Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на заседании президиума Государственного совета по проблемам внешней политики

22 мая 2002 года, Москва, Кремль

В.Путин: Уважаемые члены президиума!

Уважаемые гости!

Сегодня у нас необычная встреча. Впервые расширенным составом президиума Госсовета, где присутствуют и руководители профильных комитетов Федерального Собрания, мы обсуждаем вопросы внешнеполитической деятельности страны.

На это есть несколько веских причин. Мы переживаем исключительно насыщенный событиями период в развитии мировых дел. В последнее время состоялся ряд важных международных событий, прежде всего в рамках Содружества Независимых Государств. Достаточно назвать принципиальные решения, направленные на укрепление ЕврАзЭС: Украина и Молдавия, как вы знаете, получили статус наблюдателя. Очень важным считаю преобразование Договора о коллективной безопасности в полноценную региональную организацию.

Развитие интеграции в рамках СНГ – экономической, политической, социальной, культурной – затрагивает интересы большинства регионов России. И именно на этом аспекте внешнеполитической деятельности я предложил бы сосредоточиться руководителям субъектов Российской Федерации, проявить здесь максимум инициативы, предприимчивости и настойчивости.

Мы с вами много раз уже возвращались к этой теме, констатировали, что многие субъекты Российской Федерации в отличие от Советского Союза качественно изменились, даже в связи с тем, что большинство из них стали пограничными.

Мы встречаемся непосредственно накануне крупных внешнеполитических мероприятий. Это регулярные, не утрачивающие своей значимости саммиты Россия–ЕС и Шанхайской организации сотрудничества, а также Римский саммит Россия–НАТО. Можно сказать, рубежный саммит в отношениях между Россией и западным сообществом в сфере безопасности. И, конечно, предстоящий визит в Россию Президента США Джорджа Буша.

Но дело, разумеется, не столько в интенсивности международной деятельности, сколько в том, что в ходе этих контактов будут рассматриваться действительно кардинальные международные вопросы. Вопросы, от решения которых во многом зависят перспективы развития обстановки в мире и положение нашей страны в этом мире.

Сам факт заинтересованного участия Госсовета в выработке международных позиций России считаю очень-очень важным. Внешняя политика страны – это не вопрос одного или двух ведомств. В ее формировании и проведении в жизнь должны участвовать специалисты самого широкого плана, самый широкий круг властных и гражданских структур.

Кроме того, необходимо, чтобы позиция России, логика наших действий на международной арене была «прозрачна» и понятна руководству российских регионов, обществу в целом. Абсолютно убежден в том, что насколько вы будете вовлечены в этот процесс, насколько осознанно мы все будем действовать, настолько эффективна будет деятельность России.

В современных условиях регионы зачастую выступают как непосредственные участники реализации внешнеполитического курса государства, особенно во взаимоотношениях с соседями и партнерами по СНГ. В ряде случаев именно регионам принадлежит ключевая роль в развитии торгово-экономических и культурных связей, в решении многочисленных гуманитарных вопросов. Это важное и перспективное направление работы. В ней надо активно задействовать как возможности отдельных субъектов Федерации, так и сопряжение их усилий в рамках федеральных округов.

Сейчас, предваряя наше обсуждение, хотел бы остановиться на некоторых ключевых аспектах внешней политики.

Прежде всего о стратегии. Наша цель – создать оптимальные условия для развития экономики Российской Федерации, создать обстановку, направленную на активное участие России в строительстве новой структуры международной безопасности, активно участвовать в создании этой структуры, занять в мировой политике и экономике адекватное потенциалу России место. Внешняя политика России уже становится более прагматичной и конкретной, ориентированной на реализацию наших национальных интересов, достижение роста экономики и повышение благосостояния граждан. Именно эти цели и должны определять нашу позицию на всех двусторонних и международных встречах.

Какие конкретные задачи мы могли бы перед собой поставить?

Прежде всего необходимо в максимальной степени использовать открывающиеся благодаря новой обстановке в мире возможности для укрепления безопасности России и наших соседей и партнеров по Содружеству. В этой связи курс на сотрудничество в рамках антитеррористической коалиции полностью себя оправдывает.

Вместе с тем сейчас, когда антитеррористическая операция в Афганистане уже прошла наиболее острую фазу, принципиально важно закрепить новое качество в международном сотрудничестве.

Это касается прежде всего российско-американских отношений. Достигнутые здесь за последний год атмосфера взаимного доверия и ясное понимание, что наши страны больше не являются противниками, позволили выйти на новые соглашения в области сокращения стратегических потенциалов нашей страны. Это отвечает не только интересам России, но и всего мирового сообщества.

Мы также создаем качественно новый механизм нашего взаимодействия с НАТО, который призван окончательно переломить инерцию «холодной войны», повернуть наши страны лицом к реальным, а не выдуманным угрозам безопасности.

В результате непростых переговоров со странами НАТО мы вышли на создание механизма равноправного сотрудничества двадцати государств, выступающих в национальном качестве. На практике это означает, что мы будем совместно разрабатывать и, что особенно важно, вместе проводить в жизнь решения по согласованному кругу вопросов.

Предстоящий, уже девятый по счету саммит Россия–ЕС рассматриваем как крупное политическое событие, идущее в русле общей линии на формирование устойчивых связей и конструктивного взаимодействия с объединенной Европой.

Рассчитываем, что московская встреча придаст новый существенный импульс политическому диалогу с Европой. Речь пойдет о разработке концепции общего европейского экономического пространства, энергетическом партнерстве, о признании рыночного статуса экономики России и ходе переговоров по присоединению России к ВТО. Предметом особого внимания станет комплексное обсуждение проблем жизнеобеспечения Калининградской области в контексте предстоящего расширения Евросоюза.

Новый механизм многостороннего сотрудничества с нашим участием создается не только на Западе, но и – хочу это подчеркнуть – на Востоке. Речь идет о Шанхайской организации сотрудничества, в рамках которой Россия получит возможность развивать экономические и другие связи, имеющие важное значение для развития наших регионов Сибири и Дальнего Востока. Следует также подчеркнуть, что в создании ШОС ключевую роль сыграло наше стратегическое партнерство с Китаем.

Таким образом, наш принципиальный курс, сочетающий готовность к конструктивному сотрудничеству со всеми, кто в этом заинтересован, и твердую защиту наших национальных интересов, начинает приносить реальные осязаемые плоды, реальную отдачу. В то же время здесь не должно быть абсолютно никаких иллюзий или завышенных ожиданий. Впереди у нас напряженная работа по продвижению наших национальных интересов в исключительно сложной и высококонкурентной международной среде.

Уважаемые коллеги!

Сейчас мы заслушаем сообщение Александра Сергеевича Дзасохова. Рабочая группа под его руководством подготовила соответствующий доклад, очень обстоятельный доклад, я бы сказал. Наши коллеги дали экспертную оценку по текущей проблематике, указали, на мой взгляд, пути оптимального развития для России в международной обстановке.

22 мая 2002 года, Москва, Кремль