Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Стенографический отчет о встрече с профессорами и преподавателями Уфимского государственного нефтяного технического университета

4 января 2003 года, Уфа

В.Путин: Спасибо Президенту Республики Башкортостан и ректору за приглашение. Ваш вуз действительно необычный, поскольку работает на нужды отрасли, которая является ведущей в Российской Федерации. От «нефтянки», от энергетического сектора мы получаем около 40 процентов доходов в бюджет страны. Это говорит само за себя. И ваша роль здесь, конечно, является ведущей, потому что готовить классных специалистов – это дело не просто сложное, не просто востребованное. Без специалистов успех невозможен. Всех не привезешь из‑за границы, несмотря ни на какие доходы.

Давайте поступим так: вы сформулируете то, что вас интересует, а я попытаюсь ответить. Я, конечно, не смогу ответить так, как это сделал бы Министр образования. Если бы он был здесь, то дал бы развернутые ответы на вопросы «отраслевого» характера. Тем не менее я попробую ответить на все, что вас интересует.

Вопрос: В последнее время наблюдается определенная тенденция к снижению духовно-нравственной стороны образования. На Ваш взгляд, должны ли преподаватели в формировании личности современного гражданина ориентироваться на моральные ценности?

В.Путин: Ваш вопрос сам подразумевает ответ: конечно, да. Я думаю, что и ценности хорошо известны. Это те ценности, которые прописаны и в Библии, и в Коране. В первую очередь общечеловеческие: любовь к ближнему, честность, порядочность. Я бы выделил сегодня для нас в качестве актуальной задачи развитие у наших молодых людей чувства независимости и свободы.

Моисей, говорят, сорок лет водил свой народ по пустыне для того, чтобы избавиться от прошлого и сформировать нового человека. Для нас это слишком много, и нам нужно вытравливать все негативное, что было заложено в прежние годы, связанное с монополией одной партии на власть, с тоталитаризмом, с отсутствием свобод. И в этом смысле воспитание независимого человека – крайне важная задача. Все это должно быть сопряжено с воспитанием патриотизма. Одно другому не мешает, а наоборот, должно дополнять друг друга.

Если говорить о специальных задачах, то для нас очень важно научить человека учиться. В условиях быстро меняющегося мира, постоянно растущих требований, усложнения нашей жизни во всех ее направлениях нет ничего более эффективного, чем самообразование. Этому нужно научиться.

Вопрос: Нас как работников высшей школы волнует такая тенденция, как отток молодых специалистов из высшей школы в ведущие российские и мировые нефтяные компании. В результате нарушается преемственность поколений, что в дальнейшем скажется на качестве подготовки инженерных кадров. Государство что‑то намерено сделать в этом направлении?

В.Путин: В бизнесе всегда получают больше денег, чем в высшей школе. В том числе и на Западе. Поэтому это всегда зависит от выбора человека. Если есть склонность к интеллектуальной деятельности, то он занимается наукой и в бизнесе.

Нам надо становиться в один ряд с развитыми странами, защищая интеллектуальную собственность и оценивая ее соответствующим образом. Этого можно добиться. Нужно многое урегулировать в законодательном плане, укреплять законодательство, связанное с защитой интеллектуальной собственности.

Что касается проблемы оттока кадров за границу. Это комплексная задача, которую одним решением не выполнить. Проблема связана не только с оттоком кадров, она связана и с оттоком капитала, и с оттоком технологий, со всеми другими важнейшими факторами современного производства. Все эти факторы очень быстро сосредоточиваются в тех государствах, которые находят лучшие условия для их применения с точки зрения налогового кодекса, административных барьеров и так далее. Мы действуем в этом направлении, и пока, надо честно сказать, похвастаться особенно нечем, но кое‑какие результаты все‑таки есть. Отток капитала немного сократился. И для применения сил в собственном государстве кадрам создаются лучшие условия. Нельзя сделать это рывком. И нельзя сделать это административными решениями и барьерами.

Что касается заработной платы, то я могу эти решения напомнить. С 1 января этого года надбавки увеличены докторам, в три раза увеличены надбавки кандидатам наук, и во второй половине года будет 30-процентное увеличение заработной платы. В целом за 2003 год в вузах заработная плата увеличится почти в два раза по сравнению с 2002 годом.

Вопрос: Каково, на Ваш взгляд, состояние социально-экономического развития нашей республики на фоне других субъектов Российской Федерации?

В.Путин: Ответ будет короткий – выше среднего. По росту ВВП вышли на уровень 4,1 процента. Это лучше, чем было запланировано – 3,5. В республике региональный продукт увеличился почти на 10 процентов. Это говорит само за себя. В Башкортостане построено полтора миллиона квадратных метров жилой площади. Рост экономики и социальной сферы у вас значительно выше, чем в целом по стране.

Вопрос: Мы недавно получили проект распоряжения Правительства, который предполагает введение следующих разграничений: ведущий вуз федерального значения и ведущий вуз федерально-регионального значения. Не кроется ли за этим своего рода разделение на столичные вузы и вузы региональные?

В.Путин: Мне трудно дать оценку этим планам Министерства образования. Хотя, насколько я знаю, там не две категории, а три. Федеральные, федерально-региональные и отраслевые. Во многих странах мира такая практика существует. Это связано с тем, что выделяются какие‑то вузы, которые являются базовыми для переподготовки преподавателей, специалистов. Конечно, они будут получать какие‑то дополнительные средства на эти цели, так же, как Москва получает дополнительные деньги на осуществление функций столицы. Хорошо это или плохо, покажет время. Мы нацелены на то, чтобы концентрировать ресурсы в регионах. Это не направлено на то, чтобы создавать какую‑то дискриминацию. Такая практика оправдала себя и в МГУ, и в Академии наук. Приобрести современное, достаточно дорогое оборудование не каждый вуз может себе позволить. Поэтому и пошли на создание таких общих центров. В общем, это себя оправдывает.

Вопрос: В профессорско-преподавательской среде появились слухи, что нас собираются перевести в категорию государственных служащих. Если это так, то как скоро это произойдет?

В.Путин: Сегодня одна из главных проблем в бюджетной сфере – это привязка к единой тарифной сетке. Она очень социализирует оплату труда. В советские времена достаточно хорошо функционировала отраслевая оплата труда. Видимо, к этому Правительство в ближайшее время вернется. В рамках подхода к этой проблеме и будут приниматься решения по улучшению и материального обеспечения и социальной защиты преподавателей и научных сотрудников высшей школы.

Вопрос: Должно ли уделяться больше времени изучению иностранных языков в высшей школе?

В.Путин: Вы работаете с иностранцами?

Ответ: Да.

В.Путин: Пусть лучше русский учат.

Что касается выпускников российских вузов, они должны владеть как минимум одним иностранным языком. И когда я говорю «владеть языком», я подразумеваю под этим возможность объясниться и понять собеседника.

Вопрос: При существующем сегодня положении молодой преподаватель не может решить жилищный вопрос. Как, на Ваш взгляд, может быть решена эта проблема?

В.Путин: Это одна из самых сложных и больных проблем. В этом году в бюджете мы предусмотрели около миллиарда рублей на помощь молодым семьям при строительстве жилья. Думаю, что основные деньги пойдут в районы Дальнего Востока и Севера. Я имею в виду демографическую ситуацию, которая складывается в этих регионах.

В целом мы ориентируемся на создание современной гибкой системы, эффективной для этой категории граждан системы ипотечного кредитования. Министерство в этом году совместно с одним из банков разрабатывает схему ипотеки для преподавателей вузов. И там предусмотрена система, рассчитанная на 15 лет. Она может помочь преподавателю, учитывая инфляцию, рассчитаться с кредитом. Думаю, вот здесь решение проблемы. Ипотека будет тем эффективнее, чем эффективнее будет экономика страны.

Вопрос: Правительство подписало декларацию о том, что наши выпускники, магистры, бакалавры смогут ездить на работу за границу. Чтобы в этом плане был полноценный обмен специалистами. У нас нет справочников, куда мы можем распределить выпускников. Что делается на государственном уровне для разработки пакета таких документов?

В.Путин: Программа рассчитана до 2010 года. У Правительства еще много времени, чтобы разработать такие справочники. Но я так понимаю, что это даже не вопрос, а намек на то, что надо все это делать быстрее. Обязательно вашу озабоченность доведу до министерства.

Большое спасибо, желаю вам удачи.

4 января 2003 года, Уфа