Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на заседании Совета Безопасности

25 февраля 2003 года, Москва, Кремль

В.Путин: Уважаемые коллеги!

Прежде чем мы приступим к обсуждению основного вопроса, я бы хотел, используя здесь присутствие руководителей силовых ведомств, два слова сказать о ситуации в Чеченской Республике в связи с подготовкой к референдуму по конституции. Мы обращаемся к этой теме регулярно. Я хочу еще раз к этому вернуться в контексте подготовки референдума, в связи с необходимостью создания там наиболее благоприятных условий для голосования по важнейшему для Чечни вопросу.

В этой связи хотел бы вернуться к эффективности некоторых элементов, которые созданы в Чеченской Республике, элементов для поддержания законности и порядка. Имею в виду прежде всего контрольно-пропускные пункты и блокпосты на территории Чеченской Республики. Думаю, что ни для кого не является секретом, что они были крайне нужны в начальный период проведения контртеррористической операции и сейчас еще не бесполезны, но их эффективность в том виде, в котором они существуют сегодня, является крайне низкой. Поэтому прежде всего обращаю ваше внимание на необходимость подумать о количественной оптимизации контрольно-пропускных пунктов и блокпостов в Чечне. Они должны остаться только там, где они нужны для обеспечения безопасности.

И второе. Вы знаете о сигналах по поводу нарушений законности при проведении различных мероприятий. Они тщательно расследуются и будут расследоваться в будущем. Хочу обратить ваше внимание на безусловное исполнение требований закона и соответствующих ведомственных инструкций и приказов, которые действуют в этой сфере, в том числе и на обязательное присутствие прокурорских работников при проведении спецопераций. Это должно соблюдаться неукоснительно. Сегодня только разговаривал с Генеральным прокурором и напомнил ему об этом. Прошу руководителей силовых ведомств содействовать деятельности прокуратуры в Чечне.

Теперь перейдем к теме, ради которой мы сегодня собрались.

За последнее время мы приняли ряд доктринальных документов в области обороны и безопасности. Среди них – Концепция национальной безопасности, Морская доктрина и Доктрина информационной безопасности. Определены основы долгосрочной политики по таким направлениям, как ядерное сдерживание, морская, авиационная и космическая деятельность. Намечены конкретные ориентиры модернизации и развития оборонно-промышленного и научно-технического комплексов страны.

Сегодня нам предстоит продолжить эту работу. В нашей повестке – основы военно-технической политики государства на период до 2015 года и дальнейшую перспективу. Политики, которая должна интегрировать и результаты объективного анализа геополитической обстановки, и характер потенциальных угроз безопасности России, и реальные экономические возможности государства.

И, конечно же, эта политика должна опираться на современные тенденции в теории и практике военного искусства, среди которых – бурное развитие информационных технологий, интегрированных систем разведки, управления и связи, высокоточного оружия.

Сегодня именно качество, а не количество вооружений определяет обороноспособность государства, возможности Вооруженных Сил. И наша стратегическая задача – обеспечить Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы новейшими вооружениями и техникой. Прежде всего за счет этого выйти на качественное укрепление их потенциала и боеспособности.

Планируя военно-техническую политику, необходимо учитывать несколько принципиальных моментов.

Первое. Важно четко понимать, какая боевая техника необходима для эффективного решения задач в сфере обороны и безопасности. Необходима сегодня и, что особенно важно, потребуется в перспективе.

Следует определить, на каких приоритетных направлениях сконцентрировать усилия и ресурсы.

Второе. Необходимо точно рассчитать этапы и сроки создания и введения в строй новых систем вооружений. Они должны быть обоснованными и реалистичными. Поэтому важно увязать эти сроки с циклами развития военно-промышленного и научного комплекса страны. И, конечно же, с этапами реформирования Вооруженных Сил. При этом, думаю, нелишне будет обратить внимание и на текущие потребности. Мы ставим задачи на перспективы, но за этими перспективами не нужно забывать, что нужно армии сегодня. Мы проводили встречу с молодыми офицерами. На некоторые вещи, о которых говорили люди, которые служат в войсках – сидят не в высоких кабинетах, а реально работают в армии, – обязательно нужно обратить внимание. Министр обороны отметил некоторые вещи, я хочу, чтобы это было исполнено. Это недорого стоит. Это просто акценты, расставленные людьми, которые реально занимаются воспитанием людей, их подготовкой, а если нужно – и воюют.

Вновь повторю: задавая параметры военно-технической политики, необходимо реально оценивать экономические возможности страны. Я рассчитываю, что Министр финансов тоже примет активное участие в сегодняшней дискуссии, имея в виду обстоятельства экономических возможностей страны и соответствующие расчеты, прогнозные оценки экономического блока Правительства по поводу развития и роста экономики. Наши оборонные расходы не должны ложится бременем на людей, препятствовать экономическому росту и решению насущных социальных проблем.

И, наконец, четвертое. Современную технику могут эффективно применять только опытные, хорошо подготовленные люди. Поэтому совершенствование системы обучения кадров должно стать одной из важнейших целей военно-технической политики. Эту задачу необходимо тесно увязывать с принятыми решениями по переходу на контрактную службу.

В заключение хотел бы отметить, что в военно-технической сфере уже наметились определенные положительные тенденции. Принят ряд важных концептуальных документов, идет консолидация оборонно-промышленного комплекса. Стабилизировалась ситуация с финансированием расходов на оборону.

Мы понимаем, как важно сохранить и поддержать кадровый потенциал ОПК, его ценнейших специалистов. Мы только что обсуждали накоротке этот вопрос. Ясно, что в некоторых предприятиях, которые работают на рынке, есть возможности поощрения своих сотрудников, и поощрений серьезных. Но есть такие сферы и такие предприятия, которые требуют особого внимания и поддержки государства. И здесь необходимо разработать систему дополнительного денежного, материального поощрения высококлассных специалистов за особые достижения в области оборонной промышленности сверх установленных окладов.

По‑прежнему проблем немало. Мы сегодня поговорим об этом. Их решение потребует времени, слаженных, согласованных действий многих ведомств. И важно постоянно помнить, что от успеха и результативности этой работы напрямую зависит безопасность страны, мир и покой наших граждан России.

Спасибо за внимание.

25 февраля 2003 года, Москва, Кремль