Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Из выступления на встрече с представителями деловых кругов Германии

16 июня 2000 года, Берлин

В.Путин: Экономическая проблематика была и остается в центре нашего диалога с руководством ФРГ. У обеих сторон есть желание и необходимость двигаться вперед, преодолевать период недостаточной активности торгово-экономических связей последнего времени, работать на перспективу. У нас совпали мнения и в том, что политикам необходимо быть в постоянном тесном контакте с деловой элитой, прислушиваться к ее оценкам и суждениям.

Германский бизнес – традиционный и надежный партнер для России. Активная позиция предпринимателей из ФРГ в пользу укрепления двустороннего взаимодействия оценивается у нас очень высоко.

Из своих встреч с представителями германской деловой элиты вынес убеждение, что они лучше других чувствуют ситуацию в России, понимают значение успешного развития российской экономики не только для нас самих, но и для благополучия и стабильности всей Европы.

Сегодня перед нашими партнерами, в том числе и в ФРГ, открываются новые возможности для развития бизнеса и наращивания инвестиционной активности на российском рынке.

Эти возможности не следует недооценивать. После парламентских и президентских выборов у нас начался новый этап развития общества.

Последовательная защита прав собственности – базовый и бесповоротный принцип нашей политики. Передела собственности в России не будет. Это условие динамичного развития экономики и социальной стабильности. Это основа благоприятного инвестиционного климата.

В России реально действует новая экономическая система. Включились в работу рыночные механизмы. Во многом именно благодаря им удалось сравнительно быстро преодолеть последствия кризиса августа 1998 года. Одновременно мы последовательно снимаем оставшиеся от прежних времен административные барьеры, стоящие на пути экономического развития.

Сейчас в стране набирает темпы процесс оздоровления экономики.

Первое. Укрепляется рубль. МВФ советует укреплять и дальше, но мы будем действовать очень осторожно.

Второе. Существенно лучше собираются налоги.

Третье. Бюджет исполняется полностью. По прогнозам на текущий год, валовой внутренний продукт увеличится на 4,5 процента. В прошлом году он вырос на 3,2 процента.

Оживление чувствуется во многих отраслях. Есть отрасли – металлургия, химическая промышленность, пищевая, легкая, деревообрабатывающая, – в которых отмечается почти 20-процентный рост. Хотя впереди еще достаточно трудных дел, полагаем, что самый тяжелый период для страны уже пройден.

Ставим задачу обеспечить прозрачность и четкость нашей экономической политики.

Продолжается разработка среднесрочной стратегии социально-экономического развития России до 2010 года. Один из организаторов этой политики находится здесь – это господин Герман Греф. Не случайно именно он стал Министром экономики. Установка этой формулы – формирование целостной системы государственного регулирования экономической и социальной сфер, определение оптимальных целей общественного развития и механизмов их достижения. Главный рамочный принцип – стабильные и справедливые «правила игры» для всех, включая иностранных участников рынка. Плюс к этому низкие налоги, последовательная борьба с коррупцией и чиновничьим произволом, всемерное укрепление судебной системы.

В бюджетной политике намерены принимать и выполнять бюджеты без дефицита. В этом контексте хочу особо подчеркнуть, что мы не отказываемся от своих обязательств и будем активно работать над разрешением долговой проблематики. Однако должно быть ясно и то, что Россия не может допустить пробуксовки основополагающих реформ в экономике страны. Чем быстрее мы обеспечим устойчивый экономический рост, тем последовательнее будем возвращать и свои заимствования. Взаимоприемлемое урегулирование по внешним долгам позволит нам улучшить возможности их обслуживания.

Россия здесь ничего не клянчит и не выторговывает. Мы просто хотим нормальных справедливых условий, которые дали бы нам реальную возможность выполнить свои обязательства и обеспечить экономический рост.

Основную ставку предполагаем делать на внутренние источники роста. В то же время воспринимаем внешнеэкономические связи в качестве важнейшего фактора развития и интеграции России в мировую экономику. Надеемся здесь на понимание и поддержку со стороны Германии, которая с отрывом лидирует среди наших торгово-экономических партнеров, является крупнейшим инвестором российской экономики, как, впрочем, и нашим главным кредитором.

В ходе нынешнего раунда расширенных консультаций с обеих сторон даны четкие сигналы в пользу того, чтобы наше сотрудничество на данном направлении приобрело более устойчивый и динамичный характер.

Среди них возобновление деятельности в России страхового общества «Гермес», учреждение двусторонней рабочей группы высокого уровня по обсуждению стратегических вопросов сотрудничества в экономической и финансовой сферах. Это было предложение господина Канцлера. Думаю, очень правильное предложение. Речь идет при этом о компактном действенном механизме, позволяющем оперативно решать возникающие проблемы и выстраивать взаимодействие по наиболее привлекательным и перспективным для сторон проектам. Призываю вас активно включаться в эту работу.

Особенно широкое поле деятельности открывается в области капиталовложений. Из сфер, где для нас особенно важно немецкое инвестиционное участие, упомяну аэрокосмическое сотрудничество, развитие инфраструктуры, сотрудничество в атомной энергетике, газовой отрасли, строительство трубопроводов, восстановление банковской системы в России.

Эти и другие важные для нас направления будут получать всемерную поддержку Президента и Правительства России.

В ходе встречи с руководством Восточного комитета германской экономики и другими лидерами деловых кругов ФРГ в Москве 13 марта этого года мои собеседники высказывались за то, чтобы запустить 2–3 перспективных проекта кооперационного сотрудничества России и Германии. Это, безусловно, полезная идея. Один из таких проектов напрашивается сам собой – совместное создание среднего европейского военно-транспортного самолета на базе Ан-70. Экономические и политические преимущества данного проекта для специалистов очевидны.

Германский бизнес, хорошо умеющий заранее просчитывать отдачу от капиталовложений, мог бы сказать здесь свое веское слово и, соответственно, воздействовать на решение политического руководства ФРГ по Ан-70, которое, как нам говорят, вскоре ожидается.

Будем прилагать усилия, чтобы укрепить, а там, где надо, восстановить доверие инвесторов к России. С этой целью мы совершенствуем экономическое законодательство, разрабатываем решения по упрощению таможенного оформления товаров, процедуре регистрации компаний, экспертиз инвестиционных проектов. Будем последовательно и решительно устранять другие препятствия и бюрократические препоны на пути развития бизнеса в России.

Наши действия, направленные на обеспечение стабильности и порядка в России, не имеют ничего общего с приписываемым нам кое‑кем стремлением воплотить в жизнь теорию «твердой руки».

Сильной России бояться не следует. Головную боль Германии и Западу в целом принесла бы слабая нестабильная Россия, которая едва ли сможет играть роль надежного и эффективного партнера в экономике, политике и в сфере безопасности.

Мы за то, чтобы немцы сохранили за собой место одного из лидеров в стратегическом партнерстве Запада с Россией. Хотели бы видеть Германию и в дальнейшем во главе «группы поддержки» нашей страны и проводимого нами курса.

Мы с удовлетворением отмечаем стремление руководства ФРГ строить отношения с Россией именно в этом ключе. Со своей стороны мы намерены энергично продвигаться навстречу. Прошу вас активно поддержать этот процесс, который создает необходимые условия для расширения масштабов и увеличения КПД нашего сотрудничества.

16 июня 2000 года, Берлин