Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы продолжаем работу над решением важнейшего для России вопроса о земле. Год назад в рамках Государственного совета мы рассматривали перспективы земельной реформы в целом. Во‑первых, должен сказать, что мы продвинулись в решении этого вопроса. Во‑вторых, никто не может упрекнуть нас в том, что мы действуем в спешке. На протяжении последних десяти лет этот вопрос и так был в центре внимания властей, общественности. И после того как мы приступили к его рассмотрению, мы действуем поэтапно, не спеша. Принят уже кодекс, но об этом я скажу чуть позже. Сегодня обсуждаем один из ключевых элементов земельной реформы – оборот земель сельхозназначения.
Излишне объяснять социальный, экономический и политический смысл этой проблемы. Исторически в России вопрос о земле не принадлежал только экономике. Это был вопрос о власти, о выборе национального пути развития страны. Мы хорошо помним, к каким социальным потрясениям приводили грубые эксперименты с землей. Потребовалось почти десять лет, чтобы конституционные положения о базовых основах нового земельного строя получили наконец конкретное законодательное закрепление у нас в современной России. После долгой и напряженной дискуссии принят Земельный кодекс. Но это только каркас полноценного земельного законодательства.
Пока мы спорим, кто будет владеть землей, ее хозяевами становятся сорняки. Коллеги из сельхозрегионов страны знают: только за последние десять лет из сельхозоборота выпало около восемнадцати миллионов гектаров. Для примера: это соответствует всем землям Франции.
Вместо цивилизованных земельных отношений развиваются «серый рынок», спекуляция, как правило, сопровождающаяся коррупцией. И как результат – идет растаскивание земельного фонда. А наши граждане до сих пор не могут в полной мере реализовать свои конституционные права. У нас нет даже элементарного уважения к правам собственности.
Мы по‑прежнему не имеем не только механизма эффективного использования земли, но и полной картины об объемах площадей и их качестве. И здесь должен подчеркнуть, что составление Земельного кадастра – задача федерального уровня, федеральных властей. Она до сих пор в полном объеме не решена.
Уважаемые коллеги!
На сегодняшнем заседании представлен проект Закона об обороте сельхозземель, внесенный Правительством России. Он уже широко обсужден региональными руководителями, специалистами и общественностью. Рассмотрен рабочей группой во главе с Егором Семеновичем Строевым. Я хочу выразить слова благодарности за очень серьезный, взвешенный и заинтересованный подход в работе, которую продемонстрировала рабочая группа. Я бы сказал, внимательный и мудрый подход к такой сложной теме, как земля вообще и в данном случае сельхозземли.
Нам важно знать все позиции: и землепользователей, и регионов, и органов местного самоуправления. И по результатам принять очень аккуратное, сбалансированное решение. Будущий закон необходимо не только доработать, но и грамотно встроить в существующую систему законодательства России.
Главное, чтобы формирующаяся система оборота сельхозземли была понятной для всех. Более того, она должна быть принята самим крестьянством. Способствовать экономическому подъему на селе. А значит, послужить решению одной из главнейших проблем, над которой мы должны ежечасно и ежеминутно работать, – решению социальных проблем села.
Нам нужен правовой механизм эффективного, рачительного использования земли. Нужны четкие правила регулирования земельного рынка и защиты прав собственности, условия для качественного роста инвестиций в АПК. В этом смысле позиция ограничиться в земельных отношениях только одной формой собственности выглядит несколько неаргументированно. Во‑первых, это не учитывает экономическую реальность, по факту складывающуюся на рынке земли. Во‑вторых, это связывает инвестора. Ведь инвестиции в землю всегда долгосрочны по своей природе. И отдача здесь измеряется не годами, а без всякого преувеличения – поколениями. Для предпринимателя, то есть крестьянина, если мы говорим о селе, исключительно важен стабильный статус его собственности. Поэтому считаю справедливым существование в правовом поле всех возможных форм владения землей – на условиях аренды, собственности и наследования. В этой связи хочу подчеркнуть, что закон должен защищать право крестьян самим распоряжаться землей.
Говоря о роли государства на земельном рынке, хотел бы подчеркнуть: оно прежде всего должно обеспечить гарантии соблюдения установленных правил. Содействовать организации инфраструктуры земельного рынка, земельных банков и других специализированных финансовых структур, а также созданию современных систем учета прав собственности и качества использования угодий.
Здесь важно прежде всего прописать в законе ответственность за нецелевое использование земли. Думаю, что это один из ключевых моментов. Кроме этого, на мой взгляд, должно быть зафиксировано приоритетное право государства на приобретение земли. Это так называемая антикоррупционная оговорка, о которой мы говорили на президиуме Госсовета, и думаю, что это правильно. Право первой руки на покупку должно быть у государства. Мы также обязаны просчитать и бюджетные последствия от предложенной схемы оборота сельхозземли. Не только с точки зрения рентабельности аграрного производства, но и в части налогообложения. Здесь нужны не запутанные, а понятные, ясные схемы и процедуры. Пока предлагаемые нормы создают много проблем для добросовестных собственников.
Земельное законодательство должно закрывать «лазейки» для монополизации рынка, недоброкачественной конкуренции, теневого оборота и злоупотреблений чиновников. И, конечно, мы обязаны предусмотреть механизмы защиты национальных интересов России.
На президиуме Госсовета мы большое внимание уделили проблеме, связанной с возможностью приобретения земли в собственность иностранцами. Здесь много точек зрения, разные подходы. В принципе на президиуме пришли к выводу о том, что можно было бы регулировать приобретение сельхозземли иностранцами в приграничных областях и некоторых других районах специальными указами Президента. Но я понимаю озабоченность тех, кто считает, что на данном этапе для России, может быть, законодательно и не следует вообще разрешать покупку земли иностранцами. Я эту озабоченность понимаю. Во многих странах такой режим существует. Допускаю, что на каком‑то этапе, пока мы не урегулируем рынок, не поймем, что происходит в этой сфере, может быть, не следует спешить. Во всяком случае, по этому вопросу должен быть достигнут национальный консенсус. По этому вопросу очень рассчитываю на заинтересованную позицию депутатов Государственной Думы и верхней палаты парламента. Надеюсь, что и в регионах этот вопрос будет обсужден достаточно подробно.
И, наконец, последнее. Думаю, что мы должны еще раз обсудить вопрос о сроках введения закона в действие, чтобы дать возможность регионам подготовиться к его реализации.
Уважаемые коллеги!
Сегодня наш аграрный сектор после десятилетий депрессии начинает набирать экономические обороты. Сюда наконец‑то пошли инвестиции, современные формы хозяйствования и управленческие технологии. И мы должны дать нашим сельхозпроизводителям, российским крестьянам надежную опору, грамотное, сбалансированное законодательство о земле.
У нас сегодня есть хорошая возможность сделать всестороннюю строгую экспертизу представленного законопроекта. Я не хотел бы давать оценки, но вопросы к законопроекту есть. И в том числе – не прописано само понятие земли сельхозназначения. Это особенно необходимо для того, чтобы избежать здесь каких‑то двойных трактовок.
Убежден: без конструктивного духа решать вечный для России вопрос очень трудно. И здесь нужны не эмоции, а точные расчеты и глубокий анализ. И я надеюсь на разговор, что называется, «с цифрами в руках». Без всякой политизации и излишних эмоций. На пользу делу это точно не пойдет.
Я благодарю вас за внимание.
22 апреля 2002 года, Москва, Кремль