Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Выступление на заседании расширенной коллегии Генеральной прокуратуры России

11 февраля 2002 года, Москва, Кремль

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги, друзья!

Очень рад приветствовать вас в этом зале и надеюсь, что наша встреча будет и полезной, и продуктивной.

Сегодня вы подводите итоги работы за прошлый год, в том числе по важнейшему направлению вашей деятельности – борьбе с преступностью. У вас, конечно, много и других функций, немало других задач и достижений, в частности, в деле защиты прав граждан. Они идут к вам чаще, чем в суд, и получают скорую и, что важно, бесплатную помощь.

У вас немало трудностей, о которых всем, в том числе и мне тоже, хорошо известно. Но работа прокуратуры стала в последнее время более открытой, более наступательной и, на мой взгляд, более эффективной. Учитывая особую роль прокуратуры как органа, по закону координирующего всю борьбу с преступностью, и учитывая, что в этом зале сегодня, как огласил Генеральный прокурор, присутствуют представители практически всех силовых министерств и ведомств, я думаю, что оправданно будет поговорить именно о борьбе с преступностью в более широком формате.

Мы все хорошо знаем, что ситуация с преступностью в стране остается тяжелой. В 2001 году зарегистрировано около трех миллионов преступлений, причем увеличивается доля тяжких и особо тяжких. Убийства, похищения людей, разбойные нападения, грабежи становятся чуть ли не рядовым фактом нашей жизни. Организованная преступность по‑прежнему контролирует значительную часть экономики страны. Это чувствуют на себе практически все категории граждан во всех регионах России. Есть, между прочим, и такая категория, которая чувствует это с особой остротой – я говорю о предпринимательском сообществе, – потому что она находится как бы между двух огней: с одной стороны – криминал, с другой стороны – они очень часто, к сожалению, сталкиваются с неправомерными действиями представителей власти и не в последнюю очередь со стороны правоохранительных органов. Более того, предприниматели уже привыкли считаться с этим как с неизбежным злом.

Обращаю ваше внимание на то, что почти каждое второе тяжкое или особо тяжкое преступление остается нераскрытым. По стране разгуливают сотни тысяч преступников, среди которых более семи тысяч – убийцы, ушедшие от правосудия в минувшем году. Это факторы не только воспроизводства преступности, но и формирования в обществе атмосферы, которая позволяет криминалу брать верх над правом. О плачевном положении дел в этой сфере свидетельствует и то обстоятельство, что ежегодно правоохранительные органы не могут установить судьбу, вдумаемся в эту цифру, более чем тридцати тысяч граждан, пропавших без вести. Некорректное сравнение, конечно, но если мы сравним с нашими потерями на Кавказе, то эти цифры в десять раз больше.

Ко мне обращаются родственники погибших с требованием отменить мораторий на смертную казнь. К таким выводам людей приводит и подталкивает не только жестокость преступников, но и, прямо об этом нужно сказать, часто бессилие правоохранительных органов. Что толку ужесточать наказание, если мы не можем обеспечить главного фактора – неотвратимости наказания. Что толку ужесточать наказание вообще, если сотни и тысячи преступников разгуливают на свободе – их вообще никакое наказание не достанет.

Хотел бы подчеркнуть роль прокуратуры, которая имеет собственные следственные подразделения, осуществляет надзор в ходе предварительного следствия и координирует правоохранительную деятельность. Действующее законодательство именно прокуратуре отводит ключевую роль по обеспечению неотвратимости наказания. Кроме того, перед прокуратурой стоит задача предотвращения преступлений, поэтому прокурорский надзор должен носить упреждающий характер. Но огромное количество нераскрытых преступлений говорит о низком качестве расследования и о низком качестве оперативного обеспечения следственной деятельности. В частности, только в прошлом году прокурорами приостановлено около сорока тысяч уголовных дел в связи с тем, что преступники не были установлены и найдены.

Охрана прав и законных интересов граждан – одна из основных задач прокуратуры. Однако вследствие неквалифицированного расследования преступлений эти права часто нарушаются. Например, только в прошлом году свыше тысячи трехсот человек были незаконно арестованы по постановлениям следователей прокуратуры. Это ваши собственные данные. Хорошо, что Генеральная прокуратура знает об этом, и хорошо, что Генеральный прокурор этого не скрывает. Но факт печальный. Может быть, в целом по стране это не такая уж большая цифра, но за каждой такой ситуацией – судьба человека.

Важная функция прокуратуры в борьбе с преступностью – координирующая. Координационные структуры формально существуют везде: и в районах, и в городах, и в федеральном центре. Но относиться к этой важнейшей общегосударственной функции нужно не как к общественной нагрузке.

Генеральной прокуратуре необходимо взять под особый контроль регулярное проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов в субъектах Российской Федерации. Добиваться действенного, а не констатирующего подхода в обеспечении координации борьбы с преступностью. Необходимо, чтобы решения координационных совещаний имели практическую направленность. Именно на них должна вырабатываться стратегия, тактика, политика борьбы правоохранительного сообщества со всеми видами преступлений.

Необходимо более четко определить рамки деятельности управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах. Хотел бы сказать, что, на мой взгляд, становление этих структур прошло неплохо. Более того, хочу поблагодарить и Генеральную прокуратуру, и всех работников прокуратуры в федеральных округах, которые, по общему мнению и по мнению представителей Президента в регионах, сыграли важнейшую роль в обеспечении такой важной задачи, как создание единого правового поля в стране. Это оказалось весьма оправданным и очень эффективным. Тем более что вашим коллегам пришлось работать в сложных условиях, практически с нуля начиная эту работу. Однако деятельность этих структур в округах порой просто дублирует функции субъектов Российской Федерации – на это тоже нужно обратить внимание – или иногда является просто передаточным звеном в переписке с центром.

Думаю, что назрела необходимость проведения совещания руководителей всех окружных силовых структур и полпредов Президента. Его цель – определить конкретные шаги по перелому ситуации в сфере борьбы с преступностью. Я думаю, что в самое ближайшее время соберемся в Москве: я приглашу сюда всех полпредов и организую стартовое совещание с руководителями правоохранительного сообщества.

Уважаемые коллеги, как я уже говорил вначале, у нас очень много задач по обеспечению интересов государства, по защите интересов граждан, но сегодня и власть, и все правоохранительные органы должны осознать, что главная наша задача – остановить криминал и беззаконие. Мы знаем об этом и часто говорим о том, что терпение людей не беспредельно. Более того, мы не сможем решить наши социальные и экономические проблемы, если не объединимся в борьбе с преступностью. Мы хорошо понимаем, что эффективность борьбы с преступностью связана далеко не только с деятельностью правоохранительной сферы: это и состояние экономики, и социальное самочувствие в обществе, и очень много других факторов. Но качество работы правоохранительных органов в их числе занимает не последнее место.

Желаю вам успехов.

Спасибо большое за внимание.

11 февраля 2002 года, Москва, Кремль