Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Выступление на совещании по проблемам социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа

23 августа 2002 года, Владивосток

В.Путин: Добрый день, уважаемые друзья, коллеги!

Сегодняшняя встреча во Владивостоке по своему формату и содержанию на первый взгляд мало чем отличается от подобных встреч и совещаний, посвященных проблемам социально-экономического развития территорий Российской Федерации. Вместе с тем она является все‑таки необычной. Причина этой специфики – в самом Дальнем Востоке. Он имеет огромное стратегическое значение для России. Гигантский и, думаю, еще не всеми осознанный и недооцененный ресурсный потенциал – это основная составляющая края. И в то же время это регион ярких и далеко не всегда приятных противоречий и контрастов.

Дальневосточный федеральный округ – это более трети территории Российской Федерации и одновременно самая низкая плотность населения. Это, как я уже говорил, природные богатства, но и огромные расстояния, необжитые и неосвоенные пространства и неразвитая инфраструктура.

В последние годы эта объективная специфика региона была усилена серьезными системными сбоями в механизме государственного управления. То, что я сказал выше, действительно имеет объективный характер. Такое положение складывалось не только в последние десять лет, а практически за все периоды освоения Дальнего Востока. Вместе с тем не будем забывать и об этих системных сбоях последних лет в механизме госуправления.

Следствием стала экономическая разбалансированность и социальное неблагополучие региона. Уровень рентабельности промышленной продукции здесь ниже среднероссийского, а доля убыточных предприятий самая высокая. При общем росте числа малых предприятий по стране в округе отмечается их сокращение. Здесь самые низкие темпы жилищного строительства, самая неблагоприятная ситуация с выплатой задолженности по заработной плате. Далеко не все благополучно обстоит и в сфере борьбы с преступностью.

Решение этих проблем требует целенаправленной работы со стороны центра и в то же время – поиска нестандартных схем решения финансово-экономических и организационных вопросов со стороны региональных властей.

В основе нового этапа освоения и комплексного развития Дальнего Востока должны лежать современные экономические принципы и рычаги, научно-технологическая база и кадровый потенциал края. Наши стратегические цели – хозяйственное оживление региона, его интеграция в национальное и мировое экономическое пространство. Мы должны продемонстрировать людям, которые здесь живут, перспективу, создать условия для их нормальной жизни и работы.

Для того чтобы подход к решению накопившихся проблем был комплексным, мы, несмотря на существенное сокращение числа федеральных программ (а у нас их осталось – по пальцам можно пересчитать), тем не менее сохранили целевую федеральную программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока», чтобы не упустить ни одного из наиболее существенных аспектов жизнедеятельности округа.

По моему указанию накануне были проведены совещания с участием руководителей министерств и ведомств по таким важнейшим вопросам, как развитие рыбной отрасли, жилищно-коммунальное хозяйство, подготовка к зиме, борьба с преступностью, вопросы финансирования. Я знаю, что это были достаточно продуктивные встречи. Подписаны соответствующие документы между ведомствами и краевыми властями. Результаты этой работы будут обобщены и будут учитываться при принятии решений текущего характера.

Это все – важнейшие составляющие жизнедеятельности края. Я думаю, что от обсуждения некоторых из них нам не уйти, конечно, и сегодня. Вместе с тем главный упор на сегодняшней встрече мы должны сделать на обсуждении таких вопросов, от решения которых зависит все остальное. От того, как мы будем решать эти проблемы, в значительной степени будут зависеть развитие промышленности и сельского хозяйства, уровень заработной платы населения, темпы жилищного строительства, уровень оплаты коммунальных услуг, создание новых рабочих мест. Будет зависеть социальное самочувствие людей, а значит, и будущее Дальнего Востока в целом.

К таким системным вопросам, которые влияют на все стороны жизни, относятся развитие железнодорожного транспорта, авиации, портовых сооружений, флота. Это вопросы связи и всей системы коммуникации, вопросы энергетики в самом широком смысле этого слова и энергоснабжения как субъектов хозяйственной деятельности, так и населения.

Основной объем инвестиций, предусмотренный федеральной целевой программой, пойдет на формирование топливно-энергетической и транспортной инфраструктуры. Успешная реализация программы должна к 2010 году обеспечить увеличение объемов валового регионального продукта в 2 раза. Должна обеспечить 600 тысяч новых рабочих мест. В конечном итоге все это должно привести к финансовой самообеспеченности региона.

Сегодня плотность железнодорожных путей на Дальнем Востоке в 3,6 раза ниже, чем в среднем по стране. Автодорог с твердым покрытием меньше почти в 5 раз. Слабое развитие транспортных сетей тормозит как формирование внутри- и межрегиональных экономических связей, так и продвижение сотрудничества с зарубежными партнерами.

Правительству, конечно, необходимо ускорить выработку единого согласованного проекта по развитию железнодорожных и автомобильных транспортных схем, ориентированных на формирование транспортных коридоров. Параллельно необходимо создавать современный дорожный сервис, добиваться безопасности перевозок.

Другая важнейшая задача – модернизация морских портов. Это потенциально сильные и востребованные звенья экономического потенциала Дальнего Востока.

Необходимо продолжать работу по техническому переоснащению аэропортов. Кстати, могу проинформировать Вас, что на модернизацию инфраструктуры дальневосточных аэропортов будет направлено более половины общероссийских затрат на эти цели.

По‑прежнему одной из серьезнейших остается проблема энергоснабжения региона и энергообеспеченности. Это еще одна причина, по которой Правительству сегодня следует поторопиться с разработкой топливно-энергетической стратегии. Нельзя и дальше мириться с практически абсолютной зависимостью Дальнего Востока от привозного топлива. Внимание необходимо сосредоточить на реализации программ по строительству на Дальнем Востоке новых энергетических мощностей. Кроме того, следует обеспечить гарантированное поступление нефти и газа в регионы Дальнего Востока. Решить эту проблему можно только с помощью создания разветвленной сети трубопроводов.

Реализация этих программ в комплексе может обеспечить региону столь необходимую энергетическую стабильность. Однако ее достижение невозможно, пока не будет снята проблема неплатежей за энергоресурсы. Несмотря на все меры по наведению платежной дисциплины, ситуация пока, к сожалению, кардинально не меняется.

Есть еще вопрос, который мы не можем оставить без внимания. Я имею в виду серьезную озабоченность миграционными процессами на Дальнем Востоке. Они требуют особого подхода, в том числе и со стороны силовых структур и ведомств. В разных регионах Дальнего Востока эта проблема смотрится по‑разному, но в целом она стоит достаточно остро.

Со стихийной миграцией, чаще всего незаконной, связан не только традиционный набор проблем: наркомания, проституция, преступность и контрабанда. На Дальнем Востоке миграция в силу своей массовости фактически ведет к вытеснению граждан России с рынка труда.

Закон о правовом положении иностранцев, как вы знаете, принят. Он принят в ходе острой дискуссии, но значительная часть его основных положений была разработана, кстати сказать, не в последнюю очередь имея в виду проблемы Дальнего Востока. Сейчас важно перейти к его практической реализации. Он способен стать действенным инструментом регулирования процессов на рынке труда. Хочу подчеркнуть и напомнить, что субъекты Российской Федерации сами в соответствии с этим законом имеют право определять размер квоты на привлечение иностранной рабочей силы. Эту возможность нужно использовать разумно и эффективно, учитывая, что право на труд – хочу это подчеркнуть особо – должно быть обеспечено прежде всего гражданам Российской Федерации.

Следующее. Развитие международного и приграничного экономического сотрудничества. Нам нужно проявлять больше творчества и инициативы в развитии экспорта российских товаров и услуг на рынке стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В отношениях с нашими партнерами мы обязаны быть конкурентоспособными. Это диктуется не только экономическими интересами страны, но и вопросами безопасности и развития.

Результаты сегодняшнего совещания должны стать основой для нашей совместной работы по комплексному решению проблем округа. Хочу подчеркнуть, что они не только должны, но и обязательно будут постоянно находиться в центре внимания федеральных властей. Именно поэтому мы собрались здесь сегодня в таком составе, и, как мы с вами знаем, слава Богу, никаких крупных политических событий в стране не ожидается. Это рабочее, хочу это подчеркнуть, совещание текущего характера, которое просто должно нас настроить на постоянную, системную работу по развитию Дальнего Востока.

Чтобы внимание федеральных властей к проблемам Дальнего Востока не ослабевало, Совету Безопасности будет поручено подготовить специальное заседание по проблемам края.

23 августа 2002 года, Владивосток