Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Встреча с представителями деловых кругов Франции

11 февраля 2003 года, Париж

В.Путин: Добрый день, уважаемые дамы и господа!

Я, конечно, рад новой возможности встретиться с представителями делового мира Франции. Такая встреча уже была два года назад. Думаю, такие встречи важны и для вас, и для ваших партнеров из России.

Опыт делового сотрудничества России и Франции уже показал: политический диалог, основанный на следовании национальным интересам двух стран, обязательно приносит экономическую отдачу. Подтверждением тому служат и некоторые результаты прошлого года. Так, взаимный товарооборот по итогам 2002 года вырос более чем на 11 процентов и составил, по нашим данным, 4,2 миллиарда долларов, по французской статистике «зашкалил» за 7 миллиардов.

Важным показателем для нас является и то, что французские капиталы и компании стали активнее действовать в России. Причем среди сотен работающих у нас предприятий – лидеры французской промышленности. Это «Рено», «Газ де Франс», «Алкатель», «Мишлен» и другие. При этом во Франции с участием российского капитала создано более 20 предприятий. Сфера их деятельности – банковские, страховые, транспортные услуги. Нас связывают и долгосрочные масштабные проекты в металлургии, строительстве, туризме, агропромышленном и топливно-энергетическом комплексе. Вы знаете: сейчас компания «Тоталь Финна Эльф» вкладывает серьезные капиталы в разработку месторождений нефти в Красноярском крае и Ненецком автономном округе. Знаю, что в ее планах – участие в освоении Штокмановского газоконденсатного месторождения.

В целом, как оценивают эксперты, уже в ближайшем будущем Франция выйдет в число лидеров по инвестициям в российский ТЭК, если, конечно, будет наращивать свои усилия. Я думаю, что вы в курсе, «Бритиш петролеум» объявила о том, что покупает часть акций российской компании ТНК. Инвестиция составит где‑то от 7 до 10 миллиардов долларов. И это не просто инвестиции, для России это, без преувеличения, выход на стратегическое партнерство, потому что «Бритиш петролеум» работает не только у нас, но и является крупнейшим оператором в Китае, владеет частью месторождений, которые находятся недалеко от китайской границы, и в принципе вопрос стоит о сотрудничестве в двустороннем плане. У других крупных международных компаний тоже есть подобные планы. Это свидетельство доверия политике, которая проводилась российским руководством. Свидетельство того, что стабилизируется экономическое положение. Мы надеемся, что в итоге это будет способствовать инвестициям не только в сферу ТЭКа.

Мы продвигаемся не только в традиционных промышленных сферах. Мы начали вместе осваивать перспективные области высоких технологий, задающих тон в экономике XXI века. Это заслуживает особого внимания. При содействии российско-французской рабочей группы в области промышленности разворачивается работа по таким перспективным направлениям, как биотехнология, оптоэлектроника и нанотехнологии. Мы также планируем реализовать инициативу по коммерческому запуску спутников с космодрома Куру при помощи российских носителей «Союз». Мы много говорили на эту тему с французскими специалистами. У нас большие планы совместной работы с Европейской комиссией по развитию авиации, космонавтики. У нас проект примерно на 2,5 миллиарда долларов. Я считаю, что это направление будет активно развиваться. Практика показывает: объединение наших усилий в сфере инновационных технологий – важное конкурентное преимущество российских и французских производителей. Это наш общий ресурс для укрепления позиций на мировом рынке.

Российские авиастроители налаживают также производственную и технологическую кооперацию с компанией «Талес» и европейским консорциумом «Эрбас». Перспективным проектом с участием французских, немецких и российских фирм является и производство европейского тяжелого транспортного вертолета на базе нашего вертолета «Ми-38».

Однако при всех видимых успехах вы, полагаю, согласитесь, еще есть много незадействованных резервов, много возможностей для наращивания деловых связей.

К сожалению, сдерживают наше сотрудничество и разного рода дискриминационные барьеры. Так, недавнее решение Евросоюза о признании рыночного статуса российской экономики пока не привело к пересмотру действующих в отношении России антидемпинговых мер ЕС. Я, уважаемые господа, обращаю ваше внимание на то, что из 14 действующих антидемпинговых расследований против российских предприятий 11 возбуждено вами – французскими фирмами. Я уверен, что это те вопросы, которые наверняка мы сможем урегулировать и решить. Не хочу ничего здесь драматизировать и имею уверенность, что все встанет на свои места. Хочу просто обратить ваше внимание – давайте вместе искать компромиссные решения. Решения, где главным критерием должна быть взаимная экономическая выгода и твердое понимание перспективы цивилизованного сотрудничества.

Для достижения новых качественных результатов надо активнее работать над инфраструктурой двустороннего сотрудничества. Речь о финансовых, организационно-правовых и информационных механизмах. В этой связи отмечу решение французского агентства КОФАС об увеличении объемов предоставляемых гарантий по финансированию двусторонних проектов.

Еще один момент, на котором хотел бы особо остановиться. Сегодня основными инвесторами в российскую экономику выступают французские транснациональные корпорации. И крайне мало задействован потенциал такого динамичного сектора, как малый и средний бизнес. Это огромный пласт наших экономик. Его грамотное использование позволит существенно расширить не только номенклатуру товарооборота, но и увеличить его показатели.

Улучшить ситуацию может и активизация межрегионального сотрудничества. Насколько я знаю, делегация деловых кругов Франции в этом году планирует поездку в Сибирский федеральный округ. А во Франции уже состоялись встречи с представителями российских регионов. Надо сказать, и в составе нашей делегации много уважаемых лидеров крупных российских регионов.

Наконец, следует приветствовать прямые связи наших деловых сообществ. В частности, между Объединением французских предпринимателей и Российским союзом промышленников и предпринимателей.

Уважаемые дамы и господа!

Вы наверняка следите за динамикой экономической ситуации в России. И, видимо, знаете, что по итогам 2002 года наша экономика выросла на 4,1 процента. Должен сказать, что продолжается и рост реальных доходов населения. А на протяжении последних трех лет отмечается устойчивый профицит федерального бюджета.

С 1998 года национальные валютные резервы России выросли в 4 раза, вплотную приблизившись к отметке 50 миллиардов долларов. Стабильно укрепляется кредитный рейтинг России. Может быть, для стран с устойчивой экономикой объем золотовалютных резервов не является важным показателем. Для нас, пока еще достаточно велика инфляция, этот показатель очень важен и является фактором стабильности.

Нас радует, что эта положительная динамика достигнута в первую очередь за счет новых факторов роста, за счет улучшения делового климата и условий инвестирования, а также развития внутреннего рынка.

В настоящее время объем накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику составляет около 40 миллиардов долларов. Только за 9 месяцев 2002 года в экономику России поступило почти 13 миллиардов долларов. Это на 33 процента больше, чем за соответствующий период 2001 года.

Завершая этот обзор, хотел бы сказать, что по объему совокупных вложений в Россию Франция занимает пока пятое место. Но, учитывая серьезные возможности французского бизнеса, мы уверены, что это далеко не предел. Конечно, мы понимаем и осторожность инвесторов, и их обоснованное желание иметь твердые гарантии для своих капиталов. Вместе с тем, я уверен, здесь, в зале, много людей, которые работают по укреплению правового режима собственности, укрепляют фондовый рынок, банковский сектор. В рамках переговоров по вступлению в ВТО достигнута договоренность о существенном увеличении предельной границы участия иностранного капитала в российской банковской системе – с 14 до 25 процентов.

Мы также знаем о проблемах зарубежных партнеров из‑за несогласованности федерального и регионального законодательства. Но острота и этого вопроса сейчас уже во многом снята.

Должен сказать, что в рамках административной реформы намечается работа по повышению эффективности системы государственного управления. Модернизируется налогово-бюджетная сфера. В практику деятельности российских компаний все шире внедряются общемировые принципы корпоративного управления и аудита.

Все эти шаги направлены на построение прозрачной и обеспеченной правовыми гарантиями экономики, которая открыта для самого широкого международного сотрудничества.

В заключение хотел бы еще раз выразить уверенность в успешном будущем российско-французского делового партнерства. Партнерства, которое служит не только интересам двух стран, но и работает на углубление европейской интеграции.

Я хочу поблагодарить вас за внимание.

Вопрос: Вы сказали, что в последнее время российская экономика демонстрирует хорошие показатели. Не кажется ли Вам, что это легкий рост за счет роста цен на нефть? Не считаете ли Вы, что нужно производить структурные изменения в экономике?

В.Путин: Я всегда, когда рассматриваю планы Правительства, призываю министров к более смелым действиям. Но вместе с тем, должен отметить в этой аудитории, может быть, у себя дома не стал бы говорить, моя задача не в том, чтобы хвалить, а в том, чтобы критиковать членов Правительства, настраивать их на более напряженную работу. Все‑таки в этой аудитории я должен сказать, что за последние годы результаты достигнуты не только благодаря высоким ценам на энергоносители, но и благодаря другим преобразованиям в стране, прежде всего в сфере налогообложения.

Вообще очень много предстоит в этом плане сделать. Но большие шаги в правильном направлении уже делаются. Вы уже знаете – это произошло полтора года назад – принят Закон о подоходном налоге. Дело не в том, что этот налог самый низкий налог в Европе – мы понизили и налоги на прибыль до 24 процентов. Мы провели преобразования, связанные с разбюрокрачиванием самой налоговой системы. Не всегда удачно, должен откровенно сказать. Но будем и дальше настойчиво действовать в этом направлении.

Мы провели ряд мер, направленных на разбюрокрачивание экономики. Это только первые шаги, но мы будем двигаться в этом направлении. Сейчас рассматривается ряд существенных мер, направленных на переход на европейскую систему стандартизации. И это тоже, на мой взгляд, существенным образом должно сказаться на инвестиционном процессе. Мы провели судебную реформу, это целый пакет законопроектов, направленных на укрепление судебной системы. Не думаю, что она заработала и дала результаты, потому что она только-только начинает собственную жизнь, но уверен, что это положительно скажется и на экономике.

Мы приняли, наконец, такой важнейший для любой страны закон о земле. И не только о земле, которая используется промышленными предприятиями, но и о сельхозземлях, об использовании их в гражданском обороте. Это вообще для России революционное решение. У нас вообще земля никогда не была в гражданском обороте.

Я перечислил далеко не все, что было сделано за последние годы. Должен сказать, что если в какой‑либо европейской стране было проведено одно-два таких мероприятия за три-четыре года, это уже было бы большим движением в сторону реформ. Мы все это сделали за полтора-два года. Но темп этих реформ должен соответствовать нашим социальным обязательствам перед населением России. И здесь другая очень важная компонента, которую нам удалось сохранить. Нам удалось сохранить не только гражданский мир, но и авторитет власти. На мой взгляд, это решающее условие для движения вперед. По этому пути и будем двигаться.

Вопрос: Какие меры принимаются для стимулирования роста иностранных инвестиций в Россию?

В.Путин: Я уже говорил об этом направлении нашей деятельности. Будем и дальше улучшать налоговое законодательство. Я хочу сразу предупредить – у нас эта сфера находится в процессе развития. Мы будем думать над тем, чтобы обеспечить улучшение налогового законодательства в соответствии с международными стандартами, но в то же время надеемся, что такие решения создадут стабильность в этом секторе экономики, с пониманием того, что ничего революционного у нас происходить не будет. Мы будем думать над проблемой безопасности, как направить ее в правильное русло. Но мы и дальше будем максимально разбюрокрачивать принимаемые решения.

Вопрос: С чего Вы посоветуете начать тем предпринимателям, кто еще не начал осваивать российский рынок, но хочет попробовать?

В.Путин: Ответ простой. Иметь хороших адвокатов, изучать российское законодательство и смелее идти на рынок. Если у вас еще есть и хорошие российские партнеры, это увеличит ваши шансы на хороший результат. Но я уже в своем кратком вступительном слове говорил о том, что нам нужно. Конечно, мы крайне заинтересованы в том, чтобы приходили не только те, кто работает в сфере энергетики, что для нас очень важно, но и в других отраслях. Если вам чего‑то не хватает или что‑то мешает, тогда вы прямо скажите – мы постараемся отреагировать соответствующим образом. При Председателе Правительства России работает соответствующий орган, сотрудники которого постоянно встречаются с представителями иностранного бизнеса. Возглавляет этот орган Председатель Правительства. Можно напрямую формулировать вопросы, говорить о проблемах. Уверяю вас, Министерство экономического развития и торговли России будет это учитывать.

Вопрос: Господин Президент, Вы сейчас говорили о структурных реформах, которые осуществлялись в Вашей стране, в частности, о налоговой сфере, состоянии юридической базы для инвестиций. Есть все‑таки одна область, где реформы отстают, и эта важная область для деловой активности – я имею в виду банковский сектор. Я хотел бы знать, собираетесь ли Вы ускорить реструктуризацию банковского сектора и какие меры Вы собираетесь принять?

В.Путин: Вы знаете, когда я выступал, говорил о том, что мы очень рассчитываем на наше сотрудничество в сфере высоких технологий. Одна из этих сфер – аэрокосмическая, мы давно ставим вопрос об использовании космодрома Куру для запуска российских ракет «Союз». Думаю, что это на пользу как российским, так и французским партнерам. Почему мы так настойчивы в этой сфере? Я думаю, ответ простой – здесь Россия конкурентоспособна и наши партнеры не очень спешат пускать нас в этот сектор.

Что касается банковского сектора – здесь Россия мало конкурентоспособна. Поэтому наши банкиры боятся пускать вас именно в этот сектор. Вот это образно, но очень точно отражает ситуацию. Вместе с тем я – ваш сторонник. Я думаю, что если мы будем искусственно блокировать приход иностранцев в этот сектор российской экономики, то качественных услуг участники рынка в России и просто граждане не дождутся еще лет сто.

Но действовать, конечно, нужно поэтапно, чтобы не убить банковский сектор России. Есть определенные планы, мы будем двигаться в этом направлении, и я уже сказал по поводу решений, связанных с возможным вступлением России во Всемирную торговую организацию. Это большая уступка с нашей стороны. Я думаю, оправданная уступка. Тем не менее она дает возможность вам и вашим коллегам активно работать в сфере банковских услуг. Кроме того, сейчас Центральный банк, Правительство России подготовили законопроекты о валютном регулировании, в которых тоже предпринята попытка либерализовать деятельность в этой сфере. Думаю, что предложенные решения также будут способствовать развитию сотрудничества между российскими банкирами и их коллегами, в том числе и во Франции.

Вопрос: Пользуясь случаем, прежде всего хочу сказать, что мы сегодня с нашим российским партнером господином Мордашовым («Северсталь») через Европейский банк подписали соглашение о совместном предприятии. Речь идет о листовом прокате для кораблестроения. Хотелось бы добиться скорейшего посредничества в получения лицензии от Центрального банка. Вопрос следующий. Все знают, что в России много ресурсов. Некоторые из них считаются редкими, палладий например. Если Россия сейчас собирается вступать в ВТО, готовы ли Вы устранить препятствия, с которым мы сталкиваемся, скажем, в продаже металлолома?

В.Путин: Во‑первых, хочу вас поздравить, что вы подписали соглашение с уважаемой фирмой, которую у нас возглавляет господин Мордашов. Считайте, что у вас теперь хорошие связи в России, и мы попытаемся вместе с вами эту проблему решить.

Теперь по поводу полезных ископаемых. Существует определенный порядок получения лицензии на конкурсной основе. В целом он действует достаточно успешно. Думаю, если у вас есть какие‑то конкретные предложения, мы эти предложения рассмотрим. Лом металла, насколько я понимаю, к полезным ископаемым не относится. Вы знаете, здесь есть определенная проблема. Если Вы ее поднимаете, то Вы наверняка в курсе. У нас все, что касается металла, имеет особое значение. Здесь сидят руководители регионов, они вам скажут – только чтобы продать вам металлолом, снимают и линии высоковольтной передачи, и лифтовое оборудование, и прочее. Поэтому мы вынуждены вводить здесь определенные ограничения. Не думаю, что это самое лучшее, что мы можем сделать. Самое лучшее, конечно, это экономические ограничения. Пока они еще не очень эффективно действуют. Но мы идем на вынужденные меры. Уверен, что постепенно мы цивилизуем эту работу, хотя на данный момент у нас больше проблем, чем решений. Могу Вам сказать: Если Вы или Ваши партнеры приспособились вывозить лом из России через Белоруссию, то нам придется прикрыть и эту «лавочку». У нас соответствующие договоренности с правительством Белоруссии есть. Просто хочу, чтобы Вы были в курсе, что мы все должны работать по единым правилам, даже если эти правила не очень нравятся. Нужно просто их менять, но не обходить. Но, согласен, проблема такая существует.

Вопрос: Добрый вечер, господин Президент. Мы занимаем ведущее место по поставкам промышленного и медицинского газа. У нас долгосрочные инвестиции, но нашим предприятиям требуется определенная стабильность в налоговой, финансовой и юридической областях, чтобы вкладывать деньги на долгий срок. Я хотел бы знать, у Вас есть такая приоритетная задача на сегодня, как контроль за инфляцией?

В.Путин: Вы затронули очень важный вопрос. В контроле за инфляцией у нас ситуация обнадеживающая. Пока инфляция очень большая, мы это понимаем, но еще года четыре назад она была раз в десять больше, чем сегодня. В прошлом году она составила 18 процентов. В этом году только 11 процентов. На следующий год мы планируем дальнейшее сокращение инфляции. Это одна из основных задач Правительства. Поэтому я могу ответить на Ваш вопрос утвердительно. У нас есть такая задача, мы ее перед собой ставим и, уверен, будем добиваться постепенного снижения, стабилизации. Нам еще очень многое нужно сделать для того, чтобы выйти на параметры, которые существуют во Франции, но предпосылки для этого есть. По крайней мере то, что мы сводим бюджет не с дефицитом, а с профицитом, многое значит. Есть много других показателей, которые свидетельствуют о макроэкономической стабильности.

Вопрос: Я хотела бы задать вопрос о защите населения в социальном плане. Вы неоднократно затрагивали вопрос о сложности демографической ситуации в Вашей стране, говорили о сокращении продолжительности жизни. Во Франции есть социальная система, которая очень сложна и развита. У нас здравоохранение практически бесплатно. Кстати, оно стоит дорого государству. Существует система пенсионного обеспечения, в которой у нас возникают трудности государственного финансирования. Какую систему социальной защиты Вы хотите создать в России? Я имею в виду пожилых людей, которые получают у вас весьма небольшую пенсию по сравнению с тем, что мы имеем здесь, во Франции?

В.Путин: Я бы не стал говорить о низком уровне жизни в России по сравнению с Францией. Это еще зависит от стоимости жизни. Тем не менее проблема существует. Хотелось бы обратить Ваше внимание: доходы растут постоянно. Такими темпами, которые Европа просто не знает. Они растут в реальном выражении. Но этого пока мало.

Что касается социальной системы, есть несколько вариантов решения этой проблемы. Первый и самый главный – если мы говорим о бюджетном финансировании, то, по моему глубокому убеждению, финансировать надо не само учреждение, не больницу, не учебное заведение как таковые. Платить надо за качество и количество оказываемых услуг. Пролечили «энное» количество больных – за это количество и должны получить деньги. Если люди идут учиться не в высшее учебное заведение икс, а в высшее учебное заведение игрек, больше денег получит игрек. Это общий принцип, который нужно реализовать в нашей стране. Это непросто, но это один из наиболее эффективных путей решения проблемы.

Вместе с тем мы должны и будем сохранять бесплатную сферу социального обеспечения в образовании и медицине как базовую. У нас еще много проблем в этих сферах. Поэтому я показал вам путь, по которому мы идем очень аккуратно и осторожно. Параллельно будем развивать платные социальные системы – для той категории людей, которые хотят и могут платить.

Что касается пенсионного обеспечения, мы недавно приняли пакет законов о пенсионной реформе и впервые создали условия перехода к накопительной системе. С этого года эта система заработала. В ближайшее время мы продемонстрируем гражданам, которые уже что‑то накопили, сколько у них накапливается денег на пенсионных счетах. Теперь мы должны усовершенствовать систему использования накоплений, либерализовать ее без потери контроля со стороны государства за использованием пенсионных ресурсов, чтобы они не были утрачены и работали бы на развитие экономики.

11 февраля 2003 года, Париж