Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на совещании по вопросам социально-экономического развития Центрального федерального округа

29 ноября 2002 года, Рязань

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня хотелось бы поговорить о проблемах Центрального федерального округа. Губернатор, в свою очередь, предложил довольно плотный график, за что я ему благодарен.

Область, где мы находимся, Рязанская, и федеральный округ – Центральный – называется Центральным не случайно. Это действительно центр России во всех смыслах и отношениях, ну а Рязанская область особенно интересна.

Главный вопрос, который хотелось бы обсудить, во всяком случае, один из основных вопросов, – это финансовые аспекты начавшейся модернизации федеральных отношений и местного самоуправления.

Состояние финансовой и ресурсной базы этих реформ – вопрос центральный. В дискуссиях между уровнями власти он остается самым значимым и самым спорным. Что, в частности, показало обсуждение этих проблем и на последнем Госсовете.

В этой связи я, конечно, хотел бы услышать еще раз вашу позицию по этим вопросам. Тем более что детальный разговор о финансовых аспектах предстоящих реформ мы намерены продолжить и в других федеральных округах.

Сегодня предлагаю остановиться на нескольких принципиальных моментах.

Первое. Вы знаете: Правительство России уже рассмотрело законопроект «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (мы рассматривали этот вопрос по просьбе некоторых наших коллег отдельно на президиуме Госсовета) и законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления». Оба документа корректируют и расширяют экономические возможности региональных и муниципальных властей.

Важно, чтобы в результате намеченных преобразований были на постоянной основе закреплены собственные доходы и принципы выравнивания бюджетной обеспеченности и субъектов, и муниципалитетов. Кроме того, из федеральных и региональных источников и субъектам, и муниципалитетам предполагается выделение субвенций на реализацию ряда переданных им государственных полномочий. Таким образом, содержание законопроектов способствует решению главной задачи – приведению региональных и местных бюджетов в соответствие с их расходными обязательствами.

Разумеется, что новый подход к разграничению полномочий потребует изменений Бюджетного и Налогового кодексов. Тем более что в законопроект дополнительно вносится глава, определяющая принципы управления и распоряжения финансовыми ресурсами и государственной собственностью субъектов Российской Федерации.

Хотел бы в этой связи еще раз обменяться мнениями. А также обсудить с вами перспективы межбюджетных отношений и вопросы финансового обеспечения сферы совместного ведения.

Сфера совместной компетенции одинаково важна как для федерального центра, так и для регионов. Но федеральное регулирование по значительному количеству вопросов в этой части будет только рамочным или будет исключено вовсе. В этой связи прошу подробнее рассказать о предполагаемых действиях субъектов Федерации в связи с предполагаемым принятием этих законопроектов.

Далее. Очевидно, что стимулы к формированию собственной доходной базы и регионов, и муниципалитетов – это во многом дело федеральной власти. Однако немало финансовых рычагов существует и на уровне территорий. Один из них – и самый мощный – привлечение инвестиций. Как внутренних, так и иностранных.

Кстати, для Центрального федерального округа тема инвестиций – одна из самых актуальных. Здесь нет собственной сырьевой базы, и это заставляет регионы искать иные, во многом инновационные пути развития.

Разграничение финансовых полномочий напрямую скажется на состоянии региональной и местной экономики. И это третье направление, на которое хотел бы обратить ваше внимание. Ответственность местных властей за эффективность экономического развития после наведения порядка в полномочиях объективно возрастет.

В этой связи полезно обсудить и перспективы межрегионального экономического взаимодействия. В вашем округе уже есть опыт качественных изменений в такого рода взаимоотношениях. Москва, например, вложила в экономику областей Центральной России более чем 320 миллионов долларов. Причем с пользой и для собственной экономики, и для экономики округа.

Губернатор Рязанской области рассказал мне о том, как реализуются совместные с Москвой планы по некоторым направлениям. Я понял, что Рязань заинтересована в совместном сотрудничестве. И это естественно.

В заключение хотел бы отметить: прочная финансовая основа реализации властных полномочий не самоцель. Конечная цель наведения здесь порядка – это повышение благосостояния граждан. Причем независимо от того, в каком регионе они проживают.

Так, не все субъекты Федерации, входящие даже в один Центральный округ, развиваются сегодня одинаково. Более того, налицо значительная межрегиональная дифференциация.

При этом уровень жизни людей, проживающих в большинстве областей Центрального округа, к сожалению, ниже, чем в среднем по России. Исключение здесь составляет только Москва.

Кроме того, именно в Центральном округе одна из самых тяжелых демографических ситуаций. Смертность здесь более чем в два раза превышает рождаемость.

Полагаю, что причина подобного рода тревожных фактов, конечно же, не в одних лишь финансовых проблемах или нечеткости разграничения полномочий. Это также повод задуматься об эффективности распоряжения уже имеющимися материальными и властными ресурсами.

На этом свое вступительное слово хотел закончить и просить заместителя Министра экономического развития И.Матерова сказать несколько слов о ситуации в Центральном федеральном округе.

29 ноября 2002 года, Рязань