Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Прежде всего хочу поблагодарить Александра Ивановича Лебедя за приглашение. Мы давно с ним договаривались, он давно меня приглашал. И я давно собирался, но, должен честно сказать, не было особого повода. Все было достаточно стабильно в крае, несмотря ни на какие текущие проблемы, которые есть везде. Не было никаких действительных проблем. Сегодня, как вы знаете, такие проблемы возникли, хотя я бы здесь не стал ничего драматизировать. Это тоже было бы плохо. Вместе с тем есть некоторые моменты, которые, вне всякого сомнения, нужно обсудить. И хорошо, что есть возможность обсудить в таком составе. Мы собирались это сделать сегодня, договаривались обсудить социально-экономическую ситуацию в регионе.
Регион относится к числу наиболее ресурсообеспеченных и экономически развитых субъектов Федерации. Мощное производство, потенциал края делают его самым богатым среди регионов Сибири. Край является лидером по большинству социально-экономических показателей. В том числе по объему промышленного производства и привлеченных иностранных инвестиций. Доходы на душу населения здесь одни из самых высоких в стране.
Красноярский край – самодостаточный регион. Он входит в число десяти регионов страны, формирующих доходную часть федерального бюджета. В расчете на одного жителя доходы бюджета здесь примерно на треть больше среднеевропейских. Бюджетная самостоятельность региона – одна из самых высоких в стране.
За последние два года краем достигнуты значительные успехи и в социальной сфере. Сейчас только мы были в одном из кадетских корпусов. Это один из наглядных примеров. Хотя, конечно, дело не только в этом. Было принято свыше 40 региональных программ, носящих статус краевых законов. Культура, здравоохранение, образование, система социального обеспечения – все эти сферы получили дополнительно, кроме бюджетного финансирования, около двух миллиардов рублей. Руководству края удалось сформировать действенную систему социальной помощи населению.
Богатые ресурсы и мощное производство – потенциал края. Помогает, конечно, и власть, именно региональная власть. Причем она несет ответственность не только перед жителями края, но и с учетом значения края для России ответственность перед всей страной. Собственно говоря, именно поэтому мы все здесь сегодня собрались.
На этом дипломатическая часть закончилась. Теперь предлагаю перейти к содержательной.
Многие проблемы связаны с неурегулированностью в политической сфере. Много проблем накручивается в вопросах, не имеющих прямого отношения к экономике, но влияющих на нее. Я предлагаю сегодня формат беседы изменить. Чтобы не было никаких неясностей, в том числе для населения края, предлагаю дать возможность средствам массовой информации поработать в полном объеме, в формате всего нашего совещания.
К сожалению, говоря в последнее время о Красноярском крае, мы вынуждены все меньше говорить об успехах и все больше обсуждать проблемы, которые накапливаются быстрее, чем решаются. Если в последние годы показатель социально-экономического развития края существенно превышал среднероссийский, то по итогам 2001 года – опустился ниже этого уровня.
Устойчивая ориентация на добывающие отрасли ставит краевой бюджет в прямую зависимость от нестабильности рынка черных и цветных металлов. За минувший год увеличилось число убыточных предприятий. Бюджет исполнился с дефицитом, который составил восемь процентов от доходной части. По оценкам Министерства финансов, даже чуть больше восьми процентов.
Социальные показатели тоже стали снижаться. Снижаются темпы роста реальных доходов населения. Задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы за март была почти один миллиард рублей. Сейчас федеральный бюджет помог и 450 миллионов рублей выделил на погашение долгов 1999 года.
Краевое руководство сделало ряд существенных шагов по выравниванию ситуации. Выплачено 680 миллионов. Таким образом, долгов осталось 640 миллионов.
Финансовое, социально-экономическое и, как следствие, социально-политическое положение богатейшего края России, не скажу драматически, но все‑таки изменилось не в лучшую сторону.
В то же время ситуацию нельзя назвать безнадежной, как я говорил в самом начале. Она и не может быть безнадежной в таком мощном и богатом – и людьми, и ресурсами – регионе, как Красноярский край. Наша задача – в кратчайшие сроки определить причины сложившейся ситуации, наметить меры по ликвидации трудностей.
Одна из первопричин экономических сбоев, сложившихся в регионе, как представляется нам, – моноотраслевой характер экономики или почти моноотраслевой. Она становится такой. И это делает ее чрезвычайно зависимой от мировой конъюнктуры. Такая ситуация опасна и, естественно, недопустима. Конечно, из этого вытекают и задачи. Задачи диверсификации экономики. Может быть, здесь, когда условия были благоприятными, был определенный ресурс рынка. Сейчас он утрачен.
Следующее, что хотелось бы особенно отметить. Никогда решение социально-экономических проблем не способствовало накалу общественно-политических страстей. А это сегодня в Красноярске, к сожалению, есть.
Вот что мне хотелось сказать вначале. Я предлагаю нашей сегодняшней работе придать предельно деловой характер. Хочу попросить высказаться губернатора края, руководителей Норильска, главу Эвенкийского автономного округа.
22 марта 2002 года, Красноярск