Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на заседании Совета Безопасности по вопросам обеспечения экономической безопасности России

8 июля 2002 года, Москва, Кремль

В.Путин: Добрый вечер, уважаемые коллеги!

Сегодня мы обсуждаем экономические аспекты обеспечения национальной безопасности России. Этот вопрос готовился на более ранний срок, но мы его перенесли: есть необходимость доработать некоторые положения. Он прямо связан как с защитой национальных интересов страны, так и с успехом нашей экономической политики в целом.

Вполне естественно, что каждое государство прогнозирует и представляет себе перечень экономических рисков, которые в той или иной степени могут повлиять на состояние государственной и общественной безопасности. У нас эти вопросы обозначены в Концепции национальной безопасности, а более подробно прописаны в Государственной стратегии экономической безопасности, принятой в 1996 году. Однако срок ее действия недавно закончился, и нам требуется определиться с обновленными подходами, уточнить их с учетом нынешних реалий. Разумеется, и Правительство России, и Совет Безопасности учитывали в своей работе принятые тогда ориентиры и корректировали ситуацию как в зависимости от внутренних обстоятельств, так и от международной обстановки.

Однако за прошедшие годы изменился не только мир, изменилась и Россия, и наша экономика. Соответственно, изменился характер самих угроз. Еще раз хотел бы подчеркнуть: знание этих рисков и угроз – необходимое условие эффективной экономической политики. И потому Правительство, органы власти обязаны их не только четко представлять, но и ориентироваться на них при подготовке прогнозов, программ и стратегии социально-экономического развития России. В представленных документах сделана попытка объективно оценить сегодняшнее положение дел, определиться с экономическими аспектами безопасности, а также с тем, какие инструменты защиты национальных интересов в этой сфере могут быть наиболее продуктивными. Я должен вам сказать, что сегодня, когда встречался с губернаторами Поволжского округа, то очень многие из них, практически все, обращали внимание в том числе и на проблемы, которые напрямую относятся к нашей сегодняшней теме. Речь шла о защите интересов национальных товаропроизводителей в различных секторах – и в промышленности, и в сельском хозяйстве.

Нам нужна объективная картина влияния на российскую экономику таких факторов, как демографическая ситуация, незаконная миграция, пограничная и, как я уже сказал, таможенная проблемы. Особенно хотел бы обратить внимание на пограничные проблемы. Мы с вами знаем, и много раз об этом говорили, в России в силу изменения геополитической ситуации значительное количество регионов России превратились из внутренних в пограничные. Это кардинальным образом изменило ситуацию в стране.

Нам надо знать сегодняшние и потенциальные угрозы, тормозящие проведение структурных реформ. В первую очередь в энергетике и на транспорте, а также при переходе от топливно-сырьевой к наукоемкой направленности нашей экономики. Важно также заранее понимать, какие риски нас ожидают при вступлении во Всемирную торговую организацию, и, опираясь на это, искать механизмы защиты отечественного товаропроизводителя, овладевать перспективными сегментами мирового рынка. Кстати сказать, связанное с этой задачей поручение Правительству было дано уже достаточно давно, и мне бы хотелось, чтобы результаты этой работы были представлены в самое ближайшее время.

И, наконец, самое главное. Мы обязаны четко представлять, какие факторы способны негативно повлиять на важнейшие показатели развития страны, а именно: на темпы и качество экономического роста. Знание всех этих параметров, своевременное предупреждение возможных рисков и подбор адекватных инструментов для противостояния им – ключевые условия нашей конкурентоспособности, а также способности российской экономики к преодолению неблагоприятных внутренних обстоятельств и изменению внешнеэкономической конъюнктуры.

Основные направления работы обозначены в документах, и должен сказать, что из того, что я видел, на мой взгляд, обозначены правильно. Однако мы рассчитывали получить законченный конкретный и внятный стратегический документ. Документ, который мог бы стать четким ориентиром в работе. Думаю, для того чтобы этот документ стал таким, его еще надо дорабатывать с учетом сегодняшней дискуссии.

Между тем наша встреча – повод для того, чтобы еще раз осмыслить все проблемы, связанные с вопросами, которые мы будем сегодня рассматривать, и для Правительства Российской Федерации, и для Совета Безопасности. В связи с этим прошу Правительство вместе с Советом Безопасности принять активное участие в доработке сегодняшнего документа. При этом учесть все возможности сотрудничества друг с другом.

Просил бы также докладчика Германа Оскаровича Грефа дать нам более конкретную картину действий Минэкономразвития и других финансово-экономических ведомств по защите национальных интересов и обеспечению безопасности в этой сфере. Общие параметры работы в принципе нам и так хорошо известны, сейчас требуются выверенные, четкие действия различных министерств и ведомств на этом направлении.

Спасибо.

8 июля 2002 года, Москва, Кремль