Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на заседании президиума Государственного совета по проблемам распространения наркомании и незаконного оборота наркотиков

24 сентября 2002 года, Москва, Кремль

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема, которую мы сегодня будем рассматривать, не нуждается в рекламе с точки зрения своей важности. Мы год назад обсуждали ее в Совете Безопасности. Кое‑что удалось сделать, я сейчас об этом скажу, но сделано совершенно недостаточно.

Нам предстоит обсудить чрезвычайно острую и болезненную тему – наркомания. По оценкам экспертов, сейчас у нас более 3 миллионов потребителей наркотиков, преимущественно это молодые люди. Их число стремительно увеличивалось во второй половине 90-х годов.

Сейчас темпы роста стали несколько снижаться. Однако в таких областях, как Самарская, Томская, Кемеровская, Тюменская и Иркутская, ситуация остается по‑прежнему тяжелой.

Известно, что наркомания – это, конечно, не только российская проблема. Это мировая проблема. С ней борются практически в каждой стране. Но в России кроме общих есть еще и свои причины этой страшной социальной болезни.

Мы пережили грандиозные перемены. И пережили их в очень короткий срок времени. С большими социальными издержками – такими, как понижение уровня жизни, детская безнадзорность, криминализация общества и другими подобными явлениями. Вполне очевидно, что этот переходный период нестабильности и ослабления государства не прошел бесследно и здесь.

Мы не сразу осознали истинные масштабы этого бедствия. И к концу 90-х, когда началась активная борьба с наркоманией, стало понятно, что дело зашло очень и очень далеко.

Кроме того, наркодельцы подпитывают своими «черными» деньгами и терроризм, и очаги нестабильности у границ, прежде всего России. Не случайно маршруты наркотрафика проходят через так называемые горячие точки и совпадают с путями нелегальной миграции и торговли оружием. А в некоторых случаях нам даже трудно разобраться – для чего создаются те или иные маршруты: для транспортировки оружия или прежде всего для транспортировки наркотиков.

Россия оказалась страной, уязвимой для наркотиков. Но вместе с тем у нас есть немалые возможности, чтобы эффективно бороться с этим злом. При этом уже очевидно, что любые разрозненные меры недейственны. Стратегия борьбы за наркобезопасность должна включать в себя и профилактические, и воспитательные, и медицинские, и правоохранительные способы и средства борьбы. Причем в комплексе и системно.

Хотел бы также обратить ваше внимание, что важным направлением борьбы с наркобизнесом является борьба с «отмыванием» незаконно полученных доходов от наркоторговли. Они прямо связаны с другими видами преступной деятельности. И надо сказать, что в последнее время кое‑что позитивное все‑таки здесь есть. Мы немножко продвинулись вперед.

Однако четкой и внятной организации работы по борьбе с наркобизнесом в целом, эффективных способов и форм деятельности нам еще явно не хватает. Поэтому рассчитываю, что сегодня мы не будем в очередной раз говорить о трудностях, пугать друг друга тяжелой ситуацией – она известна. А сегодня будем говорить о конкретных и понятных действиях.

Хотел бы обозначить в связи с этим несколько принципиальных направлений. Конечно, это не все, но, на мой взгляд, наиболее важное.

Первое – формирование общественного иммунитета к наркотикам. Именно на эту цель должны быть ориентированы и система образования, и государственная молодежная политика, и социальная работа. И ее – этой работы – достаточно для всех. И государству, и общественным организациям, и средствам массовой информации. А роль регионов, органов местного самоуправления становится, безусловно, ведущей.

Причем речь идет о постоянной работе, а не о разовых мероприятиях.

Второе – медицинский фактор. Наркомания – это, кроме всего прочего, серьезная болезнь. Борьба с ее распространением невозможна без качественной и доступной системы наркологической помощи. Это целый комплекс вопросов, включающий разработку новых отечественных препаратов, методик профилактики и лечения наркомании. Кроме того, наркологические центры и лечебницы, в том числе частные, должны действовать в четких правовых рамках.

Важное звено – процесс реабилитации. Здесь достижений у нас практически нет. Есть отдельные инициативы, но они пока не составляют целостную систему. Нам нужно работать над современными методиками реабилитации и поддерживать тех людей, которые берут на себя этот очень тяжелый труд.

Третье направление – укрепление пограничного и таможенного контроля, развитие международного сотрудничества.

Хотел бы обсудить и еще одну проблему организационного характера. Я знаю, что есть предложения о создании специального государственного органа по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Я предлагаю подумать всем, кто сегодня собрался здесь, какими полномочиями может быть наделен этот орган, в каких организационных формах он должен быть обозначен, и, думаю, в завершение нашего сегодняшнего совещания на основе тех предложений, которые будут сегодня сделаны и сформулированы, мы и примем окончательное решение.

Хочу предложить слово губернатору Читинской области, который по линии президиума Госсовета возглавлял комиссию, организационную группу. Слово Равилю Фаритовичу Гениатулину.

24 сентября 2002 года, Москва, Кремль