Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
Вопрос: Господин Президент, как известно, отношения стратегического партнерства и взаимодействия между Россией и Китаем построены на взаимном доверии. Сейчас, с учетом новой международной обстановки, полагаете ли Вы возможным говорить о какой‑либо переоценке характера этих отношений?
В.Путин: Я думаю, что именно та обстановка, которая сложилась в мире на данный момент, и продиктовала и руководству Китая, и руководству России необходимость углубления двусторонних контактов и выведения их на уровень стратегического партнерства.
В этом году мы будем отмечать год подписания Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, в котором и заложен принцип стратегического партнерства. Инициатором этого Договора выступил Председатель Китайской Народной Республики и наш хороший друг Цзян Цзэминь. Я абсолютно уверен в том, что в сегодняшней ситуации мы должны думать над углублением и расширением нашего взаимодействия по всем направлениям. Мы должны думать и работать над тем, чтобы придать стратегическому партнерству реальное наполнение, потому что взаимодействие России и Китая в двустороннем плане и в международных организациях является существенным фактором укрепления мира и международной безопасности.
Вопрос: Совсем недавно у Вас, господин Президент, были очень интенсивные контакты как с руководителями стран – членов Евросоюза, так и с Президентом США. В этой связи не считаете ли Вы, что в новых условиях, когда политика России на этом направлении активизируется, российская внешнеполитическая линия претерпевает коренные изменения?
В.Путин: Действительно, мы проводим весьма активную внешнюю политику как на европейском, так и на американском направлении. Должен при этом отметить – и это все хорошо знают: основной экономический, научно-технический и промышленный потенциал России сосредоточен в основном в европейской части, отчасти в Сибири, но все‑таки ближе к Европе. И Европа является нашим самым большим торгово-экономическим партнером. Поэтому естественным является наше внимание к этому направлению деятельности.
Не меньший интерес представляют для нас и Соединенные Штаты, поскольку в «страновом» разрезе США являются самым большим торгово-экономическим партнером.
Должен при этом отметить, что торгово-экономические связи Китая с Соединенными Штатами гораздо больше – в разы больше, – чем связи России с США. И в этом смысле можно сказать, что наши отношения с американскими партнерами до сих пор не были оценены должным образом, внимания все‑таки должного не уделялось, хотя осознание того, что это важнейший игрок в мировой экономике и политике, есть у всех.
Но это совсем не значит, что мы недооцениваем уровня, значения Китайской Народной Республики и в мире, и в отношениях с Россией. Больше того, мы считаем, что отношения с нашим великим восточным соседом, с Китайской Народной Республикой, для нас являются значительным приоритетом. Именно поэтому мы и пошли на придание особого характера отношениям с Китайской Народной Республикой, заключая Договор в прошлом году и придавая нашему взаимодействию статус стратегического партнерства.
Даже в силу своего геополитического положения (часть российской территории находится на Востоке, часть – в Европе) мы всегда проводили сбалансированную внешнюю политику. И в этом смысле внешняя политика России является традиционной. Мы и в будущем намерены развивать наши отношения как с Востоком, так и с Западом. И в этом ключе отношения с КНР имеют первостепенное значение.
Сегодня уровень торгово-экономического оборота между Россией и Китаем находится на отметке примерно 10 миллиардов долларов, а торговый оборот Китая с Америкой, не считая Гонконга, – примерно 80 миллиардов. Точных цифр у меня сейчас под рукой нет, но в порядке цифр я не ошибусь, точно. По мере роста нашего взаимодействия (а мы к этому будем стремиться), я думаю, что, само собой разумеется, будет укрепляться и наше взаимодействие на важнейшем участке нашего сотрудничества в торгово-экономической сфере.
Вопрос: Господин Президент, в ближайшем будущем председатель КНР Цзян Цзэминь посетит Россию для участия в саммите ШОС. Вы как хозяин как оцениваете этот визит и с какими чувствами Вы его ожидаете?
В.Путин: Мы очень благодарны Председателю КНР за то, что он принял наше приглашение, и рассчитываем построить работу по двум направлениям.
Во‑первых, нас ожидает серьезное международное событие – мы подпишем, по сути, устав, хартию Шанхайской организации сотрудничества. Это не какой‑то военный блок, но, по нашему мнению, организация способна сыграть очень важную роль в создании благоприятной обстановки для развития в Азии. Это в плане многостороннего сотрудничества. Но мы также рассчитываем, что используем визит Председателя Цзян Цзэминя и для консультаций по развитию двусторонних контактов.
У нас очень много направлений двустороннего взаимодействия. Это прежде всего, конечно, экономика, о которой я уже говорил. Это сотрудничество в военной сфере, в военно-технической сфере, в развитии инфраструктуры транспорта, связи, культурные обмены. Ну и, наконец, обсуждение нашего взаимодействия в международных организациях, особенно по острым проблемам – таким, как борьба с терроризмом, борьба с экстремизмом. Вообще мы планируем обсудить и проблемы вокруг Афганистана, и проблемы, возникающие сегодня между Индией и Пакистаном, и наше взаимодействие в рамках Организации Объединенных Наций.
Кроме всего прочего, мы с огромным уважением относимся к Председателю КНР. Мы считаем, что он большой друг России, он говорит по‑русски, поет русские песни. Мы просто будем рады его видеть. В прошлом году мои дети были в Китае, и супруга Председателя КНР принимала их у себя дома. Я очень рад, что у меня будет возможность с ним встретиться еще раз, на этот раз в моем родном городе Санкт-Петербурге.
Вопрос: Спасибо, господин Президент. Вы – старый друг нашего Председателя КНР. Я надеюсь, что это будет очень радостная встреча.
Господин Президент, после того как США провозгласили, что некоторые страны относятся к так называемой «оси зла» и ввели это понятие в международную политику, мы были восхищены, когда Вы на одной из международных встреч ввели другое понятие – «дуга стабильности». Не могли бы Вы поподробнее пояснить, что включает в себя этот термин?
В.Путин: Мне кажется, что «дуга стабильности» как раз может образоваться из ведущих стран мира, включая Китайскую Народную Республику, Россию, страны Западной Европы и Соединенные Штаты.
Вы знаете, что мы уже несколько лет назад установили особые отношения с блоком НАТО и совсем недавно в Риме подписали Декларацию, которая углубляет отношения России с Североатлантическим альянсом.
Мы готовы принять активное участие совместно с объединенной Европой в строительстве систем европейской безопасности и участвовать настолько, насколько это возможно, в европейской политике безопасности.
Вместе с тем, как я уже говорил, мы придаем огромное значение нашему взаимодействию с Китайской Народной Республикой. Именно поэтому мы так активно работаем вместе с Китаем над укреплением Шанхайской организации сотрудничества.
Огромный вес, значение и роль Китайской Народной Республики не только в Азии, но и во всем мире, по моему убеждению, могут сыграть очень весомую роль в создании системы, при которой и на Западе, и на Востоке будут функционировать страны в рамках региональных организаций, сплоченные одной идеей – созданием многополярного мира и ответственностью за судьбы человечества.
Вот таким образом можно было бы говорить о некоей «дуге стабильности» от Китая через Россию до Атлантики.
Вопрос: В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Вы отметили, что необходимо ускорить темпы проведения реформ. Не могли бы Вы немного подробнее пояснить, какими методами и способами предполагается сделать это?
В.Путин: В принципе набор этих инструментов хорошо известен, и для решения этой проблемы существуют традиционные меры.
Как Вы знаете, в последние два с половиной года у нас темпы роста весьма удовлетворительные – примерно 5–6 процентов, даже чуть больше. Конечно, нам бы хотелось больше. У нас не только растет ВВП, у нас растут золотовалютные запасы Центрального банка – причем регулярно растут. В настоящее время они увеличиваются еженедельно на 500–600 миллионов долларов.
Для того чтобы обеспечить большие темпы роста – повторяю, этого бы нам очень хотелось, – необходимо проводить структурные изменения в экономике, разбюрокрачивать саму экономику и совершенствовать налоговое законодательство. Мы считаем, что в условиях рыночной экономики необходимо также устранять необоснованное вмешательство государства в рынок (хочу подчеркнуть, необоснованное – не все, а необоснованное), совершенствовать судебную систему, систему принятия и исполнения решений.
Вместе с тем есть и определенные ограничители, с которыми мы не можем не считаться. И эти ограничители – социальные обязательства государства перед населением. Я думаю, что было бы ошибкой, если бы мы позволили себе проводить такую политику, которая подорвала бы доверие населения к тем действиям, которые мы планируем и осуществляем. Поэтому мы стараемся действовать взвешенно – с тем чтобы все меры, которые мы планируем в экономике, все‑таки были на практике связаны с реальным повышением жизненного уровня населения. Собственно говоря, это является конечной целью всех наших преобразований.
Вопрос: Вы – большой друг Цзян Цзэминя. Также мы считаем, что Вы – большой друг китайского народа. И я как президент холдинга «Жэньминь жибао» хотел бы задать Вам такой вопрос: что бы Вы хотели сказать китайскому народу?
В.Путин: Я от имени всех граждан России от всего сердца желаю нашим китайским друзьям благополучия, процветания, мира и всего самого доброго в каждом китайском доме, в каждой китайской семье. И очень рассчитываю, что наши скромные усилия, которые мы прикладываем вместе с Председателем Цзян Цзэминем, будут отражаться на жизни рядовых граждан наших стран и отражаться в положительном плане.
Я хочу поблагодарить Вас за Ваш интерес к России и пожелать Вам всего самого доброго.
Письменные ответы на вопросы газеты «Жэньминь жибао»
(переданы в ходе личной встречи с президентом холдинга «Жэньминь жибао» Сюй Чжунтянем в Кремле 30 мая 2002 года)
Вопрос: Господин Президент, через несколько дней на саммите глав государств – участников Шанхайской организации сотрудничества Вы вновь встретитесь с Вашим китайским коллегой Цзян Цзэминем. Руководители наших двух стран поддерживают тесные контакты. Вы с Председателем Цзян Цзэминем давно стали большими друзьями. Скажите, пожалуйста, какие ожидания у Вас от этой встречи? Как Вы оцениваете развитие сотрудничества наших двух стран в последнее время?
В.Путин: Объективной основой партнерства и стратегического взаимодействия России и Китая является общность коренных национальных интересов наших стран, совпадение или близость их подходов к развитию двусторонних отношений, основам мироустройства и ключевым международным проблемам. В практическом плане это реализуется через систему диалога и сотрудничества, которая охватывает все уровни и сферы.
Несомненно, что ключевая роль в этой системе принадлежит контактам на высшем уровне, в рамках которых согласовываются и задаются основные направления двустороннего взаимодействия в различных областях.
Эти контакты носят весьма интенсивный характер. Мы встречаемся минимум три раза в год как на двусторонних мероприятиях, так и в ходе международных форумов, в том числе саммитов Шанхайской организации сотрудничества. Между Кремлем и Чжуннаньхаем есть «горячая линия» телефонной связи, и мы не даем ей остывать.
Естественно, что столь регулярное общение не может не вести к формированию добрых личных отношений. Вы совершенно правильно заметили, что мы с Председателем Цзян Цзэминем давно стали большими друзьями. Это не только делает наши встречи дружескими и теплыми в человеческом отношении, но и создает благоприятную атмосферу доверия для обсуждения и решения государственных вопросов.
Предстоящая встреча состоится накануне поистине исторического события – подписания документов, которые составят международно-правовую базу Шанхайской организации сотрудничества. Поэтому мы с Председателем Цзян Цзэминем обстоятельно обсудим вопросы деятельности ШОС, пути развития этой организации в направлении всемерного повышения ее роли в укреплении регионального мира и стабильности, налаживания всестороннего сотрудничества ее участников.
Мы также обменяемся мнениями по наиболее важным аспектам двусторонних отношений. Вскоре мы будем отмечать первую годовщину подписания российско-китайского Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Сейчас уже можно с уверенностью утверждать, что Договор дал мощный импульс развитию сотрудничества наших стран во всех областях. Все более богатым конкретным содержанием наполняется партнерство и стратегическое взаимодействие России и Китая, теснее становится наше сотрудничество на международной арене, заметно активизировались торгово-экономические и гуманитарные связи. Все это говорит о том, что сотрудничество между нашими странами находится на подъеме и имеет хорошие перспективы.
Вопрос: Вы часто подчеркиваете, что развитие отношений с КНР является одним из приоритетных направлений российской внешней политики. Господин Президент, на чем, на Ваш взгляд, основано стратегическое партнерство между Китаем и Россией? Какое значение имеет китайско-российское партнерство в процессе создания нового международного политического и экономического порядка после окончания «холодной войны»? Как Вы намерены углублять всестороннее сотрудничество наших двух стран, особенно в торгово-экономической области?
В.Путин: Стратегическое партнерство России и Китая опирается как на опыт, накопленный за годы развития советско-китайских и российско-китайских отношений, так и на объективное совпадение национальных интересов наших стран, близость выработанных Россией и Китаем подходов к основным проблемам глобального характера. Это позволяет России и Китаю активно взаимодействовать в международных делах, и к нашему голосу прислушиваются во всем мире.
Рассматриваем отношения стратегического партнерства, установленные между нашими странами, как крупное достижение и достояние российской внешней политики. Для России чрезвычайно важно поддерживать дружественные отношения с Китайской Народной Республикой – нашим ближайшим соседом, государством с динамично и быстро развивающейся экономикой, и к тому же важным полюсом мировой политики.
Российско-китайское взаимодействие на международной арене является существенным фактором поддержания международного мира и безопасности, укрепления стратегической стабильности, эффективного противодействия новым вызовам и угрозам. При этом хотелось бы отметить, что наше двустороннее сотрудничество не направлено против какой‑либо другой страны. Более того, приверженность России и Китая концепции многополярного мира предполагает широкий диалог Москвы и Пекина с третьими странами.
Совпадение позиций России и Китая по многим приоритетным глобальным и региональным проблемам последнего десятилетия целенаправленно реализуется нашими странами путем совместного поиска подходов к решению вопросов, стоящих перед ООН, другими международными организациями, противостоянию терроризму, урегулированию международных конфликтов. Ярким примером взаимодействия наших стран на международной арене является создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) – региональной организации, в состав которой помимо России и Китая входят Узбекистан, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Меры, предпринимаемые странами – участницами ШОС по укреплению доверия в военной области, способствуют миру, спокойствию и стабильности не только в Центральной Азии, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом.
Особо важное значение имеет всемерное развитие торгово-экономических связей, от уровня и качества которых во многом зависит состояние российско-китайских отношений в целом.
Россия и Китай уделяют приоритетное внимание увеличению двусторонней торговли с одновременным повышением в нем доли машиностроительной и высокотехнологичной продукции, налаживанию инвестиционного сотрудничества, причем не только в сырьевых отраслях, но и в первую очередь в сфере машиностроения и высоких технологий, успешной реализации крупных совместных проектов в энергетической сфере. Необходимо совершенствовать инфраструктуру торгово-экономического сотрудничества, особенно правовую, банковскую и финансовую. Мы должны создать эффективный механизм своевременного урегулирования разногласий, которые неизбежно будут возникать в процессе торгово-экономического взаимодействия. Как известно, мы приветствовали вступление Китая в ВТО. Рассчитываем, что китайские партнеры будут способствовать присоединению России к этой организации.
Вопрос: Господин Президент, несколько дней тому назад Вы провели встречу с Президентом США. После событий 11 сентября Вы констатировали, что сближение России с Америкой является стратегической тенденцией. И для этого российская сторона предприняла ряд активных шагов. Вы отстаиваете принцип равноправного партнерства в развитии отношений с США?
В.Путин: Опираясь на исторический опыт и исходя из своего геополитического положения, Россия стремится проводить многовекторную внешнюю политику, отводя важное место в своих приоритетах и США. Целью здесь всегда остается развитие нормальных, предсказуемых и, безусловно, равноправных отношений, которые отвечали бы интересам как наших двух государств, так и всего международного сообщества, включая Китай.
В последние годы мы предприняли серьезные усилия в этом направлении. Не скрою, это связано с немалыми проблемами. Зачастую приходится преодолевать расхождения, связанные, например, с различием подходов к соотношению односторонних и многосторонних элементов в мировой политике, роли и модальностям задействования силового фактора, трактовке и применению норм международного права. Мы ведем по этим вопросам обстоятельный диалог с США. Не все поддается быстрому решению, но достигнуто главное – удалось развернуть отношения в русло совместного и именно равноправного выстраивания ориентиров и действий по всему спектру вопросов двусторонней и международной повестки дня.
В таком ключе мы провели недавний российско-американский саммит. Его основные итоги – закладка первых элементов в новую архитектуру стратегической стабильности в современных условиях, углубление взаимодействия перед лицом терроризма и других глобальных угроз и вызовов, выход на новое качество сотрудничества в важнейших международных областях, включая евробезопасность и урегулирование региональных конфликтов. Это, наконец, поднятие на новый уровень экономического сотрудничества с расчисткой от завалов прошлого и становлением в качестве стержневого элемента всего комплекса двусторонних отношений. Считаем, что это крупные созидательные задачи, продвигающие категории равноправного партнерства в наших отношениях в самых различных измерениях.
Вопрос: Россия четко объявила, что целью ее дипломатии на европейском направлении является создание общеевропейской демократической системы безопасности и сотрудничества. Как Вы укрепляете доверие европейских стран к России?
В.Путин: Одним из ключевых элементов новой европейской архитектуры безопасности должна, на наш взгляд, стать ОБСЕ с ее уникальным географическим составом участников, опытом взаимодействия государств и наработанным инструментарием в вопросах безопасности и сотрудничества. В последние годы, к сожалению, потенциал этой организации использовался далеко не полностью. ОБСЕ необходимо вернуть функцию демократического форума равноправного диалога и принятия решений по поддержанию мира в евроатлантическом регионе. Мы интенсивно работаем над этим. Исходя из концепции общей, всеобъемлющей и неделимой безопасности – неоспоримого достижения ОБСЕ, – Россия строит по‑настоящему, не на словах, а на деле партнерские отношения с другими демократическими государствами, международными организациями и структурами.
Сейчас, когда мир столкнулся с новыми угрозами и вызовами безопасности, особенно важно объединить усилия всех в борьбе прежде всего с международным терроризмом, оргпреступностью, незаконным оборотом наркотиков и оружия.
Стамбульский саммит 1999 года, на котором была принята Хартия европейской безопасности, решения Совета министров иностранных дел в Бухаресте в декабре прошлого года показали, что ОБСЕ вполне способна адаптироваться к меняющимся условиям в мире и в Европе. Она активно подключается к глобальным усилиям под эгидой ООН по борьбе с международным терроризмом, работает над расширением мер доверия в военно-политической сфере, стимулирует сотрудничество государств в экономической, экологической и гуманитарной областях. Словом, ОБСЕ сейчас выходит на постановку крупных и серьезных задач общеевропейского масштаба. Их решения, разумеется, можно достичь только на основе взаимного доверия, равноправного сотрудничества, партнерства и отказа от политики «двойных стандартов». Россия не раз демонстрировала такой подход, будет делать это и впредь. Главное, чтобы добрые намерения не расходились с делом. Тогда будет и доверие.
Вопрос: После 11 сентября американские войска появились в Центральной Азии, и до сих пор нет признаков того, что они уйдут оттуда в ближайшее время. Господин Президент, как Вы относитесь в общей атмосфере региональной безопасности в Центральной Азии?
В.Путин: Ко мне нередко обращаются с этим вопросом. При оценке ситуации, сложившейся в Центральной Азии, принципиально важным представляется следующее. Мы признаем за всеми государствами право самостоятельно определять формы и уровень своего сотрудничества и выбирать партнеров в борьбе с террором – этим глобальным злом человечества. Необходимо учитывать и другое – во взаимодействии с центральноазиатскими государствами, как, впрочем, и со всеми остальными, Россия руководствуется принципом невмешательства во внутренние дела друг друга.
В то же время Россия исходит из того, что задействование внерегиональных сил в делах региона не должно вызывать локальные или межгосударственные трения, что грозило бы дестабилизацией ситуации.
Поддержав усилия мирового сообщества по ликвидации очага терроризма на территории Афганистана, Россия исходила из интересов собственной национальной безопасности. Во взаимодействии со своими центральноазиатскими партнерами по Договору о коллективной безопасности – Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном – Россия последовательно проводила курс на поддержку в Афганистане законной власти, боровшейся против режима талибов. Известно, что на его стороне воевало до 4 тыс. боевиков исламского движения Узбекистана, которые готовились к тому, чтобы выступить в качестве ударной силы для свержения светских режимов в Центральной Азии с последующим созданием на их месте теократического образования по типу халифата. Срыв этих планов отвел реальную угрозу и от границ Российской Федерации.
Сохранение безопасности и стабильности в Центральноазиатском регионе по‑прежнему напрямую зависит от того, как будет развиваться обстановка в Афганистане, не смогут ли международные террористические организации и их пособники, превратившие Афганистан в период правления талибов в основную базу для подготовки террористов, вновь консолидироваться и возобновить попытки подрыва стабильности в государствах Центральной Азии.
Мы рассматриваем Шанхайскую организацию сотрудничества – наряду с соответствующими структурами СНГ (ДКБ) – в качестве одного из основных механизмов обеспечения безопасности и развития сотрудничества в Центральной Азии.
Хочу напомнить, что ШОС возникла на основе известной «шанхайской пятерки», образовавшейся в результате подписания первых в истории Азии соглашений о мерах военного доверия и сокращении вооруженных сил, которые сыграли важную роль в улучшении обстановки на континенте. Необходимость объединения усилий для противодействия новым угрозам и вызовам во многом обусловила принятие в прошлом году в Шанхае решения о создании новой международной организации.
В настоящее время в рамках ШОС уже началось формирование соответствующих органов и институтов. В соответствии с Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом создается Региональная антитеррористическая структура ШОС со штаб-квартирой в Бишкеке. Функционирует т. н. бишкекская группа руководителей правоохранительных органов и спецслужб государств-участников. Есть общее намерение приступить к налаживанию механизмов борьбы с такими угрозами, как наркобизнес, организованная преступность, нелегальная торговля оружием и т. д.
Одновременно одним из ключевых приоритетов в деятельности ШОС является обеспечение совместного развития государств-участников. Запускается процесс экономической интеграции в рамках организации. Магистральные направления этой работы очерчены в Меморандуме, подписанном главами правительств государств-участников в сентябре прошлого года в Алма-Ате. Дан старт становлению гуманитарной составляющей ШОС – на недавней встрече в Пекине министры культуры наших стран договорились о конкретных формах и путях сотрудничества.
Мы исходим из того, что наша ключевая задача на ближайшую перспективу – бесперебойное завершение договорно-правового оформления ШОС. Этапное значение в этом отношении будет иметь подписание Хартии – устава ШОС, которое состоится на встрече глав государств-участников в Санкт-Петербурге. Тем самым наша организация получит прочный юридический фундамент, обретет международную правосубъектность.
Параллельно будем наращивать практическое взаимодействие в различных областях. Интерес к этому проявляет растущее число ведомств государств-участников. Такой интерес заслуживает поощрения и поддержки.
В заключение хотел бы вновь подчеркнуть, что, по общему пониманию государств-участников, ШОС не военный блок, а открытая организация, нацеленная на широкое международное сотрудничество. Мы объединяем свои усилия для обеспечения мира, спокойствия и процветания народов наших стран. Готовы быть партнерами в этом деле с другими государствами и международными объединениями.
Вопрос: После распада Советского Союза Россия объявила, что имеет «особые интересы» и «особую ответственность» в зоне СНГ. Господин Президент, существует ли, по Вашему мнению, конкуренция между Россией и Америкой за влияние на государства СНГ? Как Россия относится к желанию этих стран вступить в НАТО? Не беспокоит ли Россию возможность ослабления Договора о коллективной безопасности в связи со сближением членов СНГ и США в военной сфере?
В.Путин: Да, мы прямо говорим, что у России особые интересы в СНГ. Для нас это прежде всего надежное обеспечение безопасности нашей страны и других государств-участников, создание атмосферы добрососедства и стабильности на всем пространстве Содружества. Свою особую ответственность за положение дел здесь мы видим в том, чтобы активно содействовать развитию многостороннего сотрудничества в сфере безопасности, в том числе и путем покрытия 50% расходов Антитеррористического центра СНГ.
Россия энергично содействует урегулированию сохраняющихся конфликтов на территории отдельных стран Содружества. К примеру, весь контингент действующих по мандату СНГ Коллективных сил по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта составляют российские военнослужащие. За время миротворческой операции в Абхазии (Грузия) при исполнении служебного долга погибли более 80 наших солдат и офицеров. Я уже не говорю о том, что финансирование этой операции полностью осуществляется за счет России.
Наряду с традиционными геополитическими критериями ключевое, я бы сказал, первостепенное значение имеет гуманитарный фактор. В странах СНГ проживают свыше 20 миллионов наших соотечественников. Естественно, Россия не может и не намерена отказываться от ответственности за то, как им живется, в какой мере соблюдаются их права.
При этом подчеркну: наша линия в СНГ не имеет ничего общего с попытками доминирования или давления. В своей практической политике мы ни на минуту не забываем, что имеем дело с суверенными государствами, которые, в частности, вправе выбирать себе партнеров на международной арене. Поверьте, в Москве не испытывают никакой ревности по поводу отношений наших ближайших соседей с третьими странами, будь то США или другие государства. Главное, чтобы такие отношения были нацелены на укрепление мира и стабильности, работали на благо народов.
Мы не мыслим устаревшими категориями «игры с нулевым результатом», где выигрыш одного партнера должен непременно означать проигрыш другого. В самом деле, почему более широкое присутствие США на пространстве СНГ должно обязательно вести к вытеснению России? Тем более что связи России со странами Содружества строятся на прочной основе объективно совпадающих интересов в сфере экономики, в области безопасности, в гуманитарных вопросах.
Таким образом, на мой взгляд, в принципе неправильно было бы говорить сегодня о конкуренции между Москвой и Вашингтоном за влияние на государства СНГ. Более того, в последнее время мы вышли на новые принципы российско-американских взаимоотношений на пространстве СНГ, которые можно было бы резюмировать так: «сотрудничество вместо соперничества». Это предполагает, естественно, понятность и прозрачность действий США по развитию связей с нашими ближайшими партнерами. Хороший пример – совместное участие в антитеррористической коалиции.
Это не мешает нам, впрочем, откровенно и прямо говорить о нашем несогласии с позицией США и других стран Запада по ряду вопросов. Так, стремясь к развитию новых форм сотрудничества с НАТО, мы по‑прежнему считаем, что механическое расширение этого блока не прибавит безопасности ни самой НАТО, ни тем государствам, которые намереваются вступить в альянс. С самого начала расширение НАТО не было продиктовано какими‑либо объективными потребностями. Нет для этого реальных оснований и сейчас. Это тем более справедливо для стран СНГ, многие из которых уже сделали выбор обеспечения собственной безопасности через механизм Договора о коллективной безопасности.
Во всяком случае, для любого разумного политика сегодня ясно: ответ на новые вызовы и угрозы, с которыми цивилизованное человечество будет иметь дело в XXI веке, как это особенно наглядно продемонстрировали события 11 сентября 2001 года, вступление в Североатлантический альянс – военный союз с ограниченным численным составом – дать не может. Убежден, что расширение НАТО не может быть основой и для укрепления европейской безопасности и стабильности.
Что касается Договора о коллективной безопасности, то на заседании в Москве 14 мая с. г. главы государств-участников приняли этапное решение преобразовать механизмы ДКБ в международную организацию. Должен сказать, что и в настоящее время уровень сотрудничества между нашими странами достаточно высок. С созданием же полноценной региональной организации партнерство приобретает новое качество, в полной мере опираясь на принцип приоритетности для участников военно-политических связей в рамках Договора.
Вопрос: В наше время глобальная экономическая интеграция оказывает все большее влияние на экономику каждой страны. Господин Президент, прошу Вас разъяснить российскую позицию по вопросу о вступлении во Всемирную торговую организацию.
В.Путин: Присоединение к ВТО является одной из важных задач, стоящих перед Россией в экономической области. Мы исходим из того, что членство в ВТО поможет нам более органично интегрироваться в глобальное экономическое пространство.
Сегодня, после успешного вступления КНР в ВТО, Россия остается единственной крупной торговой державой, находящейся вне рамок Всемирной торговой организации. Это сдерживает весь процесс реформирования нашей экономики, ограничивает конкурентоспособность российских товаров и услуг, затрудняет их доступ на внешние рынки.
Сейчас объективно сложилась ситуация, способствующая активизации переговоров о присоединении России к ВТО. Рабочая группа в Женеве уже приступила к рассмотрению проекта итогового доклада – документа, определяющего условия нашего членства в этой организации. Хотелось бы подчеркнуть, что Россия вступает в ВТО на недискриминационных условиях. Мы не можем согласиться с требованиями, которые выходят за рамки правил ВТО.
Пользуясь случаем, хочу еще раз поздравить китайских друзей с победой в «марафоне» по обретению членства в ВТО. Надеюсь, что двусторонние российско-китайские переговоры в рамках общего переговорного процесса по присоединению к ВТО нашей страны будут проходить в духе конструктивного сотрудничества, взаимопонимания, учета интересов обеих сторон и послужат дальнейшему развитию наших взаимовыгодных торгово-экономических отношений.
5 июня 2002 года