Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Выступление на Международной практической конференции «СРП–2000»

3 сентября 2000 года, Южно-Сахалинск

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги, участники встречи!

Я тоже хочу присоединиться к поздравлениям в адрес работников нефтегазовой отрасли. У них сегодня профессиональный праздник.

Хочу поприветствовать всех участников сегодняшней встречи, прежде всего наших иностранных партнеров. У них и в других местах много проблем и забот. И дома много всяких важных дел. Тем не менее они сочли возможным сегодня приехать в Россию, встретиться с нами и обсудить те проблемы, которые стали для нас за последние годы общими.

Я позволю себе несколько слов сказать в порядке комментария к тому, что я услышал, и к тому, что увидел сейчас из имеющихся документов.

Проблема реализации Соглашения о разделе продукции – это важнейшая, на мой взгляд, проблема для России, особенно для Дальневосточного региона. И за последние годы она стала острой проблемой, в том числе, как здесь уже отмечалось, приобрела даже какой‑то оттенок политического характера.

Практика применения таких соглашений показала, что этот механизм является эффективным и широко используемым во всем мире, о чем только что говорил губернатор и наш уважаемый иностранный коллега господин Уоллер.

Эта практика дает возможность осуществить широкомасштабные и долгосрочные инвестиции в сырьевые отрасли экономики. Соглашение о разделе продукции и для нас является важнейшей частью инвестиционной политики. Во всяком случае, оно может, точнее, должно стать важнейшей частью инвестиционной политики государства.

Но должен сказать, и об этом вы тоже хорошо знаете, что определенные импульсы возникают и на уровне президентской власти, и на уровне Правительства. На днях эта проблема рассматривалась на заседании Правительства Российской Федерации. Мы будем добиваться, чтобы все звенья механизма СРП работали гармонично, без разрывов и сбоев. От его нормативного обеспечения до исполнения финансово-экономических и технических обязательств всех сторон этих соглашений. Только тогда СРП станет по‑настоящему эффективным инструментом для привлечения инвестиций и стимулирования роста российской экономики.

По действующему законодательству и на условиях Соглашения о разделе продукции в России может быть организована добыча до 30 процентов разведанных и учтенных в государственном балансе запасов углеводородов.

Знаю, что вчера вы обсуждали вопрос об изменении этого порядка. Есть идея увеличения до 40 процентов или выведения за скобки тех запасов, которые уже охвачены действующими соглашениями. Это предмет обсуждения. Во всяком случае, на мой взгляд, обсуждать эту тему вполне уместно.

На нашей встрече, прошедшей в рамках сегодняшнего заседания, выступил Министр экономического развития и торговли господин Греф. И я знаю, что у него есть поручение в кратчайшие сроки подготовить предложения по налаживанию механизма реализации и функционирования СРП в России. Об этих механизмах уже говорилось.

Вы знаете, я посмотрел рекомендации, которые были, как я понимаю, подготовлены за вчерашний день. В одной из рекомендаций предлагается создать дополнительный орган в Правительстве. А кроме этого дополнительного органа еще и координационный центр. Это пункт первый. Я сомневаюсь, стоит ли так бюрократизировать? У нас и так хватает людей, которые бумаги пишут и перекладывают со стола на стол. Я понял так, что это только мешает вам работать. Думаю, будет правильно передать эту проблему в ведение Правительства — у нас есть целое министерство, которое должно этим заниматься. Вопрос только в том, чтобы перед ним были точно и ясно поставлены задачи и чтобы были люди, которые способны эти задачи решать. И должен быть налажен соответствующий контроль со стороны руководства Правительства. Мне кажется, этого достаточно.

Широкий обмен мнениями сегодня крайне необходим. Мы вместе должны уточнить подходы и определить будущие шаги. Партнерское доверие сторон друг к другу — это залог успеха в той весьма деликатной сфере, которой являются инвестиции.

Здесь, в этой аудитории, объяснять не нужно, насколько важно для России привлечение любых инвестиций. Но для всех инвесторов нужно создать одинаковые условия. Поэтому кардинальное улучшение предпринимательского и инвестиционного климата является исключительно важной задачей. Очевидно, что без ее решения модернизация и экономический рост будут если не невозможны, то крайне затруднены и замедлены.

Сегодня в таком подходе у нас нет противоречий между ветвями власти. Один из выступающих говорил о том, что политическая стабильность, которая сейчас наблюдается в России, вызывает определенный оптимизм. Должен сказать, что она достигнута благодаря усилиям всех ветвей власти в стране, прежде всего исполнительной и законодательной, и это действительно вселяет оптимизм.

Генеральная линия здесь у нас – это защита законных прав акционеров и инвесторов. Причем, повторяю, как иностранных, так и отечественных. У нас не должно быть никакой разницы в этом направлении. Может быть только одно исключение: учитывая, что иностранным инвесторам труднее, их просто нужно морально и, может быть, организационно поддержать.

Проведение этой линии зачастую сталкивается, конечно, с еще незакрытыми белыми пятнами в законодательстве России. Это мы тоже знаем. Проблемы, стоящие на пути иностранных инвестиций в отечественную экономику, в том числе по линии СРП, всем хорошо известны. Их решение – это, к сожалению, дело не одного дня. Только для оптимизации работы СРП в России требуется разработка и изменение примерно 25–30 нормативных актов. Конечно, решение этих вопросов нельзя затягивать.

И я в связи с этим хочу обратиться и к представителям Думы, которые здесь у нас находятся. Это люди влиятельные, напрямую влияющие на законотворческий процесс. И от того, как они лично будут относиться к этому, к этой проблематике, многое будет зависеть в продвижении этих нормативных актов, тем более что люди эти хорошо подготовленные.

И инвесторы, конечно, справедливо рассчитывают на определенные гарантии стабильного ведения бизнеса в России. Мы понимаем их ожидания и работаем над тем, чтобы решить проблемы, препятствующие взаимному сотрудничеству.

Я надеюсь, что многие инвесторы уловили и благоприятные перемены. Об этом говорилось, известны и цифры – по‑моему, господин Греф их уже приводил. Если так, то я их повторю. По итогам семи месяцев этого года рост инвестиций в основной капитал составил 17,2 процента.

СРП для нас — один из важнейших механизмов привлечения инвестиций в отечественную экономику. Особенно в минерально-сырьевом комплексе. Разведанные запасы сырья у страны огромны, ресурсы их освоения у страны недостаточны. И я думаю, что нужно прекратить всякие разговоры о политическом характере этого дела. Просто нужно прекратить ввиду их очевидной бессмысленности.

Через СРП и развитие топливно-энергетического и минерально-сырьевого комплекса импульс должны получить российское машиностроение, химия (во всяком случае, мы на это рассчитываем, в этом по большому счету весь смысл), металлургия, ряд других отраслей экономики.

В конечном счете это путь к дальнейшему повышению занятости и благосостояния российских граждан, то есть это комплексный инструмент с многочисленным, с многосторонним финансово-экономическим, социальным и техническим эффектом. Поэтому России стратегически невыгодно замедление в процессе заключения новых и реализации уже достигнутых соглашений.

Но должен отметить и другую сторону этого дела. Поспешные, непродуманные шаги также недопустимы. Например, мы хорошо знаем, что уже около двух десятков месторождений законодательно передано для разработки на условиях СРП, а реально заключено всего четыре соглашения. Причем к выполнению приступили всего лишь в трех проектах. Почему так происходит? Конечно, очень много, в основном все зависит от России, почти на 100 процентов.

Но мы все, участники этого процесса, все должны анализировать, что происходит в этой сфере. Соглашения «Сахалин-1», «Сахалин-2». Они же были подписаны с отложенной датой вступления. Что это означает? Для юристов понятно. Это означает, что только после обмена соответствующими уведомлениями между сторонами они могли в полном объеме вступить в силу. И такой обмен уведомлениями был предусмотрен после того, как все российское законодательство, нужное для работы по этим соглашениям, будет соответствующим образом гармонизировано.

Стороны по соглашению не стали ждать этой гармонизации. Они обменялись этими уведомлениями, не дожидаясь окончания этого процесса. Понятно, что всем хотелось побыстрее. И к чему это привело, тоже понятно. К потерям для государства, для инвесторов, к определенному хаосу и недоверию друг к другу.

И, кроме того, это вызвало (я не знаю, может быть, здесь меня законодатели поправят) наверняка и определенную настороженность и у законодателей. Они поняли, что их игнорируют. А по закону они имеют право сказать свое весомое слово в этом деле, потому что от них зависит, как регламентировать эту деятельность. С ними перестали считаться, решили, что можно сделать без российского парламента. Не получается так.

Как бы нам быстро ни хотелось побыстрее пройти этот путь, все‑таки нужно набраться терпения.

Я уверен, что принятые Правительством решения о СРП, включая план-график подготовки необходимых нормативно-правовых актов, а здесь об этом тоже говорилось, позволят преодолеть наметившийся в последний месяц застой в этой сфере.

Должны быть определенно сняты и проблемы в реализации действующих СРП на Сахалине и в Ненецком автономном округе. Государство, конечно же, должно выполнить взятые на себя обязательства по существующим соглашениям. А по особо сложным вопросам необходимы консультации с инвесторами и выработка взаимоприемлемых форм исполнения наших обязательств. Другого пути нет.

Но при этом при подготовке новых соглашений о разделе продукции Правительству необходимо более четко оговаривать и отстаивать финансово-экономические интересы как России в целом, так и интересы субъектов Федерации. По сути дела, вот в таком гармоничном сочетании интересы инвесторов, без всяких сомнений, найдут отражение. Тогда появится и чувство уверенности в том, что все будет исполнено.

Мы также внимательно проанализируем предложения, прозвучавшие здесь, на конференции. Я сейчас на некоторых из них еще и остановлюсь. Выгодность, достигаемая при реализации СРП, должна быть, безусловно, обоюдной и для инвесторов и для России. И для инвесторов, конечно, тоже, иначе мы здесь никого не увидим.

Поэтому экономические, природные, социальные и другие потери и приобретения от разработки месторождений на условиях СРП должны хорошо просчитываться заранее.

Мне кажется, разговор по этому поводу именно здесь, на Сахалине, очень уместный, своевременный, и я хочу всем пожелать успехов, хочу выразить надежду на то, что встреча, которая здесь прошла, не потерянное время, она приведет к реальному движению в этой сфере вперед.

Теперь разрешите мне два слова по поводу тех рекомендаций, которые были здесь подготовлены. Я бы просто хотел прокомментировать, если позволите, некоторые вещи, поскольку и рекомендации, как здесь написано, адресованы Президенту, Правительству. Поскольку я здесь, не будем откладывать в долгий ящик. Я прямо сейчас попробую и отреагировать.

По поводу создания единого государственного органа по регулированию деятельности СРП, да еще и в рамках этого органа координационного центра, я уже высказался. Я думаю, что плодить бюрократические структуры вряд ли целесообразно. Нужно просто эффективно использовать тот механизм, который есть в распоряжении каждого государства. В данном случае я имею в виду Министерство экономики и развития. Не знаю, если (вот Министр здесь находится) у него другое мнение, сейчас попросим его прямо сказать.

Теперь пункт третий. «Ускорить работу по подготовке отдельной главы по налоговому режиму (здесь уже говорилось об этом), предусмотрев в ней, в частности, уплату налога на прибыль как в денежной форме, так и в виде добытой продукции, а также механизм освобождения от НДС». Что касается механизма освобождения от НДС, то это, как мы догадываемся, отдельная тема для любого правительства – освобождение от НДС. Можно подумать с учетом того, что средства должны идти на развитие регионов, вот этих регионов страны. Надо подумать.

Что же касается уплаты налога в виде добытой продукции, то у меня сложное чувство возникает в связи с этим. Кто будет реализовывать эту продукцию? Как это будет все осуществляться? Вот господин Богданчиков сразу повернулся, он будет реализовывать. Молодец, правильная реакция. (Смех в зале.)

Но лучше все‑таки все расчеты вести деньгами. Так будет честнее, понятнее, прозрачнее, а значит, и эффективнее. И доверия тогда будет больше, мне так кажется.

«Разработать механизмы, обеспечивающие необходимые условия и гарантии со стороны Правительства Российской Федерации для поддержки российских инвесторов при получении ими кредитов для финансирования их доли участия в проекте СРП». Необходимые условия разработать – понятно. Гарантии со стороны Правительства тоже, наверное, можно иметь в виду с учетом крупномасштабности проектов. Но, вообще, от гарантий Правительства лучше уходить, это же коммерческие проекты.

«Уточнить компетенцию и полномочия субъектов Федерации». Согласен абсолютно. Здесь нужно точное понимание того, что является прерогативой субъекта, что является обязанностью и правом Федерации. «Обеспечить нормативное регулирование на уровне Правительства Российской Федерации в вопросах, связанных с транспортировкой добытых в рамках СРП углеводородов по российским магистральным трубопроводам, в том числе управляемых компанией «Транснефть». Вот здесь абсолютно согласен. Это прямая обязанность государства – обеспечить рыночный равный доступ всем возможным пользователям трубы и трубопроводного транспорта.

«Создать необходимые условия для российских и иностранных инвесторов, способствующие успешной добыче и сбыту нефти, газа». Это понятно.

«Решить вопросы, связанные с дисбалансом мировых и внутренних цен на углеводороды». Задачу хорошую поставили, конечно. Имеется в виду, конечно, газ. Здесь у нас внутри (губернатор сейчас подсказал), в Хабаровск, мы продаем по 10–12 долларов за тысячу кубов, а на мировом рынке сейчас, по‑моему, тысяча кубов до ста долларов дошла. Да, Виктор Степанович? Ну 80. Уже до 100, мне Рэм Иванович говорил. До 100 уже. Дисбаланс приличный. Если мы сегодня или завтра в Хабаровск начнем продавать по 100 долларов за тысячу кубов, излишне, наверное, комментировать, что из этого получится.

С газом еще сложнее. Но я хочу, чтобы все знали: мы неустанно будем стремиться к расширению внутреннего рынка. Иначе мы не сохраним газовый комплекс – если мы все будем стремиться только продавать газ за границей, вывозить его. Какой в этом смысл? Если у нас не будет дисбаланса, тогда нам и экспортировать не понадобится. Мы это все прекрасно понимаем и будем стремиться реализовать намеченное.

Вот, собственно, и все.

Я хочу вас поблагодарить за внимание. Если есть какие‑то вопросы у участников встречи, пожалуйста, я попробую на них ответить.

Благодарю за внимание.

3 сентября 2000 года, Южно-Сахалинск