Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на расширенном заседании коллегии МВД России

21 января 2000 года, Москва

В.Путин: Уважаемые коллеги!

В последний раз мы встречались на заседании Коллегии МВД два месяца назад. Внимание к работе правоохранительных органов не случайно: оно напрямую связано с целым комплексом проблем, на острие которых сегодня оказалось ваше министерство.

Одна из самых «горячих точек» вашей деятельности – это, конечно, контртеррористическая операция в Чечне. Хотел бы сказать всем, кто нес и сегодня несет тяжелую и опасную службу, слова благодарности за выдержку, честную и самоотверженную службу, тяжелый труд, за ту уверенность в конечном результате, которая чувствуется во всем, что мы делаем на Северном Кавказе. Это очень важно.

Пользуясь случаем, хочу представить вам Сергея Владимировича Ястржембского в качестве помощника Президента России. Он будет заниматься координацией информационной работы. Это тем более важно, что по мере ликвидации крупных бандформирований и их рассеивания все больше и больше места в нашей работе будет занимать деятельность, направленная на восстановление нормальной жизни. Это займет определенное время. Значительная часть этой работы ляжет на ваши плечи. И поэтому сегодня и в ближайшее время накал информационного противоборства не будет ослабевать и внутри страны, и за рубежом.

Очень надеюсь на то, что вы окажете ему необходимое содействие, а он в свою очередь окажет нам помощь в достижении тех целей, которые перед нами стоят. Хотел бы отметить роль Министерства в организации и проведении кампании по выборам в Государственную Думу. Известно, что вы плотно работали с Центризбиркомом, Налоговой полицией, другими силовыми структурами и сделали очень много, чтобы остановить экспансию преступных элементов в законодательную власть.

Надеюсь, что этот опыт вам пригодится и в предстоящей президентской кампании. При этом верю, что наши действия будут юридически точными и политически безупречными.

Последнее тем более важно, что участились разговоры о так называемой железной руке, домыслы о надвигающейся диктатуре. Это камень в наш с вами адрес. В такой ситуации мы должны вести себя очень деликатно, не давать поводов для возвращения общественных страхов и каких‑либо сомнений в нашей с вами чистоте и порядочности.

Пусть эти разговоры сегодня беспочвенны, вызваны в значительной степени предвыборной ситуацией, которая складывается в стране. Тем не менее призываю вас помнить главное – во главе работы всей правоохранительной системы страны должны стоять базовые ценности: защита личности, прав и свобод граждан.

Органы МВД должны соответствовать этой цели, и подчиняясь только закону, надежно обеспечивать безопасность людей, спокойствие в их доме, на улицах, на рабочих местах.

Теперь о самом главном и по существу –о том, что больше всего беспокоит в нашей борьбе с преступностью. Статистика убедительно свидетельствует: вал преступности сбить пока не удалось. Преступность остается реальной угрозой для России.

Конечно, ухудшение криминогенной ситуации имеет объективные причины, мы это тоже знаем: это и кризисное состояние экономики, и социальные пороки, и политическая нестабильность. Нашей реальностью стали люмпенизация значительной части населения и безработица.

Я уже говорил: мы не самые богатые, но в то же время одни из самых расточительных – можно сказать, бесхозяйственные. В этой связи нашей главной заботой должна стать не только работа по подъему хозяйства и повышению благосостояния граждан, но и борьба с нарастающей криминализацией экономики страны. Преступность не дает развиваться и бизнесу, и государству, и собственности.

Вы знаете: в прошлом году число преступлений в сфере экономики выросло на 20 процентов. Из них больше всего в финансово-кредитной системе, производстве и обороте алкоголя, в ТЭКе и в целом – во внешнеэкономической деятельности. Только от преступлений в финансово-кредитной системе нанесен материальный ущерб в 5,4 миллиарда рублей.

Довольно подробно на эти темы мы говорили на прошлом заседании Коллегии. Надо еще раз подумать о координации действий с финансово-экономическими ведомствами страны, в том числе с Правительством.

Только один пример приведу: сразу после ограничения Правительством хождения спиртосодержащей жидкости (за которой во многом скрывалась фальсифицированная водка) ряд регионов вышел с просьбой, с ходатайствами, с письмами, подписанными в том числе первыми министрами регионов, на увеличение квот на использование технического спирта – от 720 до 1000 процентов. Что за этим стоит: реальные потребности промышленности или жуликов? Должен вам доложить, что не всегда можно сразу разобраться в таких вопросах, без вашей помощи это сделать сложно, даже опираясь на статистику Минэкономики. Поэтому я призываю вас более тесно работать с Правительством в этой сфере.

Конечно, общие показатели очень важны. Важна и текущая оперативная работа. Но мы знаем, повальные, без разбору проверки деятельности предпринимателей малоэффективны и трудоемки. Конечным результатом работы должно быть не только укрепление хозяйственной дисциплины, но и спокойная и уверенная в защите и своей перспективе деятельность субъектов рынка. Когда пятнадцать ведомств по очереди проверяют одни и те же структуры, это не приносит ничего хорошего, а лишь лихорадит бизнес, но и создает атмосферу слишком пристрастного контроля.

Нам, разумеется, надо быстрее декриминализировать экономику. Но это значит не только юридическими средствами освободить ее от контроля со стороны преступного мира, но и реально помочь ей выбраться из «тени», избавить от необходимости прибегать к услугам недобросовестных чиновников и всякого рода «крыш».

Кроме того, в единой цепочке важна эффективная деятельность судов и органов прокуратуры. Люди сталкиваются с бюрократизмом, волокитой, неприкрытым хамством. Это извечные проблемы любой бюрократической системы. Мы с вами знаем, что здесь ничего нового не появилось. По‑прежнему нередки случаи отказа гражданам принять заявление о возбуждении уголовных дел со стороны органов внутренних дел. В результате растет правовой нигилизм, падает доверие к власти и вера граждан в справедливость.

Среди приоритетных направлений – борьба с организованной преступностью и коррупцией. Именно эти виды преступлений беспощаднее всего разъедают экономику страны, дискредитируют органы государственной власти, подрывают международный авторитет Российской Федерации.

Еще один важный аспект. Во многом с участием оргпреступности налажены постоянно действующие каналы по незаконному вывозу капиталов из страны. Цифры известны: они приводились и на прошлых коллегиях, и сегодня здесь звучали. Предпринимаемые в этом направлении меры пока не позволяют переломить ситуацию.

Кроме того, рост оргпреступности неизбежно порождает коррупцию. Антикоррупционная идеология должна стать органичной частью всей системы законодательства. Надо развивать действенную систему декларирования доходов и расходов физических лиц, в первую очередь государственных служащих. Конечно, надо ускорить принятие Государственной Думой федеральных законов о борьбе с организованной преступностью, о борьбе с коррупцией и ряда других. Понимаю, что это не ваша задача. Просто говорю в контексте той проблемы, которую мы с вами обсуждаем.

Особую опасность для каждого человека и государства в целом представляет терроризм. Нужно честно признать, что мы недооценивали эту угрозу. Недооценивали мощную материальную и финансовую базу, разветвленные международные связи террористов и их жестокость.

Наши решительные действия на Северном Кавказе предотвратили угрозу начала распада страны, распространение вируса сепаратизма и экстремизма, но главное – из‑под власти бандитского режима уже освобождены десятки тысяч наших соотечественников, российских граждан.

Сегодня речь идет о полной ликвидации бандформирований на территории Чечни, восстановлении ее социальной и экономической инфраструктуры и возвращении беженцев. Для этого крайне важно в самые сжатые сроки создать там органы государственной власти, в том числе правоохранительные.

Вы будете в первых рядах тех, кому предстоит после окончания основного, боевого, этапа операции шаг за шагом возрождать мирную жизнь, а самое главное – избавлять людей от страха, с которым они жили многие годы.

Также хотел бы обратить ваше внимание на следующее. Давайте вспомним, что произошло в Москве, Буйнакске и других городах России, и когда это случилось. Это произошло после того, как мы дали как следует по морде в Дагестане. Вот после этого они совершили преступные акции в крупных городах России – когда почувствовали, что бессильны.

Хочу предупредить вас, уважаемые товарищи: ситуация складывается примерно такая же. Сейчас мы окончательно добиваем бандитов на территории Чечни. И опасность терроризма возрастает. Хочу обратить на это ваше пристальное внимание. Я понимаю, что вы работали и работаете с большим напряжением. Я знаю, какая нагрузка ложится на личный состав по всей стране. Но разве людям, которые находятся под пулями в Чечне, легче? Им там еще труднее. Поэтому я призываю вас к тому, что мы все должны чувствовать плечо друг друга, понимать, что происходит в стране, и напрячь последние силы, чтобы ликвидировать террористическую угрозу, но не допустить того, чтобы они взяли нас за горло путем захвата заложников и каких‑то крупных объектов транспорта, инфраструктуры и так далее, и так далее. Прошу быть очень внимательными. Опасность таких действий увеличивается: она будет сохраняться до тех пор, пока мы окончательно не уничтожим базы террористов. Пожалуйста, не должно быть успокоенности по этому поводу. Соответствующая информация, более точная, есть у руководства МВД, Министерства обороны, ФСБ.

Хотел бы также отдельно остановиться на вопросах, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Их распространение в стране приняло характер эпидемии. И хотя статистика по выявлению преступлений в этой сфере говорит об определенных успехах, понятно, что реальная картина выглядит иначе. Несмотря на то что за прошлый год было изъято около 50 тонн наркотических средств, нужно откровенно признать – ситуацию контролируем пока слабо.

В этой сфере появились и новые тенденции, особо опасная – замещение в потреблении и распространении наркотиков легких препаратов сильнодействующими, в первую очередь героином и синтетическими наркотикам. Что сдвинулось с момента образования Комиссии? Стали ли мы лучше работать в молодежной среде, где в основном и распространяются наркотики?

Несколько слов о других проблемах. Для вас они имеют не последнее значение. Болезненными остаются проблемы материального обеспечения сотрудников органов МВД. Имею в виду жилье, заработную плату и другие выплаты. Бюджетом 2000 года предусмотрено существенное увеличение расходов на материально-техническое обеспечение органов МВД.

Не все еще сделано. Проблем много. Но все это должно быть сопоставлено с реальными возможностями государства

Но и здесь есть вопросы, которые не должны ускользать от нашего внимания, в том числе наши отношения с ветеранским движением. Проблемы ветеранов мы должны знать, чувствовать и оперативно реагировать. Это важный воспитательный фактор: молодые люди должны знать, что, если они дали свою жизнь органам МВД, государство о них не забудет.

Особое внимание надо обратить на регионализацию криминального роста. Так, следует внимательно проанализировать, почему выпирает цифра 30% в Татарстане, Ингушетии, Оренбургской и Костромской областях. Или – почему всего 6 регионов: Приморье, Подмосковье, Москва, Алтай, Томская и Пермская области совокупно дают треть всех случаев совершения именно бандитских нападений по стране. В чем причина? А причина наверняка есть. Разные регионы, но причина одна. Оргпреступность по этническому принципу особенно процветает не только в столицах, но и на Дальнем Востоке, Урале, в Приволжском регионе. А некоторые города вообще являются преступными столицами России.

В завершение хотел бы поблагодарить вас за работу, поздравить с наступившим Новым годом и пожелать вам всего самого доброго.

21 января 2000 года, Москва