Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Выступление на расширенном совещании в Министерстве иностранных дел с участием глав дипломатических миссий за рубежом

12 июля 2002 года, Москва, Министерство иностранных дел

В.Путин: Уважаемые коллеги!

Наша встреча проходит в преддверии двухсотлетнего юбилея Министерства иностранных дел. Это, безусловно, историческая дата. И не только в официальной хронологии отечественной дипломатии, но и в становлении самой российской государственности. Сегодня я хочу поздравить и присутствующих здесь послов России, и всех сотрудников Министерства иностранных дел с этим приближающимся событием. Всего вам доброго, поздравляю вас.

Как вы помните, в январе прошлого года на встрече с руководством Министерства иностранных дел речь шла о реализации Концепции внешней политики, об уточнении наших приоритетов, а также о внутренних проблемах ведомства.

Сегодня впервые за 16 лет для серьезного разговора о стратегических направлениях внешней политики приглашен весь посольский корпус России. Здесь же присутствуют руководители ключевых государственных ведомств. Думаю, вы согласитесь: необходимость такого широкого и прямого диалога давно назрела. Более 500 человек присутствуют, и мне кажется очень важным не только вот так официально друг друга послушать с трибуны, но и пообщаться коллегам между собой.

Стремительная динамика международной обстановки и появление принципиально новых угроз, или, я бы сказал, осознание этих угроз многими из наших партнеров требуют от нас оперативной реакции, обновления задач и принятия крайне ответственных решений.

Понимаю: в этой ситуации на вас легла повышенная нагрузка. И напряженный график международных встреч – это только малая часть работы, которую нам вместе пришлось решать за последнее время.

Я благодарю всех вас за профессиональное отношение к делу. За то, что это в немалой степени способствовало укреплению позиции России в мире и существенному расширению круга наших союзников.

Нам еще очень многое предстоит сделать. Но совершенно очевидно, что в международных отношениях Россия смогла выйти из периода длительной конфронтации. И в ее лице уже видят не противника, не врага, а все больше предсказуемого, действительно надежного, делового и равноправного партнера. Собственно говоря, нам от окружающего мира ничего больше и не нужно. России не нужны никакие преференции в международных делах.

Сегодня я хотел бы остановиться на тех направлениях внешнеполитической работы, которые считаю стратегическими и ключевыми.

То, что именно принципиальная позиция России позволила достичь серьезных успехов в борьбе с терроризмом, уже ни у кого не вызывает сомнений. Но противодействие террористической угрозе – это серьезная долгосрочная задача, поскольку и корни терроризма очень глубоки. И она должна оставаться в зоне постоянного внимания. Это базовая тема в отношениях со всеми участниками антитеррористической коалиции. Причем работу эту надо вести не только на уровне дипломатических переговоров и контактов спецслужб, но и по линии укрепления соответствующей международно-правовой базы.

И, разумеется, борьба с террором должна оставаться центральной темой во взаимодействии с нашими партнерами по Совету Безопасности ООН, которая остается ключевой организацией в решении вопросов подобного рода, по СНГ, ДКБ и ШОС, с другими международными и региональными организациями.

В укреплении глобальной стабильности особая ответственность, несомненно, ложится на Россию и США. И потому важно знать, что в основе наших сегодняшних отношений – новое прочтение национальных интересов двух стран, а также схожее представление о самом характере современных мировых угроз. Еще раз подчеркну: доверительное партнерство России и США не только в интересах наших народов. Оно оказывает позитивное воздействие на всю систему международных отношений и потому остается одним из наших безусловных приоритетов.

Последние месяцы были отмечены беспрецедентной активностью России на европейском направлении. Имею в виду саммиты Россия–ЕС, Россия–НАТО, целую серию двусторонних контактов.

В работе с европейцами у нас появились некоторые новые ориентиры. В повестку дня – кроме проблем безопасности и традиционных торгово-экономических вопросов – уже прочно вошли и долгосрочное энергетическое взаимодействие, и высокотехнологические, инновационные проекты.

Хорошо известно: европейские партнеры не приемлют абстрактной дипломатии. Все их дипломатические шаги подчинены достижению конкретных результатов. И нам, в свою очередь, нельзя забывать, что здесь основная задача России – это непосредственное участие в формировании единого экономического пространства.

При этом прошу четко определиться с допустимой границей компромисса. В этом же контексте – вести диалог о проблемах Калининградской области в связи с предстоящим расширением ЕС.

Повторю: согласование позиций и компромиссные решения возможны. Но не за счет интересов нашей страны и прав наших граждан.

Особо – о работе в рамках СНГ. Содружество – это организация международного масштаба. И она вполне способна не только активно влиять, но и брать на себя ответственность за решение широкого круга вопросов на огромном региональном пространстве. Это и безопасность, и экономическое, и гуманитарное сотрудничество в Евразии.

Убежден: экономический подъем в России, успехи наших партнеров создают вокруг перспектив интеграции в СНГ качественно новую атмосферу. И отрадно, что в этих процессах все больше начинают преобладать прагматизм и деловая заинтересованность не только государств, но и бизнес-сообществ наших стран.

В этой связи прошу и послов, и всех сотрудников МИДа России максимально содействовать успешной кооперации в рамках СНГ. Это наше общее преимущество в масштабах глобальной экономической конкуренции. Это залог наших совместных успехов и в международно-политической, и в стратегической сферах.

Завершая эту часть выступления, хотел бы коротко затронуть еще один принципиальный вопрос: остается ли российская внешняя политика глобальной по своему охвату? Знаю, что такие вопросы задают часто. Конечно, остается. Не только в силу нашего военного или экономического потенциала, но и в силу географии. Мы с вами присутствуем и в Европе, и в Азии, и на Севере, и на Юге. Естественно, что там есть наши интересы, а как же?

Но для этого партнеров и союзников России надо искать везде: и в Европе, и в Азии, и в Африке, и в Латинской Америке. Однако это должны быть такие партнеры, которые и считаются, и признают наши национальные интересы. И что самое главное – взаимодействие с которыми носит равноправный характер и дает России реальную отдачу. И работать с такими партнерами следует кропотливо, последовательно, с уважением.

Уважаемые коллеги!

Я уже говорил и обязан повторить: сегодня в лице России многие видят не только союзника, не только делового партнера, но и набирающего силу экономического конкурента.

В этой связи дипломатическое сопровождение национального бизнеса обязано наконец приобрести системный и долговременный характер. Не нужно стесняться этих действий. Вы знаете, как ваши зарубежные коллеги во многих странах, в том числе у нас здесь, в России, ведут себя на этом направлении: очень настойчиво, мягко говоря. Иногда даже, на мой взгляд, переходят границы традиционной дипломатии. Но часто успехов добиваются.

Центральные вопросы здесь – подготовка к вступлению в ВТО, защита национального производителя от дискриминации, повышение кредитного рейтинга России, дипломатическая поддержка программ военно-технического сотрудничества.

Серьезная практическая задача – это содействие организации выставки ЭКСПО-2010 в Москве. Мы рассчитываем, что это будет дополнительным козырем для привлечения в страну новых технологий, поиска новых партнеров, станет важнейшим рычагом развития нашего партнерского взаимодействия на экономическом направлении.

Я не ставил перед собой задачи охватить все направления деятельности МИДа. Но есть еще одна наболевшая проблема, о которой сегодня просто обязан сказать, – это работа с соотечественниками за рубежом. Речь идет о судьбах людей, их конкретных житейских проблемах. Здесь не может быть места ни формализму, ни бюрократическому равнодушию.

Прошу вас уделять самое пристальное внимание этому вопросу. Нужно помогать соотечественникам и в правовом, и в образовательном, и в деловом плане. Между тем и из ваших отчетов, и из обращений самих граждан видно: еще во многих миссиях к этой проблеме относятся как к периферийной. Это неправильно. Уверяю вас, это большая ошибка. И по этому показателю мы также будем оценивать эффективность работы отдельных посольств. Должен сказать, что по многим географическим направлениям эта работа, конечно, улучшена в последнее время, но сделано еще далеко не все.

Уважаемые коллеги!

Несколько слов об организации самой дипломатической деятельности. Послы назначаются указами Президента, а возглавляемые вами посольства представляют не просто отдельное ведомство. Они представляют интересы страны за рубежом. Это дает вам как широкие полномочия, так и повышает меру ответственности.

На прошлом совещании в МИДе мы говорили о качестве информации, поступающей из посольств. Хотелось бы видеть в ней не только ситуационный отчет, но прежде всего профессиональный анализ и компетентный прогноз. Для этого требуется глубоко знать не только ситуацию в стране пребывания, но, что особенно важно, нужно знать ситуацию в России. Нужно знать, что здесь происходит. Нужно знать внутренние пружины развития политической ситуации на Родине. И, разумеется, четко понимать взаимосвязь задач, стоящих перед нашей страной, и ситуации в мире в целом. Формальные отчеты не нужны. Равно как и не надо выжидать, когда к вам из Москвы поступят подробные инструкции и конкретные запросы. Хотя рассчитываю, что центральный аппарат МИД в этом отношении будет действовать достаточно целенаправленно.

Понятно, что уровень вашей инициативы прямо зависит и от квалификации, и от политической подготовленности, от способности системно оценивать те или иные события. Но я также хотел бы обратиться к руководству МИДа с пожеланием более внимательно относиться к разумным инициативам, которые поступают из наших диппредставительств. Надо помогать им в тех начинаниях, которые могли бы стать прорывными на отдельных направлениях внешнеполитической работы. И должен сказать, что такие инициативы есть, и я многие документы читаю просто с удовольствием. Они действительно помогают в работе. Я и в прошлый раз говорил, что читаю практически все, что вы пишете, подтверждаю это и сегодня. Многие вещи помогают руководству страны реально выстраивать практические шаги в области внешней политики. Именно поэтому еще раз обращаю ваше внимание на качество работы.

Особо остановлюсь на координирующей роли МИДа. Скажу прямо: как в координации внешнеполитической, так и внешнеэкономической деятельности проблем еще очень много. Прежде всего это сбои в организации межведомственного взаимодействия. Даже самые очевидные, текущие поручения министерствам и ведомствам по факту еще часто «перекладываются» на другие министерства, и даже – на Администрацию Президента. Еще раз подчеркну: у МИДа здесь есть все необходимые полномочия. Ими просто нужно грамотно и эффективно пользоваться.

Просил бы помнить и о другом: внешнеполитический актив страны формируют далеко не одни лишь федеральные ведомства. Он складывается в том числе из усилий отечественных компаний и бизнес-сообществ. Из деятельности регионов, активно развивающих сегодня приграничное и межрегиональное сотрудничество.

И здесь МИД, послы России должны выступать не просто координаторами, но и заинтересованными партнерами. А значит, обязаны тесно сотрудничать с другими субъектами международной деятельности. Оказывать им и правовую, и методическую, и организационную поддержку. И при всем при этом, конечно, быть проводниками интересов государства в целом.

И, наконец, еще об одном важном вопросе – излишняя закрытость, неумение работать со СМИ и другими институтами гражданского общества. Это все еще наша проблема. И это не помогает делу. Ваша способность влиять на общественное мнение прямо отражается на объективном восприятии России в мире. И, помимо всего прочего, это ваша прямая обязанность. И больше того, от того, насколько эффективно вы будете действовать на этом направлении, будет зависеть и престиж самого ведомства. Думаю, что многие вещи, которые, безусловно, могли бы быть положены в копилку, они реально и положены в копилку деятельности МИДа, для общественности проходят либо незаметно, либо подвергаются критике. Люди часто не понимают, что у нас происходит по линии Министерства иностранных дел. Нужно грамотно, компетентно и талантливо, хочу это подчеркнуть, разъяснять.

Несколько слов о кадровой политике. Отечественные дипломаты всегда отличались бережным отношением и к государственным, и к собственным профессиональным традициям. Понимание стратегической роли России в мировых процессах, преемственность дипломатической деятельности – важнейшие черты российской внешней политики.

На дипломатическом поприще всегда служили яркие личности. Дипломаты России славились прекрасным и разносторонним образованием, широким политическим кругозором, высокой культурой и тактом. Одна из причин «кадрового голода» – это низкий уровень оплаты труда дипломатов. Однако за последний год некоторые вопросы были решены. Пересмотрена система оплаты труда загранработников. На сотрудников МИДа распространяется и общее повышение денежного содержания государственных служащих. Решен вопрос по пенсиям ветеранов дипслужбы.

Престиж дипломатической службы нужно укреплять – это очевидно. Но при этом МИДу надо думать не только о социальных аспектах, хотя и это очень важно, я именно с этого и начал, когда говорил о кадровой работе, но нужно думать о других аспектах, создавать стимулы для карьерного и профессионального роста сотрудников. Следует смелее использовать специалистов, работающих в других ведомствах, и яркие примеры этому мы хорошо знаем. Даже бывший Председатель Правительства счел возможным возглавить одно из наших посольств за рубежом. И, по‑моему, это опыт удачный.

Нужно думать, конечно, и об укреплении МГИМО [Московского государственного института международных отношений], привлекать людей из науки и неправительственных организаций. Такое не раз случалось в истории дипломатической службы и оправдывало себя. Необходимо помнить: корпоративная замкнутость – это путь, ведущий к истощению профессионального потенциала.

По‑прежнему в подборе дипломатических кадров незаслуженно слабое внимание уделяется женщинам. В этом зале это особенно заметно. Между тем не номенклатурный отбор «по старинке», а сама современная действительность успела вырастить в России немалое число квалифицированных женщин-госслужащих. И надо понимать, что отсутствие (в отличие от многих других стран) так называемого слабого пола в российской дипломатии может стать слабым местом нашей внешнеполитической службы.

Уважаемые коллеги!

Завершая выступление, хочу еще раз подчеркнуть: национальный успех достигается не только упорной работой внутри страны, но и политическими и экономическими успехами за ее пределами.

Выверенные дипломатические ходы, умение собрать вокруг себя союзников – все это напрямую работает на повышение авторитета страны, на экономический рост, на укрепление позиций отечественного бизнеса. И это особенно важно, потому что открывает новые возможности для инициативы граждан, делает их жизнь более безопасной, благополучной, гораздо более комфортной.

В этой аудитории, еще раз подчеркну, – огромный потенциал страны сохранен. Несмотря ни на какие проблемы и потери, потенциал нашей страны остается огромным. Он сегодня активно развивается. Но раскрыть его до конца и в полную силу – это наша общая с вами задача, и она вполне реализуема.

Желаю вам всего самого доброго в вашей работе.

Спасибо большое за внимание.

12 июля 2002 года, Москва, Министерство иностранных дел