Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Пресс-конференция по итогам встречи глав государств и правительств «Группы восьми»

23 июля 2000 года, Япония, Окинава, Международный медиацентр

В.Путин: Добрый день, уважаемые дамы и господа!

Прежде чем поговорить о сути проблем, ради которых мы собрались, я бы хотел поздравить своего коллегу, Премьер-министра Японии господина Ёсиро Мори, с блестящим результатом в работе. Я бы хотел поблагодарить его и за великолепную организацию нашей встречи. Потому что не только само качество организации работы, не только качество принятых документов и сам дух, царивший здесь, но активное участие именно Японии как организатора всех этих мероприятий, без сомнений, способствовало дальнейшему укреплению позиций японского государства. Это делает Японию более влиятельной страной при решении крупномасштабных вопросов, которые стоят перед человечеством.

Но особые слова благодарности я бы хотел обратить в адрес народа Окинавы, потому что та доброжелательность, та непосредственность и теплота, с которой нас здесь принимали, все это создало совершенно уникальную обстановку и способствовало хорошим результатам нашей работы. Поэтому мои искренние слова благодарности народу Окинавы.

Прошедшие в эти дни дискуссии по ключевым международным проблемам подтвердили, что только сообща мы сможем найти ответ на глобальные проблемы, с которыми сталкивается сегодня (и в будущем будет сталкиваться) человечество. Только вместе мы сможем выйти, возможно, на не всегда идеальные, но объединяющие решения. Считаю итоговый документ встречи именно таким результатом.

Это своего рода общий знаменатель, знаменатель подходов стран-участниц «восьмерки». Мы уверены, что результаты нашей совместной работы окажут реальное позитивное влияние на международные дела. Добиться этого особенно важно в сфере поддержания стратегической стабильности, борьбы с терроризмом, организованной преступностью, наркоторговлей, предотвращения региональных конфликтов.

Мы подтвердили позицию Российской Федерации по проблемам сохранения Договора о противоракетной обороне 1972 года. И хочу еще раз сказать, что на сегодняшний день для эффективного ответа на существующие и прогнозируемые в ближайшем историческом будущем ракетные угрозы достаточно нестратегических противоракетных оборонных систем. Мы готовы к сотрудничеству со всеми странами мира. И это крайне важно. На мой взгляд, принципиальным является как раз то обстоятельство, что эти вопросы нужно решать сообща.

С большим удовлетворением хочу отметить и двусторонние контакты, которые начались со встречи с Президентом Соединенных Штатов. Как вы знаете, мы подписали Совместное заявление. В нем мы подтвердили нашу заинтересованность в скорейшей ратификации СНВ-2 в Соединенных Штатах и вместе выразили готовность расширить наши контакты по поводу разработки СНВ-3. Что, по сути дела, является косвенным признанием правильности тех предложений, которые мы делаем в области обеспечения международной безопасности и которые состоят в том, что нам нужно понижать порог ядерного противостояния с одновременным усилением совместных действий по нейтрализации возможных угроз.

Большое внимание на встрече было уделено новым глобальным вызовам человечеству. В их числе – международный терроризм, организованная преступность, наркоторговля, агрессивный этносепаратизм, национализм и религиозный экстремизм. Сегодня эти общие проблемы требуют единого и консолидированного подхода. И мы готовы проработать возможные совместные шаги в этих областях.

С удовлетворением отмечаем, что в результате диалога на различных уровнях нам удалось продвинуться в согласовании стратегии подхода к предотвращению конфликтов. Это крайне важная сфера нашего сотрудничества. Сегодня мы должны выработать своего рода культуру предотвращения конфликтов (я бы хотел обратить на это особое внимание) с обязательной интеллектуальной и правовой отработкой всех составляющих этих сложных проблем.

Принципиально важно, что «восьмерка» четко подтвердила лидирующую роль Организации Объединенных Наций и ее Совета Безопасности в миротворческой сфере. А также соответствующие прерогативы в части санкционирования применения военной силы. Хочу это подчеркнуть.

Особая тема – международный терроризм. Он по‑прежнему бросает вызов миру и стабильности всех государств, угрожает безопасности и благосостоянию граждан, безопасности конкретных людей. В ходе дискуссии мы обратили внимание наших коллег на то обстоятельство, что сегодня образовалась, как мы уже неоднократно говорили об этом, некая дуга нестабильности, которая, на наш взгляд, простирается от Филиппин до Косово. И трагедия, которую мы до сих пор наблюдаем, на Филиппинах с заложниками, лучшее тому подтверждение.

Я бы сказал, что центр этой дуги постепенно смещается в сторону Афганистана, и это чувствуют на себе не только Россия и страны Центральной Азии, но и другие государства мира. Выход здесь может быть только один – расширение международной системы борьбы с терроризмом и повышение ее действенности. Важно не прятать, как страус, голову в песок, не делать вид, что этой угрозы не существует. Самое худшее, что можно сделать, – это сделать вид, что этого нет и платить все время деньги террористам, откупаться от них. Денег не хватит, потому что их агрессивные аппетиты будут расти.

Важным для нас остается комплекс экономических вопросов. Как вы знаете, России удалось преодолеть наиболее острые последствия финансового кризиса 98-го года. Утверждена программа действий на 2001 год. Утверждены основные направления политики до 2010 года. Нами ставится задача добиться роста внутреннего валового продукта как минимум на 5 процентов в год, что должно привести к удвоению ВВП России в течение десяти лет.

Важно, насколько Россия сможет вписаться в мировую торгово-экономическую и финансовую систему. Важно, насколько равноправным партнером промышленно развитых стран она сможет стать. Российские предприниматели и промышленники должны учитывать процессы глобализации мировой экономики, а Россия в целом не должна остаться в стороне от ее создания.

Полагаю, что здесь нам удалось детально обсудить такие не менее важные темы, как развитие демократии, проблемы устойчивого развития, экология, информационная безопасность и создание информационного сообщества.

Плодотворной была дискуссия по проблемам здравоохранения (вы знаете, что эти проблемы нашли отражение в заключительных документах), образования, культурного разнообразия, всего блока региональных тем. Наш ориентир здесь – социально ответственная глобализация. Это означает активное содействие процессам выравнивания показателей экономического и социального развития всех государств-участников международного общения, сокращение все возрастающего разрыва между богатыми и бедными странами, предотвращение появления новых не идеологических (идеологические барьеры мы, слава Богу, оставили в ХХ веке), а экономических барьеров, предотвращение их создания.

Это относится и к использованию на благо всех, исключительно в мирных, созидательных целях результатов информационной и научно-технической революции. Развитие рыночной экономики в XXI веке, свободное движение капиталов и идей не должно вести к спекулятивной анархии или, наоборот, к излишнему наднациональному регулированию.

Все страны и все народы должны иметь доступ к плодам региональной и глобальной интеграции. В этом плане дискуссия, как вы знаете, велась в значительной степени вокруг проблемы генома человека.

Разумное и эффективное государственное правление, демократическое развитие всего многообразия общественных форм человеческой цивилизации в XXI веке должны укреплять, а не умалять безопасность личности.

Самые последние порождения коллективного человеческого разума, будь то геном человека, о котором я упомянул, международная космическая станция или Интернет, будут служить всем, а не только избранным членам международного сообщества. В этом должна быть наша цель.

С главным тезисом России: на базе укрепления стратегической стабильности и развития международного сотрудничества – к достойной жизни для всех в условиях социально ориентированной глобализации, – соглашаются, как мы убедились, все наши партнеры по «восьмерке». Это особенно отрадно в канун очередного рубежного события международной жизни – саммита тысячелетия, который готовится Организацией Объединенных Наций осенью текущего года. Россия готовится к этому мероприятию и примет, разумеется, в нем самое активное участие.

Я хочу поблагодарить вас за внимание и готов ответить на ваши вопросы.

Вопрос: Владимир Владимирович, накануне встречи много говорили о том, что тема национальной ПРО может стать своего рода раздражителем для участников «восьмерки». Как после завершения мероприятия Вам видится: были разговоры на эту тему или их не было?

В.Путин: Могу подтвердить, что, конечно, это обсуждалось и в двусторонних контактах, и на официальных двусторонних встречах, и в разговорах с глазу на глаз, которых было очень много вне рамок официальных встреч. Вы знаете, я к этому подхожу следующим образом. Мне кажется, что если мы хотим достичь положительного результата при обсуждении и решении глобальных вопросов, нам не нужно идти по тупиковому пути – нужно выбирать все время такой маршрут, который выводит на общие какие‑то позиции. Вот таким маршрутом, как мне кажется, нам удается идти с нашими американскими партнерами и с президентом Клинтоном, прежде всего. Несмотря на то, что у нас разные подходы к некоторым принципиальным вопросам.

Наше совместное заявление это только подтверждает, тот тезис, о котором я сказал. Да, у нас есть несогласия и разные оценки обсуждаемой проблемы. Но есть все‑таки некоторые общие вещи, в обсуждении которых мы соглашаемся. Вот мы договорились о том, что нужно интенсифицировать наши контакты по проблеме СНВ-3. А собственно говоря, это и есть одно из направлений наших предложений. Снижать, как я уже говорил, уровень ракетного ядерного противостояния и наращивать многонациональные усилия по проблемам контроля, создавать глобальную систему контроля. Создать то, о чем мы договорились, – центр по контролю за пусками ракет. Привлекать для сотрудничества в этом центре не только нас как партнеров американской стороны, но и других заинтересованных участников, скажем Европу. Надо вместе думать над другими вариантами, которые позволили бы при сохранении сегодняшнего баланса сил сообща противостоять тем возможным угрозам, о которых говорят наши партнеры.

Если мы не будем забираться каждый раз в тупик, а искать общий путь, думаю, что мы всегда будем находить решение.

Вопрос: Вы стали «звездой» форума. Канцлер ФРГ Герхард Шредер заявил, что Россия должна стать полноправным участником «большой восьмерки». Какой Вы видите роль России в «большой восьмерке» в будущем?

В.Путин: Спасибо Вам за характеристику. Я не хотел бы, чтобы у меня началась «звездная болезнь». Думаю, что этого не случится. Что касается роли «восьмерки» в целом и места России в «восьмерке», то хотел бы сказать следующее. Мы высоко ценим усилия этого форума. Полагаем, что он нашел свое место в системе международных связей. Этот форум не подменяет собой действующие на постоянной основе международные организации, а занимается глобальными вопросами, как бы готовит ряд вопросов для решения на международно-правовом уровне. Либо дает какие‑то импульсы для их решения, создает условия для сотрудничества.

И это крайне важно, в том числе и для России. Россия не хочет и не может оставаться в стороне от принятия этих решений. Нам нужно быть интегрированными во все структуры, где вырабатываются эти решения, касающиеся России. В этом смысле, конечно, Россия заинтересована и будет работать в рамках «восьмерки». Больше того, мы готовы расширить наше участие.

Как вы знаете, Россия рассматривает возможность и будет стремиться к тому, чтобы стать полноценным членом Всемирной торговой организации. Мы рассчитываем на то, что нам удастся вступить в ВТО на стандартных условиях. Весь пакет необходимых документов уже передан. По мере интеграции России в международное экономическое сообщество будет возрастать и роль России в «восьмерке». Мы не хотим опережать события, все должно быть естественно и гармонично. Да мы и не заинтересованы в том, чтобы забегать вперед в наших отношениях.

Кроме того, что Россия хочет и готова к сотрудничеству с «восьмеркой». Мне кажется, что и все страны, входящие в «восьмерку», также заинтересованы в том, чтобы Россия была рядом, принимала участие в выработке этих решений. Потому что от этого зависит их качество, а значит, и эффективность их исполнения.

Вопрос: Известно, что политические лидеры, с которыми Вы вели переговоры, одобрительно восприняли результаты Вашего визита в Северную Корею. У Вас есть ощущение, что руководители развитых стран мира действительно готовы разделить всю полноту риска и ответственности, скажем, за начавшийся процесс интеграции Северной Кореи в мировое сообщество? Или это останется таким российским «фирменным блюдом»?

В.Путин: Я не считаю, что для России это какой‑то груз. Мы все знаем, что Северная Корея – сосед Российской Федерации, у нас общая граница. Мы знаем, что на Корейском полуострове до сих пор ситуация взрывоопасная. А Россия заинтересована в том, чтобы никакой взрывоопасной ситуации вблизи от ее границ не было. В этом наш национальный, государственный интерес. И мой визит в Корею связан и с этой проблематикой, с нашими прямыми национальными интересами.

Лидеры стран «восьмерки» приветствовали мою поездку в Корейскую Народно-Демократическую Республику. С некоторыми участниками процесса урегулирования, в том числе с Президентом Корейской Республики, то есть с южной частью этого полуострова, у меня были предварительные переговоры по телефону. С некоторыми лидерами «восьмерки» мы тоже говорили об этом заранее. И, разумеется, я проинформировал их в самом общем виде о результатах своих переговоров с руководством Корейской Народно-Демократической Республики.

Должен сказать, что и сама поездка, и результаты ее были восприняты позитивно. Я лично считаю, что чем меньше «белых пятен», тем лучше. Для того чтобы понять, что происходит, нужно иметь контакты, связи, информацию. Если мы слышим тезис о том, что есть определенные опасения по поводу ракетных программ, которые развивает Корейская Народно-Демократическая Республика, тогда нужно знать точно, что это за программы, каков их масштаб, каков масштаб угрозы.

Вопросы стратегической стабильности обсуждаются в основном между Штатами и Россией, но от того, насколько адекватно мы будем воспринимать обстановку и насколько качественно сможем подготовить это решение, зависят судьбы и других государств мира. Так вот чтобы качественно решать эти вопросы, нужно располагать прежде всего достоверной информацией. Такую информацию невозможно получить, если не работать с теми субъектами международного права, которые вовлечены в этот процесс. Корея – Северная Корея, КНДР – оказалась вовлеченной в этой процесс.

Действительно, еще раз повторяю, исходящая от меня информация была воспринята позитивно. Больше того, мне показалось, что те аргументы, которые я привел, были восприняты некоторыми нашими коллегами так, что сейчас они рассматривают возможность пересмотра уровня и качества своих отношений с Корейской Народно-Демократической Республикой. И я думаю, что это правильно.

Вопрос: Владимир Владимирович, скажите, пожалуйста, как Ваше участие в этой встрече отразится на внутренней жизни России? Это все внешняя сторона, в том числе Ваше общение с лидерами, которые здесь были. А как это применимо к общественно-политической жизни России, к Вашему имиджу как главы государства внутри нее?

В.Путин: Если бы я сказал, что меня не очень волнует мой имидж, Вы, наверное, не поверили бы. Хотя в данном случае это действительно так. И я сюда приехал не для того, чтобы улучшать имидж, а для того, чтобы исполнять свои служебные обязанности. Меня избирали Президентом для того, чтобы я занимался проблемами внутренней и внешней политики. Вот здесь мы занимаемся проблемами внешней политики.

Это, без всяких сомнений, отражается и на внутриполитическом, и на экономическом положении страны. Я хочу только повторить свой тезис, который уже чуть раньше прозвучал. На встрече лидеров стран «восьмерки» вырабатываются или готовятся к принятию решения, от которых в значительной степени зависит общая архитектура в сфере безопасности международной. Зависит экономическая, финансовая архитектура, решаются вопросы глобального характера.

Сегодня мы говорили о том, что деятельность «восьмерки» вообще должна быть больше обращена в будущее. Мы должны предвидеть процессы, которые развиваются в мире, и реагировать на них заранее. Конечно, для России крайне важно принять участие в выработке этих решений.

Какова альтернатива этому пути? Оставить глобальные вопросы без внимания и потом либо сопротивляться, либо встраиваться в процесс, который нам может нравиться или не нравиться. И это, конечно, будет мешать и всему международному сообществу, и России. Если же решения вырабатываются совместно с Россией, они вырабатываются с учетом наших интересов. И это крайне важно.

Но есть, кроме этих широких, общих моментов, еще и чисто прикладная тематика, которая не может не представлять интерес. Возьмем одну из тем, которую мы обсуждали, – проблему генома человека. Вы знаете, что Россия занимается этой темой свыше 10 лет. Еще Советский Союз ассигновал значительные денежные ресурсы на разработку этой темы. И тогда ученые договорились между собой, что вся информация в этой сфере будет абсолютно открытой для всех, кто хочет ею воспользоваться. В результате такой открытости были достигнуты чрезвычайно важные для судеб человечества результаты. Сегодня все имеют право воспользоваться этими результатами.

Но есть разные подходы к тому, как это использовать. Кто‑то говорит, что часть информации должна быть с этого момента закрыта, другие лидеры говорят, что нужно сохранить режим открытости. От того, как будет решен этот вопрос, зависят жизнь и здоровье многих миллионов россиян, без всякого преувеличения могу это сказать. Потому что от этого зависят качество и количество лекарств, их стоимость, их эффективность.

Или взять другую проблему, которую мы обсуждали. Проблему качества продуктов питания, связанную с биотехнологиями, с генной инженерией и так далее. Это тоже проблема, которая имеет выход практически почти на каждого гражданина России. Мы закупаем огромное количество продуктов питания за границей. И для нас важно, какого качества эти продукты питания. Эти вопросы имеют прикладное значение уже сейчас.

Мы договорились о том, что признали целесообразным создать международную организацию либо экспертную международную группу, которая бы занималась, во‑первых, этой проблематикой, а во‑вторых, некоторые лидеры высказали соображение о порядке большего информирования населения по этим вопросам, о порядке доведения до потребителя этих продуктов всего, что мы знаем, в том числе и мнения экспертов.

Я думаю, что такие вопросы имеют прямое, как я уже сказал, прикладное значение практически для каждого гражданина России. Все это не может остаться вне рамок нашего интереса. Поэтому с этой точки зрения считаю, что наша работа здесь крайне важна. Эффективна она и в данном случае, то есть в рамках этого форума.

Вопрос: Владимир Владимирович, скажите пожалуйста, куда Вы собираетесь поехать после Окинавы и что Вы намерены делать там, куда Вы собираетесь поехать?

В.Путин: Вы знаете, у нас есть такая пословица: «В гостях хорошо, а дома лучше». Поэтому я собираюсь домой. Поскольку мой дом в данном случае (после того, как я стал Президентом страны) – не город и не улица, а Российская Федерация, то я собираюсь в Российскую Федерацию, в частности на Камчатку. Этот район от Москвы достаточно удаленный, и его посещение требует дополнительного времени, чего всегда не хватает. А я здесь, рядом, и считаю своим долгом обязательно уделить внимание проблемам российского Дальнего Востока.

Как вы знаете, сюда я прилетел тоже из одного из регионов Дальнего Востока, из города Благовещенска. По дороге назад хочу побывать на Камчатке, встретиться там с местным руководством, с губернатором области, о чем мы с ним уже договорились, и обсудить с ним проблемы развития этой области.

Вопрос: Какое у Вас осталось впечатление от встречи с господином Жаком Шираком?

В.Путин: Господин Жак Ширак – один из признанных лидеров мировой политики, он очень опытный человек, я бы сказал даже – эксперт по некоторым вопросам. Должен вам честно сказать, он поразил меня энциклопедическими познаниями в некоторых областях, особенно в области восточных единоборств. Да, он очень увлечен борьбой сумо, с энтузиазмом рассказывал об этом, причем рассказывал с глубоким знанием дела. У нас с ним был очень хороший диалог. Он мне книжку подарил, я ему тоже, про Кремль. Франция не должна забывать, где находится Кремль. Есть такое место в мире.

Мы очень много говорили о влиянии русской культуры на культуру французскую и обратном влиянии французской культуры на Россию. Вы знаете, что у российского народа всегда были особые чувства к Франции именно в силу этого взаимного мощного культурного влияния.

В октябре у меня ожидается визит во Францию в связи с тем, что Франция возглавляет Европейское сообщество. Надеюсь, что этот диалог будет продолжен, и продолжен на благо как Франции, так и России.

Вопрос: Владимир Владимирович, известно, что не только Россия, но и многие союзники США, в частности Франция и Германия, критически относятся к планам США по развертыванию ПРО. На Ваш взгляд, после Вашего визита в Северную Корею и после тех встреч, которые Вы провели здесь, изменится ли это отношение, станет ли это противодействие планам ПРО со стороны союзников США еще более сильным?

В.Путин: Понимаете, когда мы собираемся на таких форумах (я, во всяком случае), то не стараемся никого перехитрить, подбросить что‑то такое, что поставило бы всех в тупик, в трудное положение. У нас есть своя позиция, мы ее защищаем, приводим дополнительные аргументы. Мне показалось, что те аргументы, которые были высказаны в этот раз, произвели позитивное впечатление на всех участников нашей встречи. И я рассчитываю, разумеется, на то, что они будут восприняты и будут учитываться в ходе наших дальнейших переговоров по этой важной для всего человечества проблеме.

Вопрос: Многим известны Ваши оценки Ким Чен Ира. Можно ли сказать, что ваш визит в КНДР свидетельствует о радикальных переменах в политике? Подлинная ли это смена курса? Какие мотивы кроются за всем этим?

В.Путин: Что касается мотивов, то я уже высказался, могу повторить. Корейская Народно-Демократическая Республика – наш сосед, на Корейском полуострове идет мирный диалог. Россия кровно заинтересована в том, чтобы этот диалог был урегулирован мирными средствами и будет всячески этому диалогу способствовать, исходя из того, что это дело самой корейской нации. Это первое.

Второе. В процессе обсуждения вопросов глобальной безопасности мы услышали аргумент о различных военных и ракетных угрозах, при этом все чаще стала упоминаться Корейская Народно-Демократическая Республика. Само собой, возникло желание ближе, на месте, познакомиться с этой проблемой.

Вот эти аргументы и лежали в основе моего решения о поездке в Корейскую Народно-Демократическую Республику. Я удовлетворен результатами. Разумеется, в ходе двухдневных переговоров и встреч нельзя сделать глобальных, окончательных выводов. Но не вступая в контакт, не получая дополнительной информации, нельзя сделать никаких выводов вообще. И, вообще, нельзя принимать никаких решений, тем более глобального характера.

Что касается моих впечатлений о руководстве Северной Кореи, я уже говорил, могу только повторить. Идеи чучхе вам хорошо известны. Но, несмотря на приверженность определенным, уже известным идеям, на основе которых строится все государственное здание Северной Кореи, у меня создалось устойчивое впечатление, что лидер Кореи умеет слушать и слышит то, что ему говорят. Он адекватно реагирует на аргументы в ходе дискуссии. И может быть партнером по общению, по переговорам, с ним можно разговаривать.

Но, разумеется, нужно прислушиваться к национальным интересам самой Северной Кореи, нельзя их сбрасывать со счетов. Иначе мы никогда не добьемся никакого позитивного результата ни в чем, в том числе и в решении такого сложнейшего вопроса, как вопрос урегулирования ситуации на Корейском полуострове.

Мы очень надеемся на то, что результат моей поездки будет использован всеми заинтересованными сторонами. Мы не хотим монополизировать эти результаты. Мы предлагаем их всем участникам этого процесса.

Спасибо вам большое. Всего хорошего.

23 июля 2000 года, Япония, Окинава, Международный медиацентр