Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
В.Путин: Во время моего официального визита в Финляндию мы имели возможность побывать в городе Турку, в летней резиденции госпожи Президента. Сегодня имеем удовольствие принимать наших уважаемых финляндских гостей – Президента Финляндской Республики и ее супруга здесь, в Петербурге.
Для нас Финляндия является особым привилегированным партнером, я бы даже сказал, в известной степени образцовым партнером.
За многие предыдущие годы, за предыдущие десятилетия между нашими странами сложились добрососедские, очень деловые партнерские отношения. Мы очень дорожим таким качеством наших контактов.
Финляндия заняла свое достойное место в Евросоюзе. И контакты с Финляндией помогают нам выстраивать отношения с объединенной Европой.
Но двусторонние связи имеют для России самостоятельное значение. Несмотря на разные размеры наших стран, тем не менее уровень товарооборота очень высокий – 6 миллиардов евро. И мы обсудили те проблемы, которые не позволяют нам увеличить это взаимодействие, сделать его еще более масштабным, говорили о перспективах взаимодействия в экономической, политической сферах, говорили о проблемах безопасности в Европе и в мире. Разумеется, я проинформировал госпожу Президента о результатах только что завершившегося российско-американского саммита.
И в заключение хочу просто поблагодарить за то, что наши финляндские друзья приняли наше приглашение и мы могли так оперативно сегодня встретиться здесь, в Петербурге.
Спасибо.
Вопрос: Финская аудитория ожидала, что во время вашей встречи будет подписан договор о защите инвесторов. Но этого не получилось, потому что российская сторона отказалась. Почему так произошло и не собираетесь ли вы возвращаться к этому вопросу?
В.Путин: Я сказал о том, что уровень наших торгово-экономических связей, по нашей оценке, достаточно высокий – 6 миллиардов евро. Но структура торгово-экономических связей и товарооборота нас не может устраивать. Свыше 80 процентов российского экспорта – это сырье, и около 75 процентов финляндского импорта в Россию – это готовая продукция. Для того чтобы изменить эту ситуацию, нужен тот договор, то соглашение о взаимной защите инвестиций, о котором Вы сказали. Мы рассчитываем на то, что этот документ создаст хорошую базу для взаимных инвестиций и для изменения ситуации в торгово-экономической сфере. И тогда будут и на российской территории производиться с участием наших финляндских партнеров высококачественное оборудование, высокотехнологичные товары. Но чтобы это было действительно так, чтобы мы достигли той цели, которую перед собой ставим, – этот документ должен быть соответствующего качества.
Как известно, Россия пока не является членом Всемирной торговой организации и не защищена соответствующими правилами ВТО. Подписание договоров подобного рода на стандартных правилах ВТО без соответствующих оговорок, связанных с защитой наших экономических интересов, может привести к обратному результату, чем тот, которого мы ожидаем.
Мы сегодня уделили много времени и внимания этому вопросу, и госпожа Президент изложила свои соображения, свои видения этой проблемы, и мне трудно было не согласиться с некоторыми ее аргументами.
Мы должны дополнительно все проанализировать и принять взвешенное решение, которое соответствовало бы интересам как Финляндской Республики, так и Российской Федерации. Уверен, что мы выйдем на такой документ. Хочу только обратить ваше внимание на то, что это не спортивные соревнования и здесь не нужна спешка, хотя и затягивать бы не хотелось.
Вопрос: Буквально только что завершились переговоры с Президентом США, теперь Вы сразу начинаете переговоры с европейскими коллегами. Каков вектор политики России? Что Вы считаете приоритетным?
В.Путин: Вектор национальных интересов. Мы много говорили и на эту тему. Я уже говорил, что в «страновом» плане США – наш крупнейший торгово-экономический партнер, это если брать в «страновом» разрезе. А если смотреть на Евросоюз как на субъект международной экономической деятельности в отношении России, то, конечно, объем наших экономических связей с Евросоюзом больше.
Вопросы разоружения, международной стабильности, строительство архитектуры международной безопасности – все это те проблемы, где Соединенные Штаты для нас являются, конечно, приоритетным партнером.
Но мы не забываем, что находимся в Европе. Этим объясняется не только моя сегодняшняя встреча с главой финляндского государства. У нас на ближайшее время намечен саммит Россия–ЕС. Скоро здесь же, в Петербурге, состоится встреча глав правительств стран Балтийского моря. Мы говорили сегодня и о развитии нашего взаимодействия с Европой в сфере безопасности, говорили и о взаимодействии в экономической сфере.
Но не будем забывать, что огромный интерес России сосредоточен и на Востоке, где у нас тысячи километров совместной границы с нашим великим соседом – Китайской Народной Республикой, где у нас неплохо, на мой взгляд, развиваются, несмотря ни на какие проблемы, отношения с Японией. Мы знаем, сколько проблем сосредоточено вокруг Афганистана и в Средней Азии. Именно поэтому скоро здесь, в Петербурге, состоится встреча глав государств Шанхайской организации сотрудничества. Так что мы намерены уделять внимание не только американскому либо европейскому направлению нашей внешней политики, но и восточному тоже.
Наша политика будет взвешенная, сбалансированная, и в любом случае цель всех наших действий во внешней сфере заключается в одном – создать благоприятные условия для развития страны, для развития Российской Федерации, внести наш посильный вклад в стабилизацию ситуации в мире, в строительство, создание новой архитектуры международной безопасности вместе с нашими партнерами, в том числе с Финляндией.
26 мая 2002 года, Пушкин, Екатерининский дворец