Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Я очень рад всех приветствовать. Мы продолжаем сегодня по уже заведенной традиции встречи в таком формате с руководителями регионов. На этот раз с руководителями регионов Поволжья. Очевидно, что регионы Поволжья обладают богатейшим производственным потенциалом. Это факт хорошо известный.
Напомню, что по автомобилестроению это 85 процентов от общероссийского, авиастроению – более 60 процентов, нефтехимии – 50 процентов, а также развито судостроение и некоторые другие отрасли производства. Здесь сосредоточены многие промышленные гиганты, которые в прошлом называли маяками индустрии. Сегодня же их экономическая эффективность, к сожалению, недостаточна. Крайне медленно обновляются производственные фонды. Почти не создается новых рабочих мест – это значит, не решаются и социальные проблемы людей.
По износу основных производственных фондов и численности безработных у Поволжья первые места среди других округов страны. Мы с вами знаем, что очень много сделано положительного. Есть о чем говорить в позитивном плане. Я думаю, вы поймете меня правильно, мы собираемся не для того, чтобы хвалить друг друга, а чтобы решить проблемы. Есть много причин того, что такие проблемы накапливаются.
Вот вчера отдельно мы встречались с губернатором Ульяновской области Владимиром Анатольевичем Шамановым. И просто так, для примера (наиболее яркий пример): накопилось много проблем в том числе, или, так скажем, по‑честному, в значительной степени не по его вине. Но они есть. Очевидно, что самостоятельно некоторые из них области не решить. Я имею в виду прежде всего задолженность по энергетике. И Правительство уже приняло ряд решений о реструктуризации этих задолженностей. В общем и целом мы вчера говорили с заместителем Министра экономики, с первым заместителем Министра финансов даже в более спорном режиме, чем по другим регионам. Но, я думаю, что и этого недостаточно. К сожалению, мы вынуждены это констатировать – недостаточно. Предоставлена возможность реструктуризировать долг на 6 лет. Так? На 6 лет. А у них задолженность только по энергетическому бюджету пятилетняя. Это значит, что 5 лет они должны вообще ничего не платить, денег ни на что не тратить, только выплачивать долги в полном объеме. Только долги в полном объеме. И это займет пять лет.
Но нереально им выплатить за 6 лет при таком подходе. Поэтому будет правильно, и хочу это подчеркнуть, в данном случае – не хочется говорить шаблонных слов, но тем не менее других нет – в порядке исключения для Ульяновской области примем отдельное решение. Должна быть глубокая реструктуризация на более длительный срок. Не буду называть, на какой, чтобы предоставить Правительству возможность оперативно этот вопрос проработать, но я думаю, что минимум лет на пятнадцать. Минимум. И, конечно, нужно посмотреть тогда на ответственность всех тех, кто доводит до такого состояния. Потому что иначе – и я понимаю озабоченность Правительства – это сейчас может вызвать какие‑то повальные требования к реструктуризации подобного рода.
Такого положения, как в Ульяновской области, слава Богу, в других местах нет. Поэтому прошу, чтобы массовых обращений по этому вопросу не было. Но хотел бы подчеркнуть, что сложившаяся ситуация убедительно продемонстрировала, что нужно разрабатывать законодательный механизм управления в режиме форс-мажорных обстоятельств. Должна быть определена мера ответственности местных руководителей и схема действий федерального центра по управлению кризисом, конечно, с учетом и при прямом участии губернаторов.
Здесь будет нелишним вспомнить те возможности, которые предоставил законодатель исполнительной власти в рамках закона об общих принципах организации власти субъектов Федерации и муниципальных образований. Я имею в виду возможность в форс-мажорных обстоятельствах отстранять от должности должностных лиц, которые допустили ситуацию такого характера.
В Ульяновской области уже отстранять некого. Тех, кто допустил такое положение вещей, народ отстранил в ходе голосования. И правильно сделал. Поэтому мы, я думаю, должны пойти навстречу даже не руководству Ульяновской области, а жителям области, жителям города, для того чтобы дать возможность сегодняшнему руководству немножко задышать в финансовом плане, начать выстраивать новые экономические отношения. Позитивные тенденции там очевидны, они там есть.
Несколько слов об инвестиционном климате в целом по регионам. По предприятиям региона: есть реальная перспектива стать экономически успешными и конкурентоспособными. Потенциально Поволжье чрезвычайно привлекательно для инвестиций. Здесь есть развитая инфраструктура, квалифицированная рабочая сила, но до сих пор эти возможности используются откровенно плохо. Большинство регионов округа по объему привлеченных инвестиций оказались в пятом–седьмом десятке среди других субъектов Российской Федерации. Очень жаль. И это печально, потому что по своему потенциалу Поволжье – регион отличный, потенциал великолепный. Но быть пятидесятым–шестидесятым или семидесятым по количеству привлеченных инвестиций – это, конечно, на мой взгляд, недопустимо. Очень низкий показатель.
Решение этой проблемы во многом определяется способностью субъектов эффективно использовать механизмы федеральных целевых программ. И думаю, правильно будет подчеркнуть, что нельзя их воспринимать как одну из разновидностей трансфертов. Эти программы отражают государственные приоритеты, государственные приоритеты, сосредоточенные в том или ином округе. Но именно государственные, а не приоритеты субъектов Федерации. Конечно, если субъекту удается доказать, что та или иная программа соответствует общефедеральным целям, как это, например, удалось Николаю Ивановичу Меркушкину по ряду его предложений, ну что ж, тогда это правильно.
Хотел бы подчеркнуть, что если с помощью этих федеральных целевых программ мы будем пытаться латать отдельные проблемы регионального характера, то, думаю, мы не решим ни общегосударственные проблемы, ни региональные. Это было бы ошибочным.
Потом будет выступать замминистра экономики. Он на этот счет скажет поподробнее. Предлагаю и коллегам высказаться по этой теме.
В Приволжском округе есть много и того, чем он может по праву гордиться. Так, по объему произведенной сельхозпродукции Поволжье является несомненным лидером. Здесь уже формируется современный рынок сельхозпродукции, внедряются новые формы хозяйствования. В этом смысле многие, хочу подчеркнуть, многие регионы Поволжья отличаются в лучшую сторону по сравнению с другими регионами страны. Я имею в виду Татарстан и некоторые другие субъекты Поволжья. Это хорошие показатели и пример хорошей организации работы. В этой связи хотел бы несколько слов сказать о Законе об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Он формирует принципиально новую ситуацию в нашем агропромышленном комплексе. Крайне важно, чтобы эффективная законодательная база была подкреплена серьезной организационной работой. Просил бы проинформировать друг друга, и меня тоже, как планируется строить эту работу в регионах. Для нас, для страны в целом чрезвычайно важна эта организация именно в Поволжье. Как пойдет в Поволжье – от этого в значительной степени будет зависеть ситуация по применению закона в стране.
Сегодня необходимо отдельно остановиться на одном из аспектов формирования благоприятного экономического климата. Я считаю справедливыми упреки со стороны регионов, муниципалитетов в том, что федеральный центр не предложил внятных механизмов стимулирования экономического развития. Нужно грамотно использовать различия, которые существуют и между отдельными регионами, и между муниципальными образованиями. Здесь мы вновь упираемся в нерешенные проблемы разграничения полномочий.
По‑прежнему не урегулированы и межбюджетные отношения. Думаю, что для всех нас уже ясно, что принцип уравниловки работать не будет. Мы обязаны предложить такую систему долгосрочных нормативов, которая была бы стимулом к развитию регионов. В этой связи еще раз хочу подчеркнуть, насколько важна работа комиссии, которую возглавляет заместитель руководителя Администрации Президента Козак Дмитрий Николаевич с участием практически всех ваших представителей. Я бы просил всех руководителей регионов Поволжья обратить на это особое внимание, посмотреть на ход этой работы. Включиться в нее не только через представителей, но и лично, потому что ваш опыт, ваше видение развития в этом направлении крайне важны и должны быть учтены в той работе, которую проводит рабочая комиссия. Но в этой связи просил бы руководителей высказаться и по проблеме, которую я сейчас затронул в целом, – по урегулированию межбюджетных отношений. Причем не только между федеральным центром и регионами, а между регионом и муниципалитетом. Здесь есть о чем поговорить, у нас есть хороший пример в этом смысле. Наш сегодняшний хозяин, Меркушкин Николай Иванович, и пермский губернатор наверняка смогут рассказать, как выстраивается работа у них по некоторым направлениям темы, которую я сейчас обозначил.
Здесь, в общем, есть о чем поговорить. Это интересный пример. И, наконец, несколько слов, выходящих за нашу сегодняшнюю повестку дня, – о молодежной политике. Здесь, в Мордовии, проблеме молодежи уделяют особое внимание. Мы только что были в одном из детских оздоровительных лагерей. Должен сказать, что очень благоприятное впечатление производит не только то, как организован отдых детей. Никаких излишеств там нет. Но есть все необходимое, чтобы дети полноценно отдохнули и к новому учебному году подошли с хорошей оздоровительной базой, полученной в летний период. И кадры готовятся очень продуманно, и сама организация очень хорошая. Самое главное: 200–300 рублей стоит путевка для одного ребенка на 24 дня. Это вполне приемлемая цена, учитывая, что там отдыхает 50 процентов детей, родители которых работают в правоохранительной сфере, и 50 процентов – на промышленных предприятиях. 200–300 рублей за 24 дня – очень неплохо, вполне приемлемо.
Нельзя сказать, что по стране в целом у нас везде было так, как здесь. Должен отметить еще одно обстоятельство: в Мордовии по количеству детей, оздоровляющихся в летний период при поддержке республики, государства, мы уже вышли на уровень советского периода. Не хочется сравнивать с этим, но думаю, что это очень неплохой показатель. И надо сказать, что руководство республики не бьет в барабаны и не шумит об этом, но это факт. И мне бы хотелось, чтобы на этом не останавливались. Мы должны думать о завтрашнем дне. И эта цифра вполне может быть увеличена, уверен абсолютно.
Между тем в молодежной среде мы сталкиваемся с ростом агрессивности и нетерпимости, к сожалению, очень часто, наркоманией и преступностью. Молодое поколение очень часто ощущает свою невостребованность, и это особенно проявляется в депрессивных формах. Серьезный разговор по всему спектру молодежной политики, конечно, давно назрел. Пытаться формировать ее по слегка обновленным, но все же старым рецептам – это занятие бесперспективное.
Мы должны продолжить обсуждение этой темы на одном из ближайших заседаний Госсовета. Это очень важная тема. На коллегии ее неоднократно поднимали. У нас одна тема вытекает из другой. Мы говорили как‑то о спорте. Я хочу поблагодарить всех, что отнеслись к этому по‑серьезному, а не как к малозначимой теме периферийного характера. Мне кажется, настало время поговорить о молодежной политике в целом.
В заключение я предложил бы обсудить вопросы эффективности взаимодействия полпредов с руководителями регионов. Все знают, что здесь проблемы есть, полагаю, что именно их совместное обсуждение полезно и эффективно. Тем более что такое пожелание поступило и от членов президиума Госсовета. Я знаю по контактам с губернаторами, что время от времени возникают вопросы в плане взаимодействия с полпредами. Ничего лучше мы не придумаем, чем прямой и открытый диалог по этой теме, направленный на совершенствование совместной работы.
Вот и все, что я хотел бы сказать вначале.
8 июля 2002 года, Саранск