Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Интервью японской газете «Нихон Кэйдзай»

1 сентября 2000 года

Вопрос: Какие конкретные проекты экономического сотрудничества с Японией на Дальнем Востоке, в частности на Курильских островах, были бы, на Ваш взгляд, возможны и наиболее результативны? Предполагается ли подписание каких‑либо документов на эту тему в ходе Вашего предстоящего визита в Японию?

В.Путин: Географическая близость России и Японии, экономическая взаимодополняемость наших стран, продолжительные традиции делового сотрудничества уже сами по себе создают добротную основу для углубления торгово-экономических связей. Вопрос в том, всегда ли мы эффективно использовали эти предпосылки.

Сейчас идет неуклонный процесс оздоровления экономической ситуации в России, принимаются меры по проведению структурных реформ, оптимизации системы налогообложения, улучшению инвестиционного климата, преобразованию механизма государственного управления. Иными словами, появляются дополнительные возможности для активизации двустороннего сотрудничества в области экономики. Все это, надеюсь, сделает Россию уже в ближайшие годы более привлекательным и надежным деловым партнером.

Если говорить о наиболее перспективных сферах сотрудничества, то прежде всего я бы хотел назвать взаимодействие в обеспечении стран Азиатско-Тихоокеанского региона энергоресурсами; сооружение здесь магистральных газо- и нефтепроводов, линий электропередачи.

Речь идет о продолжении сотрудничества в разработке сахалинских нефтегазовых месторождений, о сотрудничестве по другим направлениям освоения энергоресурсов на территории России, включая Ковыктинское газоконденсатное, Якутское газовое месторождения, а также прокладку магистральных газопроводов из России в Японию.

Интересной и перспективной представляется, на мой взгляд, идея создания энергомоста Россия–Япония.

Актуальным представляется и российско-японское взаимодействие в решении проблемы глобального потепления, а именно путем осуществления ряда проектов по энергосбережению на некоторых объектах российского топливно-энергетического комплекса.

Наряду с энергетикой весьма многообещающим является наше сотрудничество в сфере транспорта. Прежде всего я имею в виду работу по эффективному совместному использованию Транссибирской магистрали.

Хотел бы упомянуть также о ряде интересных проектов на Дальнем Востоке России в области переработки рудно-минерального сырья, строительства газопроводов и ГЭС, реконструкции портов, в частности в Зарубино.

Активно развивается сотрудничество в районе южных Курильских островов. Эффективно реализуется соглашение о рыболовном промысле японскими судами в акватории южных Курил. В этом контексте большая роль отводится налаживанию на островах совместной хозяйственной деятельности.

К моему визиту в Токио стороны готовят целый ряд соглашений и документов, в том числе касающихся торгово-экономического сотрудничества. Рассчитываю, что эти договоренности позволят сделать значительный шаг вперед в развитии взаимовыгодных экономических связей, а они, в свою очередь, будут способствовать дальнейшей активизации российско-японских отношений в целом.

Вопрос: На фоне нынешней благоприятной ситуации в российской экономике становится все более очевидной необходимость структурных реформ. Каков Ваш прогноз развития внутренней экономической ситуации?

В.Путин: Как известно, лозунгом проводимой в последние годы правительством Японии политики является адекватный ответ «пяти вызовам», в которые входит и задача обновления японской экономики. Для России проведение структурных экономических реформ также является одним из вызовов, одной из приоритетных задач.

Что уже удалось сделать?

Во‑первых, решили ряд хронических для России бюджетных проблем, в частности, погасили задолженность по заработной плате и пенсиям, добились бездефицитного исполнения текущего бюджета. Кстати, подготовленный проект федерального бюджета на 2001 год также бездефицитен.

Во‑вторых, реализуется стратегически продуманная денежно-кредитная политика. Благодаря ей курс российского рубля стал более реалистичен, возросла конкурентоспособность российских производителей, и по ряду позиций отечественные товары стали вытеснять импортные. В итоге мы получили рост промышленности (10 процентов за первые 7 месяцев 2000 года по отношению к такому же периоду прошлого года). Увеличились золотовалютные резервы страны – на 11 миллиардов долларов с начала года. Начали расти реальные доходы граждан – на 8,7 процента за 7 месяцев 2000 года.

В‑третьих, в мире сложилась благоприятная конъюнктура цен на основные товары российского экспорта, что позволило российским экспортерам более активно накапливать средства для инвестиций (рост с начала года на 15 процентов).

Одним словом, в российской экономике произошли принципиальные изменения.

Все большее количество предприятий работает, основываясь на законах рынка. Изменились люди – это самое главное. Руководители предприятий получили огромный опыт работы в рыночных условиях. Обновился директорский корпус, сюда пришли образованные и энергичные люди. Уходят в прошлое иждивенческие настроения.

Правительство продолжает курс реформ, учитывая социальное настроение и самочувствие людей.

Остановлюсь лишь на некоторых примерах. Основной целью преобразований в сфере развития транспортной и производственной инфраструктуры станет снижение издержек по доставке товаров и грузов, улучшение качества предоставляемых компаниям и населению соответствующих услуг. Для Японии и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона интерес может представить, в частности, программа формирования и развития российских транспортных коридоров, интегрированных в единую евроазиатскую сеть, включая Транссибирскую железнодорожную магистраль и Северный морской путь.

В сфере развития топливно-энергетического комплекса страны государственная политика будет ориентирована на полное обеспечение внутреннего спроса, дальнейшее расширение экспортных возможностей (особенно что касается поставок газа), на потребности наполнения бюджетной системы, а также на устойчивое, экологически безопасное развитие. Достижение этих целей невозможно без широкомасштабного привлечения инвестиций, в том числе на условиях соглашений о разделе продукции. Мы поставили задачу и считаем вполне реальным делом привлечь до 2010 года не менее 150–200 миллиардов долларов.

Таковы основные контуры и направления проводимой в стране структурной экономической реформы. Рамки интервью не позволяют подробно остановиться на всех аспектах этой проблемы, что, наверное, и не требуется, поскольку жизнь сама будет вносить определенные коррективы. Главное, что реализация программы структурных преобразований позволит обеспечить выход России на качественно новый уровень развития, характеризующийся устойчивым экономическим ростом, наличием самостоятельного среднего класса, стабильными социальными и политическими отношениями.

1 сентября 2000 года