего для людей, которые вынесли на своих плечах весь груз кардинальных перемен. Ведь мы буквально с нуля перестраивали всю архаичную командно-административную экономику, социальную систему. Это было тяжело не только экономически и социально, пришлось пересматривать жизненные цели, «вживаться» в новый, подчас непонятный и поначалу чуждый мир. Такие психологические перегрузки испытала практически каждая российская семья. Но главное, что все это оказалось не зря. Россия состоялась как демократическое и открытое миру государство.
Наша экономика динамично развивается, активно интегрируясь в мировые экономические процессы. За эти годы выросло новое поколение, которое не мыслит себя вне демократических ценностей. Это поколение смотрит в будущее, его не тянет назад опыт жизни в тоталитарном и антирыночном обществе.
Теперь о последствиях распада Советского Союза. Была ли этому альтернатива? Возможно. Но история не знает сослагательного наклонения. Такой процесс состоялся, и очень важно, что нам удалось избежать межнациональных конфликтов. Судьба Югославии и ее народов – горький пример иного рода.
Конечно, большинство людей в России, да и в других бывших республиках очень болезненно пережили распад единой страны. Ведь разъединились не только республики, в одночасье родственники, друзья и близкие оказались жителями разных стран. Я уже не говорю о разрыве порой вековых кооперационных связей.
Но мы смогли достойно пережить и это испытание. И начали строить наше сотрудничество на новой основе. Отметили 10-летний юбилей создания Содружества Независимых Государств. Мы собрались в Москве, чтобы проанализировать пройденный путь и обсудить будущее СНГ в контексте перемен, происходящих в мире после событий 11 сентября. Я убежден, что сегодня СНГ имеет все возможности стать влиятельной региональной международной организацией. И успешно решать вопросы в сфере безопасности, политического и экономического взаимодействия.
Сила интеграционных процессов, которые развиваются сегодня на постсоветском пространстве, – в общественной и деловой инициативе граждан. Огромную объединяющую роль играют прямые связи между субъектами рынка, корпорациями, общественными объединениями. Государственным структурам уже надо успевать за этими процессами.
И, конечно же, мы должны сохранить все лучшее, что было в отношениях между людьми в Советском Союзе. Мы всегда гордились нашей полиэтничностью, многообразием культур, традиций, языков. И сегодня вновь понимаем, что наша непохожесть и наше различие – это не препятствие к сотрудничеству, а наше достояние.
Вопрос: Какая из проблем, с которыми сталкивается на данный момент Россия, является самой серьезной и как Вы ее решаете? За те полтора года, что Вы являетесь Президентом, какие кардинальные изменения произошли в России?
В.Путин: Не думаю, что решение какой‑либо одной, пусть и важной проблемы может менять ситуацию в целом. Как правило, в жизни, как и в государственных делах, все взаимосвязано. Речь, видимо, должна идти о приоритетах. Одна из главных задач сегодня – экономический рост. Нам в последние два года удается удерживать здесь достаточно высокие темпы. По итогам этого года экономический рост прогнозируется до 5,5%.
Мы хорошо понимаем, что достижения в экономике – основа для решения социальных вопросов. Поэтому этой, экономической, сфере отводим ключевую роль в нашей государственной политике. Здесь наши ориентиры – ослабление налогового бремени, дебюрократизация, дальнейшее развитие рыночной инфраструктуры. Все это создает максимально благоприятные условия для инвестиционного климата. В производственную сферу пошли инвестиции. Яркий показатель изменения ситуации – в Россию начал возвращаться капитал.
Одна из наших приоритетных задач – вступление России в ВТО. Мы намеренно синхронизируем этот процесс с внутренними реформами. Хотя понимаем, что этот шаг связан не только с преимуществами, но и с дополнительными обязательствами. Понимаем, что делать это придется в сжатые сроки, и при этом сознательно ускоряем переговорный процесс. Уже готовится пакет законопроектов, которые ликвидируют «белые пятна» с точки зрения международных стандартов и правил ВТО.
Несколько слов о ситуации в Чеченской Республике. На первое место я бы поставил здесь качественный перелом ситуации. Народ уже сделал выбор в пользу мирной и достойной жизни. Террористы не просто блокированы в военном смысле слова, они оказались в моральной изоляции.
И главное, что меняется настроение людей. Укрепляется их уверенность и вера в собственные силы.
Вопрос: В 70-х и 80-х гг. Черноморский флот часто заходил в Эгейское море. С 1991 года эти плавания прекратились. Имеете ли Вы в виду возобновить существовавшую практику, исходя из того что по меньшей мере присутствие судов и их экипажей издавна способствовало дружеским связям между народами наших стран?
В.Путин: Вы говорите о ситуации, когда наш Военно-Морской Флот на постоянной основе присутствовал в Средиземном море. Сегодня многое изменилось. Сохранение российского присутствия в Средиземноморье обусловлено в первую очередь интересами международной безопасности с учетом стратегического положения этого региона и географической близости к нему России. И потому наше присутствие надо рассматривать как необходимый элемент поддержания безопасности и стабильности в Средиземноморье. Однако прямой аналогии с событиями 20-летней давности я здесь не вижу.
Вопрос: Греко-российские отношения превосходно складываются на уровне политических деклараций, но они отстают в темпах и практическом воплощении. Что, на Ваш взгляд, им препятствует? В каких областях и на основе каких проектов они могут стать более эффективными? Что бы Вы сказали греческим предпринимателям об экономических преобразованиях в Вашей стране?
В.Путин: В последнее время мы это отставание постепенно преодолеваем. Сегодня наши страны ведут насыщенный политический диалог. Откровенно обсуждаем ключевые проблемы международной жизни, результативно сотрудничаем по многим вопросам европейской и мировой политики. В прошлом году прошел визит в Россию Президента Греции К.Стефанопулоса, а в этом году в Москве побывал премьер-министр К.Симитис. В ближайшие дни состоится и мой визит в Греческую Республику. Насыщенная повестка этих переговоров показывает, что у нас очень много тем для совместной работы и в интересах двух стран, и всей Европы.
Причем российско-греческие межгосударственные отношения опираются на солидную договорно-правовую базу. При инвентаризации договоров, включая те, что были заключены еще в советские времена, мы стремились «не выплеснуть с водой ребенка» и подтвердили действие многих соглашений, которые показали свою эффективность и в новых условиях. И это только демонстрирует преемственность, стабильность наших взаимоотношений.
Конечно, в сфере экономического сотрудничества пока остается больше всего неиспользованных резервов и возможностей. Однако на подходе – целый ряд масштабных двусторонних экономических проектов. Прежде всего в топливно-энергетическом сотрудничестве. С конструктивной позицией греческой стороны мы связываем планы участия российских специалистов в развитии газовой инфраструктуры Греции: сооружении отводов от магистрального газопровода Кулата–Афины, подземного газохранилища, теплоэлектростанции в городе Флорина.
Другой важный проект – строительство трансбалканского нефтепровода Бургас–Александруполис с участием Греции, России и Болгарии. Его осуществление дало бы значительный импульс деловой активности в самой Греции и в целом на Балканах.
Большие выгоды сулит и инвестиционное сотрудничество. Для капиталовложений в нашей стране сейчас создан режим наибольшего благоприятствования. Причем не только для крупных производителей, но и для среднего и малого бизнеса.
Еще несколько веков до нашей эры Аристотель сказал: «Величайшим благополучием для государства является то, чтобы его граждане обладали собственностью средней, но достаточной». И сегодня именно малый и средний бизнес – это основа экономического благополучия Греции. В этой связи нам очень интересен ваш опыт развития предпринимательства. И прежде всего в создании эффективной налоговой системы и дебюрократизации экономики. Мы в России за последний год серьезно здесь продвинулись. В стране создается действительно благоприятный деловой климат. А главное – уже работает принципиально новая экономика, основанная на принципах рынка и частной инициативы.
В прошлом году рост валового внутреннего продукта в России составил 8,3%, а объема промышленного производства – более 10%. Рост продолжается и в текущем году, причем такими темпами, каких у нас не было более 30 лет. И это несмотря на наметившийся спад в мировой экономике. Очень важным моментом считаем четкое исполнение государственного бюджета. Россия аккуратно выплачивает внешние долги, выполняет все свои обязательства.
Хочу также обратить ваше внимание, что одновременно с понижением уровня налогообложения мы отменяем всякие льготы, стремясь сделать нашу налоговую систему справедливой, предсказуемой и прозрачной. Благодаря значительному снижению ставки налога на доходы физических лиц поступления с этого вида налога возросли на 54%.
Существенно упрощена система налогообложения в области использования природных ресурсов, где вместо трех введен один налог. А с принятием нового Земельного кодекса устранено ключевое препятствие, на протяжении многих лет серьезно сдерживавшее рост капиталовложений в Россию.
Вопрос: В 50-е годы мы видели на примере Франции и Германии, как недавние противники в войне сблизились и явили миру образец международного сотрудничества. По этой аналогии нельзя ли усмотреть что‑либо подобное в будущих отношениях противников по «холодной войне» – США и России?
В.Путин: Опыт налаживания сотрудничества между Францией и Германией, несомненно, интересен и, думаю, может быть весьма полезен в широком международном масштабе. И если и искать здесь аналогию, то она видится только в том, что в обоих случаях в основе сближения – реально осознанные национальные интересы самих стран-участниц и объективные потребности мирового развития.
По итогам моего недавнего визита в США могу еще раз подтвердить: мы удовлетворены, как проходит позитивная трансформация российско-американских отношений, как идет формирование новых рамок сотрудничества. Мы постепенно оставляем позади наслоения прежних времен, меняем саму логику взаимодействия.
Конечно, в некоторых подходах еще сохраняются различия. Но главное – складывается общее понимание, что российско-американское сближение – это не тактический ход, а стратегическая тенденция.
Вопрос: Греция проявляет особый интерес к юго-восточной Европе и делает все возможное для упрочения безопасности в регионе. Исходя из того что Россия исторически всегда присутствовала в этом регионе, планируете ли Вы более деятельное присутствие на Балканском полуострове?
Возможно ли выдвижение со стороны России каких‑либо инициатив, направленных на то, чтобы сдвинуть с мертвой точки кипрскую проблему, которая представляет собой очаг напряженности в регионе? Вообще, что препятствует ее решению и что, по Вашему мнению, следует еще предпринять? Считаете ли Вы, что возможно силовое вмешательство, препятствующее законному желанию кипрских граждан интегрироваться в Европейский союз?
В.Путин: Действительно, присутствие России в юго-восточной Европе обусловлено объективными историческими и геополитическими предпосылками. И, хотел бы отметить, оно всегда оказывало позитивное воздействие на ситуацию в регионе. Недаром партнеры по Пакту стабильности для юго-восточной Европы характеризуют роль России в делах региона как ключевую. Отмечая в первую очередь положительный вклад России в урегулирование известных кризисов на Балканах и ее постоянные усилия по обеспечению мира и безопасности, развитию сотрудничества в юго-восточной Европе.
Наше содействие развитию Балкан носит долговременный характер и наиболее ощутимо в топливно-энергетической сфере. Но сегодня мы предлагаем свою помощь и в таких областях, как гуманитарное разминирование, борьба с незаконным оборотом легкого и стрелкового оружия, укрепление пограничного и таможенного режимов, борьба с оргпреступностью и коррупцией в странах юго-восточной Европы, ликвидация последствий природных и техногенных катастроф. К сожалению, эти инициативы сдерживаются противодействием равноправному участию российских операторов в реализации проектов, финансируемых в рамках Пакта и других региональных программ. С таким отношением – прямо скажем – еще приходится сталкиваться.
Принципиальная позиция России в поддержку независимости, суверенитета, территориальной целостности и единства Республики Кипр хорошо известна. Справедливое решение кипрской проблемы могло бы оздоровить политический климат во всем восточном Средиземноморье. Россия последовательно поддерживает миссию «добрых услуг» Генерального секретаря ООН по Кипру, выступает за активное взаимодействие с этой целью в рамках Совета Безопасности. Политико-дипломатический путь урегулирования кипрского вопроса – единственно возможный. И потому мы считаем сейчас важным помочь Генеральному секретарю ООН возобновить предметный диалог по Кипру. Ясно, что монологами и выдвижением предварительных условий проблему не решить. Однако некоторые наметившиеся в последнее время шаги в направлении возобновления переговорного процесса обнадеживают.
Что касается настойчивого желания киприотов интегрироваться в Европейский союз, то вполне очевидно, что этот вопрос относится к компетенции Никосии и Брюсселя. При этом мы убеждены, что вопрос принятия Кипра в ЕС должен решаться в соответствии с волеизъявлением киприотов, нормами международного права, принципами Евросоюза без ущерба для кипрского урегулирования.
Вопрос: Каково Ваше личное видение Европы и отношений между Россией и Европой?
В.Путин: Россия является неотъемлемой частью европейского цивилизационного и культурного пространства. Поэтому развитие отношений с европейскими структурами и отдельными государствами – один из главных и естественных внешнеполитических приоритетов нашей страны.
Сегодня от создания на континенте системы коллективной безопасности, способной противостоять современным угрозам, зависит будущее Европы. Россия готова здесь к равноправному диалогу со всеми европейскими партнерами и США. Именно с этих позиций мы подходим и к вопросу о придании принципиально иного качества нашим отношениям с НАТО.
Ситуация в мире, сложившаяся после событий 11 сентября, свидетельствует, что важнейшим элементом новых отношений должно стать взаимное доверие. Без этого невозможно построить «большую Европу», объединенную общим экономическим пространством и единым пространством безопасности.
Причем, по моему глубокому личному убеждению, полноценное и равноправное партнерство с Россией и объединение с ней ресурсов – это необходимое условие для наиболее полной реализации Европой своего потенциала как мощного и самостоятельного центра мировой политики.
Вопрос: Трагические события 11 сентября создали абсолютно новую мировую обстановку. Каковы теперь прерогативы российской внешней политики, учитывая факт быстрого сближения России с США и ЕС, а также согласия на присутствие американских войск в стратегически важном для Москвы центральноазиатском регионе? При объявленной войне против терроризма остается ли место ООН и международному праву или все будет решаться впредь только по диктату сильнейшего?
В.Путин: Россия раньше других столкнулась с терроризмом. И мы давно призывали наших партнеров объединить усилия в борьбе с этим злом. Предупреждали, что террористы все теснее координируют свои преступные акции, и в мире сложился своего рода «террористический интернационал» с охватом обширной территории от Филиппин до Балкан и Ближнего Востока. Отмечали, что терроризм располагает разветвленной финансовой, организационной инфраструктурой и способен дестабилизировать ситуацию в целых регионах мира.
Мир уже осознал всю степень этой опасности и начал вырабатывать согласованную политику по нейтрализации опасной угрозы. В этой связи возрастает важность координирующих механизмов, которыми располагает ООН. Мы считаем, что под эгидой этой организации должна быть продолжена целенаправленная работа по совершенствованию международно-правового режима, в основе которого лежат 12 антитеррористических конвенций. В борьбе с терроризмом надо задействовать все необходимые средства и рычаги: и политические, и экономические, а где необходимо – и силовые с санкции ООН.
Россия последовательно выступает за создание глобальной системы противодействия новым угрозам и вызовам. И готова к сотрудничеству в этом со всеми государствами и международными организациями, включая НАТО и ЕС.
Что касается военного присутствия США в Центральной Азии, то здесь нужно исходить из того, что главная задача сегодняшнего дня – это покончить с очагом международного терроризма в Афганистане. Конкретные же решения о формах участия в антитеррористической борьбе каждое государство – в том числе и страны СНГ – принимает самостоятельно. При этом мы учитываем заявления американских представителей, что постоянное военное присутствие в Центральной Азии не входит в планы США.
Вопрос: Многих удивила безоговорочная поддержка Россией действий «мировой коалиции», в том числе военной операции, в Афганистане. Довольны ли Вы ходом операции и какова роль Москвы в решении дальнейшей судьбы этой страны? Могут ли бомбардировки ликвидировать «невидимого врага» или лишь усиливают террористический потенциал, поскольку не устраняют его глубинных причин? Как Вы относитесь к объявленным планам США бомбить так называемые страны-изгои, например, Сирию, Иран или Ирак, с которыми Москва поддерживает партнерские отношения?
В.Путин: Россия поддержала военную операцию в Афганистане, поскольку это было единственным способом ликвидировать этот опасный очаг нестабильности. Талибы погрузили в варварство и нищету целый народ. На подконтрольной им территории была создана разветвленная сеть лагерей по подготовке террористов. Эта террористическая инфраструктура фактически срослась и тесно взаимодействует с международным наркобизнесом.
Сегодня талибы понесли серьезное военное поражение. Вместе с тем полагаю, что для эйфории пока нет повода. У талибов остается еще немалая часть людей и техники, сохраняется способность перегруппироваться и перейти к партизанской войне. Поэтому сейчас как никогда важно выйти на всеобъемлющее политическое урегулирование в Афганистане. Россия хочет видеть Афганистан независимым и благополучным государством, свободным от террористов и наркобизнеса, живущим в мире с соседями, уважающим признанные в международном сообществе нормы поведения.
Исходя из этого, мы готовы оказывать содействие усилиям по афганскому урегулированию при центральной роли ООН. Что касается заявлений о возможности бомбардировок «стран-изгоев», то хотелось бы видеть в них прежде всего дань риторике.
Вопрос: Как далеко может зайти сближение России и НАТО и уверены ли Вы, что вскоре вновь не возникнет антагонизм из‑за включения в альянс стран Балтии или разногласий по ПРО? И вообще, как Вы считаете, готов ли Запад предоставить России равные права в решении европейских и мировых проблем? И если да, почему это происходит впервые за последние 10 лет?
В.Путин: Сейчас мы находимся на этапе проработки новых форм и содержания российско-натовского взаимодействия. После 11 сентября стало окончательно ясно, что нынешнее содержание и структура отношений Россия–НАТО более не соответствуют реальным потребностям безопасности перед лицом новых угроз и вызовов. Думаю, Россия и страны НАТО в равной степени заинтересованы, чтобы эти отношения вышли на уровень стратегического обеспечения единого евроатлантического пространства безопасности.
Похоже, тезис о необходимости формирования политической «двадцатки» уже никем не оспаривается. Мы за то, чтобы в конечном итоге в ее компетенцию вошел максимально широкий спектр проблем евроатлантической безопасности, которые мы готовы обсуждать совместно. Естественно, исключаем отсюда оборонную составляющую (в том числе статью 5 Вашингтонского договора) и внутреннюю проблематику.
Относительно вступления стран Балтии в НАТО. Объяснимо и понятно желание каждой страны укреплять свою безопасность. Однако полагаем, что с большим успехом это можно делать путем формирования в прибалтийском регионе системы многосторонней безопасности в широком смысле этого слова.
Вопрос: Британские официальные лица высказали мнение, что на примере Балкан может осуществиться тесное сотрудничество России и НАТО. Намерена ли Россия углубить свои взаимоотношения с традиционно близким ей регионом и с какими новыми инициативами по решению известных конфликтных ситуаций собирается выступить? Каковы, по‑вашему, перспективы взаимодействия России и Греции в регионе?
В.Путин: Действительно, было бы лучше для всех, если Балканы из конфликтообразующего региона превратятся в полюс взаимодействия и сотрудничества. Мы всегда к этому стремились и приветствовали бы готовность НАТО осуществлять такое сотрудничество. При этом для нас важна сама основа, на которой оно будет строиться. В нашем понимании это необходимость нормализации обстановки в регионе в целом, обеспечение прочного мира и безопасности.
Мы убеждены в необходимости комплексного подхода к урегулированию балканских проблем, с тем чтобы не допустить перекройки границ в регионе, дать своевременный и надлежащий отпор проявлениям экстремизма, терроризма и сепаратизма. В этом суть российского предложения относительно проведения балканской конференции с международным участием с целью создания правовой основы региональной стабильности. Важно выйти на принятие юридически обязывающих и гарантируемых Советом Безопасности ООН договоренностей о соблюдении общепризнанных норм межгосударственных отношений. И тем самым одновременно закрепить многоэтнический характер балканских государств.
Мы стремимся идти по пути наращивания взаимоотношений со всеми странами юго-восточной Европы. На протяжении многих веков Греция являлась своего рода политическим, торговым и экономическим центром Балкан. И сегодня ваша страна продолжает играть ключевую роль в политической, экономической и культурной жизни этого региона. Подтверждением этому служит размещение в Салониках штаб-квартиры Пакта стабильности для юго-восточной Европы, Агентства по реконструкции Балкан, Черноморского банка торговли и развития.
Наши подходы по балканской тематике в значительной степени совпадают, что получало подтверждение не только в ходе соответствующих политических консультаций, но и в ряде совместных шагов и инициатив. Упомяну, к примеру, проводившуюся в разгар косовского конфликта международную гуманитарную операцию «Фокус».
Как и Греция, Россия заинтересована в устранении существующих на Балканах очагов напряженности, ликвидации источников опасных межнациональных и межгосударственных конфликтов, в обеспечении экономического развития этого важного для нас региона. И я рассчитываю, что в Афинах у нас состоится откровенный и заинтересованный разговор, как расширить наше сотрудничество на данном направлении, как придать ему максимальную динамику.
Вопрос: Господин Президент, скажите, пожалуйста, когда Вы слышите название «Греция», «современная Греция», что Вам сразу же приходит в голову?
В.Путин: Когда я слышу название «Эллада», мне, честно говоря, приходит в голову прежде всего Греция как колыбель современной цивилизации и в значительной степени как колыбель российской духовной жизни, потому что именно из Греции пришло православие на Русь. И после его прихода Россия постепенно начала становиться европейской страной.
Мне приходит в голову то, что Россию и Грецию очень многое связывает в духовном, культурном смысле этого слова. Мне вспоминаются общие страницы нашей истории. И я знаю, что греческий народ с большой симпатией относится к народу России. И я знаю, что мы в России этим очень дорожим.
На самом деле нас никогда ничего не разъединяло серьезно даже в те времена, когда мы фактически как бы находились в разных идеологических блоках. Даже в этот период времени то, что нас объединяло, на самом деле было сильнее, чем то, что составляло предмет наших споров.
Но сегодня для меня Эллада – это европейское государство, интегрированное в систему международных отношений, которое через год будет председательствовать в ЕС. И я очень рассчитываю на то, что это будет периодом, когда движение России и Европы по направлению друг к другу будет особенно эффективным.
Вопрос: Большой интерес для греческой аудитории представляет такой вопрос. Насколько я знаю, недавно состоялось открытие трубопровода из Каспийского моря в Черное. И, насколько Вам известно, давно уже ведется речь о строительстве нефтепровода из болгарского города Бургас в греческий Александруполис.
Хотелось бы уточнить, что теперь будет с этим нефтепроводом: будет ли он построен или его не будут строить, поскольку существует нефтепровод из Каспия в Черное море?
В.Путин: Нет, одно другому не мешает.
Если, скажем, болгарская сторона проявит кооперативность и интерес к этому проекту и если подтвердятся цифры, над которыми сейчас работают заинтересованные в России компании – а сейчас идет проработка технико-экономического обоснования, – то этот проект, конечно, будет реализован. Предварительно я могу сказать, что Россия в целом готова к его реализации.
Что касается того проекта, который уже осуществлен, он называется «Каспийский трубопроводный консорциум» (КТК), то там мы сотрудничали с Казахстаном, и этот трубопровод наполняется в основном казахстанской нефтью. Но разведанных запасов, даже в районе Каспия, сегодня столько, что он не сможет обеспечить потребности всего того, что там может быть добыто.
Вопрос: Хотелось бы спросить: удовлетворены ли Вы результатами антитеррористической операции в Афганистане? Движение «Талибан» побеждено, американцы уже находятся в Афганистане… Каковы перспективы, на Ваш взгляд?
В.Путин: В целом я удовлетворен тем, как проходит эта операция. Талибам действительно нанесен очень сильный урон. Но, во‑первых, они еще не побеждены. В их распоряжении находятся еще десятки тысяч людей, и скрытых сторонников, и открытых, большое количество оружия, и основные фигуранты, как Вы знаете, еще не пойманы. Но борьба с международным терроризмом не может ограничиваться только борьбой в Афганистане с талибами. Нам нужно выполнять принятую недавно Резолюцию по противодействию финансирования международного терроризма. Нужно совершенствовать международно-правовую базу и еще очень много необходимо сделать для того, чтобы почувствовать, что ситуация в сфере борьбы с международным терроризмом переломлена.
Но в целом при сохранении сегодняшнего настроя международного сообщества на противодействие этой угрозе у меня достаточно оптимистичный взгляд на вещи.
Вопрос: Господин Президент! Вы приезжаете в Грецию в очень интересный, по сути дела, для Греции момент – за год до того, как наша страна примет на себя обязанности председателя в Европейском союзе. Хотелось бы уточнить: есть ли у России какие‑либо особые интересы, которые она хотела бы продвинуть в своих отношениях с Европейским союзом в период председательствования Греции в Евросоюзе? Ведь государство, председательствующее в ЕС, имеет право вносить на обсуждение любую международную проблему, любой вопрос, какой она считает нужным.
В.Путин: Вы знаете, я не могу сказать, что мы хотим воспользоваться председательствованием Греции для того, чтобы в ускоренном порядке решить какие‑то проблемы. Но нельзя и не учитывать, что в России с особой симпатией всегда относились и относятся к Греции, и наши внешнеполитические цели очень часто совпадают. Поэтому я нисколько не сомневаюсь, что во время греческого председательствования все те заделы, которые были сделаны в последнее время, не только не пропадут или не умрут, а, наоборот, будут активно развиваться, и мы будем идти к общей цели.
Одна из этих целей – это создание общего экономического пространства в Европе. Я думаю, что в этом заинтересована как Россия, так и Европейское сообщество, включая Грецию.
Другая задача, которая стоит перед нами, – это подготовка, соответствующее оформление и реализация совместной энергетической программы. У нас программа давно рассматривается вместе с ЕС, и не вижу, почему во время греческого председательствования нельзя было бы ее активно развивать, добиться каких‑то конкретных договоренностей и начать их реализовывать. Тем более что Греция сама заинтересована в осуществлении многих энергетических проектов совместно с Россией на двухсторонней основе.
Есть и другие направления нашего сотрудничества с объединенной Европой. И я просто абсолютно убежден в том, что период председательствования Греции будет очень плодотворным в развитии отношений между Россией и ЕС.
Вопрос: Какое, по мнению России, будущее у НАТО? И какие могут быть направления развития этой организации?
В.Путин: НАТО рождалась в свое время и в определенных исторических условиях для противодействия определенным, конкретным угрозам. Сегодня и мир изменился, и угрозы изменились. Дело самой организации и ее членов определять приоритеты, но, мне кажется, не учитывать это было бы неправильно. По моему глубокому убеждению, именно игнорирование новых реалий и привело к возможности катастрофы 11 сентября.
Последние наши контакты с руководством ведущих стран НАТО и с самой организацией показывают, что такое понимание у наших партнеров есть. Мы сейчас вместе с некоторыми коллегами из числа руководства стран НАТО и самой организацией рассматриваем возможности изменения качества отношений между Россией и НАТО в формате не «девятнадцать плюс один», а «двадцатки».
Нам представляется, что есть определенный круг вопросов, который лежит в основе безопасности при рассмотрении и при выработке решений, в котором Россия могла бы принять полноценное участие. И ее голос должен быть такой же, как и голос любого другого участника этих событий, этого процесса. Если это произойдет, то утратит актуальность и остроту сама проблема расширения НАТО, которое само по себе не имеет никакого смысла с точки зрения обеспечения безопасности. Оно имеет смысл только для некоторых стран – потенциальных членов для решения своих внутриполитических вопросов. Но я думаю, что НАТО не для этого создавалась.
Что касается вопросов европейской безопасности или политики безопасности, то мы готовы и здесь принимать участие и играть ту роль, которую сочтет возможной сама Европа. Я думаю, что оборонный потенциал России достаточно высок – это всем хорошо известно, и мы готовы сделать его частью или одним из элементов, который обеспечил бы соответствующую систему безопасности в Европе и в мире. Но Вы правильно заметили, что сегодня эта система европейской безопасности еще только оформляется. То, что происходит в Европе в сфере безопасности, нас не беспокоит. Нам кажется, что здесь только нужна максимальная прозрачность, транспарентность.
Повторяю, мы готовы принять участие в этом процессе. Но, мне кажется, было бы неправильным, если бы мы в качестве предлога отсутствия такой системы и отсутствия интегрированности России в эту систему попробовали бы блокировать развитие отношений России и НАТО.
Напротив, мне кажется, что изменение качества отношений России с НАТО могло бы быть хорошим мостом к участию России в будущей системе европейской безопасности. Здесь мы рассчитываем на кооперативное сотрудничество с нашими партнерами, в том числе и с Грецией как со страной, которая интегрирована и в Европу, и в НАТО.
Вопрос: Хотелось бы спросить: те события, которые произошли три месяца назад и которые являются террористическими актами, наносят ли они ущерб усилиям по развитию отношений между Россией и НАТО, Россией и Европой?
В.Путин: Вы имеете в виду события 11 сентября?
Реплика: Мне кажется, что здесь можно говорить не только о событиях 11 сентября, а вообще о всех тех террористических проявлениях, которые происходят в Чечне, на Ближнем Востоке…
В.Путин: Нет, они не наносят ущерба взаимоотношениям России ни с Европой, ни с НАТО, а, напротив, они показывают всему миру, прежде всего нашим западным партнерам, что мир изменился, что изменились угрозы. И для преодоления этих угроз сотрудничество с Россией является весьма перспективным, правильным, настраивает на конструктивный диалог, и мы чувствуем это взаимопонимание со стороны наших партнеров.
У нас, знаете, есть такая народная поговорка: «пока гром не грянет, мужик не перекрестится».
Реплика: Приблизительно то же самое есть и в греческом языке: «пока не ударит гром, мужик не проснется».
В.Путин: К сожалению, мы пропустили тот момент, когда гром ударил, но он действительно ударил, он всех разбудил.
5 декабря 2001 года