Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
Уважаемый Президент Российской Федерации!
Уважаемые члены Государственного совета! Коллеги!
Сегодня мы обсуждаем предстоящую модернизацию образования в соответствии с требованиями современности. Образование уже прошло стадию демократического переустройства в начале 90-х годов, и это получило правовой статус в Законе об образовании в 1992 году, но оно существенно отстает от современных требований, поэтому нуждается в глубокой модернизации, жизненно необходимой для страны.
Альтернатива проста: либо образование будет фактором застоя, либо стимулом для его экономического роста и благосостояния, конкурентоспособности и национальной безопасности страны. Да, мы привыкли к мысли, что у нас самое лучшее в мире образование, но, увы, даже самое лучшее имеет свойство устаревать. В оторванности образовательной отрасли от потребностей страны и состоит основная коллизия, которую призвана разрешить модернизация образования.
Что нуждается в изменении? Малоэффективное содержание общего образования, местами устаревшее и перегруженное, во многом оторванное от реальных потребностей жизни. Последний системный пересмотр содержания школьного образования предпринимался почти 40 лет назад. Недостаточно эффективно и профессиональное образование, порой несостыкованное как с реальными, так и с перспективными потребностями страны в кадрах, с требованиями к их квалификации. В результате чего выпускники профессиональных учебных заведений всех уровней в значительной части оказываются неконкурентоспособными и невостребованными на рынке труда. Устаревшая система социально-экономического обеспечения педагогических кадров, ставящая их на грань нищеты, и столь же неэффективная система подготовки этих кадров, которая во многом сдерживает позитивные изменения в школьном деле. Неэффективное управление образованием, предельно бюрократизированное, функционирующее зачастую без какого‑либо прогноза подготовки кадров и соотнесения его с потребностями рынка труда.
Центральная задача модернизации образования — обеспечение его современного качества, выстраивание эффективной образовательной системы с действенной экономикой и управлением, которая будет отвечать запросам современной жизни и потребностям развития личности, общества и государства. Есть одна фундаментальная задача — поддержать образование не только как важнейшую социальную сферу, но в прямом смысле важнейшую экономическую отрасль, так как именно образование играет все более решающую роль в накоплении и развитии человеческого капитала, на котором всегда держалось благосостояние России.
Вывод из сказанного очевиден: комплексная, глубокая модернизация образования — обязательное требование всей политики России на современном этапе, ее главное стратегическое направление. Ключевое условие реализации этой стратегии — возвращение государства в сферу образования и активизация общественного участия в ее развитии, ибо модернизация образования — это отнюдь не ведомственная, не отраслевая, а общенациональная задача.
Готовя вопрос на Госсовет, члены рабочей группы, состоящей из очень авторитетных людей России, сделали все для того, чтобы получить свежий, непредвзятый взгляд на состояние и болевые точки образования, взгляд, свободный от отраслевых пристрастий и стереотипов различных ведомств, отражающий общенациональные, общегосударственные интересы. Этот взгляд мог совпадать, и во многом совпал с позицией Правительства, мог и отличаться от этой позиции. В целом же стало очевидно, что рабочая группа Госсовета и Правительство работали на взаимодополнение и взаимообогащение, на прояснение ряда спорных позиций.
Работа показала полное понимание ее участниками неотвратимости модернизации образования и выбора единого вектора движения по избранному пути. В этом суть принципиального сходства позиций рабочей группы и Правительства.
Доклад рабочей группы Госсовета не отрицает в подавляющей части положений программы Правительства, он уточняет, корректирует некоторые из них и существенно расширяет общий диапазон рассмотрения проблем образования.
Ясно, что для осуществления этих мер нужна, прежде всего, целостная идеология, не только выработанная и признанная Правительством, но и всеми, кто заинтересован в современном, качественном образовании, а таких в России около 40 миллионов.
Особенность образовательной политики состоит в том, что она выстраивается в органичном соединении четырех аспектов: политического, социального, экономического и, собственно, образовательного. Только при таком построении она выходит за ведомственно-отраслевые барьеры и приобретает свой подлинный смысл как сфера интеграции и реализации общенациональных интересов и приоритетов страны.
Важно отметить то, что в докладе рабочей группы сделана попытка не только осмыслить задачи образовательной политики на современном этапе, но и представить эту саму политику. Отсюда и честное прямое политическое заявление о необходимости возвращения государству образования, что составляет первое ключевое условие его модернизации и уверенность в необходимости придания государственного статуса муниципальной общеобразовательной школе.
Доклад рабочей группы детально раскрывает комплекс конкретных мер по каждому направлению модернизации образования. В нем пять основных приоритетов:
· обеспечение государственных гарантий доступности и бесплатности образования разных уровней в пределах, установленных законом, адресная социальная поддержка обучающихся;
· достижение современного качества образования, соответствующего потребностям страны и мировым стандартам;
· формирование эффективной экономики образования, эффективных нормативно-правовых актов и организационно-экономических механизмов в привлечении и использовании дополнительных ресурсов;
· повышение социального статуса, профессионального уровня педагогических работников и усиление государственной поддержки;
· реорганизация системы управления образованием.
Необходимо отметить, что при решении проблемы доступности и бесплатности образования мы выделили три главных момента.
Первый. Необходимость обеспечения конституционных гарантий бесплатного общего образования, а также введение адресных целевых выплат, сверх федеральных нормативов финансирования для малообеспеченных семей.
Второй. Необходимость передачи школ в ведение субъектов Федерации с приданием им государственного статуса. Возможность делегирования части полномочий на муниципальный уровень. Введение в образование государственных минимальных социальных стандартов, в сфере дошкольного образования — постепенный переход к долевому финансированию образовательных учреждений.
Третий. Для обеспечения равных возможностей необходимо осуществить изменение сложившейся системы выпускных экзаменов в общеобразовательных учреждениях и вступительных испытаний в высшие и средние специальные учебные заведения с учетом результатов эксперимента по введению единого государственного экзамена.
Говоря о государственных именных финансовых обязательствах, рабочая группа предложила свой взгляд на эту проблему и не исключила проверенную мировым опытом практику образовательного кредитования с различными формами погашения кредита. Очевидно, что этим решается не только вопрос расширения возможностей детей из малообеспеченных семей получать высшее образование, но и в значительной мере не менее актуальный вопрос трудоустройства и закрепления кадров.
Мы предлагаем использовать также образовательное кредитование для конкурсного отбора на специальности, имеющие особо важное значение для реализации государственных программ экономического и социального развития.
Рабочая группа также считает, что сегодня преждевременно ставить точку в вопросе 12-летнего образования. Мы пришли к выводу, что необходимо дождаться итогов эксперимента, который будет проводиться в течение шести-семи лет.
Существенной задачей является установление отсрочки от призыва в армию выпускников средней школы, профессиональных училищ и техникумов для реализации ими права на поступление соответственно в высшие и средние специальные учебные заведения, а также предложения о переносе сроков призыва с весны на осень.
Рабочей группой Госсовета также предлагается развернутый комплекс чрезвычайных мер по борьбе с беспризорностью, негативным поведением детей и молодежи, социальным сиротством, что в настоящее время приобрело масштабы едва ли не национального бедствия.
Достижение нового качества общего образования — первостепенная задача модернизации. В общегосударственном плане — это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане — это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
В докладе рабочей группы подробно развернут комплекс мер по кардинальному обновлению содержания школьного образования и школьных программ, по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся в школе.
Отражая явно назревшую потребность в усилении воспитательных задач школы, мы предлагаем выделить их как первостепенный приоритет в образовании. Доклад рабочей группы сопровожден подготовленным ею обширным сборником справочно-статистических сведений о российской системе образования за последние годы. Проведенный анализ подтвердил очевидные диспропорции. Структура кадрового потенциала не соответствует реальным и потенциальным потребностям отечественного производства, связанным с возрастающей востребованностью высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена.
Ответной мерой на эту ситуацию должно быть опережающее развитие начального и среднего профессионального образования. Необходимо существенное изменение в содержании структуры профессионального образования, достижение его конкурентоспособности, устранение в нем излишнего дублирования в подготовке кадров, оптимизация перечней профессий и специальностей и, главное, преодоление отрыва профессионального образования от потребностей федерального и регионального рынков труда, что приводит к серьезным нарушениям в системе спроса и предложения на кадры.
По нашему мнению, назрело время в приоритетной поддержке ведущих вузов, имеющих сложившиеся научные школы мирового уровня, способных осуществить образовательный и научно-технический прорыв и обеспечить его соответствующими кадрами. Таких вузов в стране наберется не больше двух — трех десятков из 1017 вузов, среди которых 607 государственных. Переаттестация вузов и особенно многочисленных филиалов вузов, а также отдельных программ высшего образования, в частности в области экономики, права, менеджмента.
Учитывая необходимость осуществления неразрывной связи профессионального образования с производством и многократные обращения деловых кругов о расширении их роли в решении этого вопроса, предлагается в короткое время разработать нормативно-правовое обеспечение активного участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования, в том числе в выработке его стандартов, в формировании заказа и конкретной подготовке специалистов.
Во взаимосвязи с проходящим реформированием военного образования, рабочая группа предлагает рассмотреть вопрос об организации общепрофессиональной подготовки офицеров по специальностям инженерного, социально-экономического и гуманитарного профиля преимущественно на базе гражданских учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, а также о создании межвузовских военных факультетов переподготовки офицеров запаса.
Сегодня уже невозможно обойтись без серьезной модернизации экономики образования. В этой части доклад рабочей группы Госсовета наиболее близок к правительственной программе. Однако рабочая группа обращает внимание членов Госсовета на серьезное недофинансирование системы образования и необходимость резкого увеличения ассигнований в этой сфере.
Сегодня реальное недофинансирование образовательных учреждений достигает 60 процентов. Бюджетные расходы на образование (по введенной Правительством в текущем году новой методике расчета) составляют только три процента валового внутреннего продукта, что значительно ниже мировых стандартов. Необходимо в ближайшие три-четыре года удвоить финансирование профессионального образования и, как минимум, наполовину увеличить финансирование общего образования в стране. Это и будет реальным подтверждением возвращения государства в образование.
Уже сегодня средства, затрачиваемые населением на образование, составляют, по оценкам специалистов, от 1,5 до 1,7 процента валового внутреннего продукта. Ресурсы семей и общества перенапряжены. Нельзя рассчитывать на увеличение этих средств. Речь должна идти о резком повышении эффективности их использования.
Для увеличения ресурсной привлекательности системы образования и для обеспечения хозяйственно-экономической самостоятельности образовательных учреждений предлагается внесение поправок в Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, налоговое стимулирование юридических лиц и граждан, инвестирующих в образование или оказывающих ему безвозмездную поддержку.
Уважаемые коллеги! Формирование современного педагогического корпуса, повышение социального статуса и профессионального уровня педагогических кадров, усиление государственной поддержки являются одной из главнейших целей государства. Проблематика данного раздела доклада рабочей группы подготовлена при активном участии Центрального комитета профсоюзов работников образования и науки.
Предлагаем Правительству в ближайшее время разработать федеральную программу «Педагогические кадры России». Программа должна включать такие меры, как переход на оплату труда работников общего образования из бюджетов субъектов Федерации, повышение минимальной ставки оплаты труда педагогических работников до уровня не ниже прожиточного минимума, отказ от единой тарифной сетки в сфере образования и переход на отраслевую систему оплаты труда, что позволит государству опережающими темпами повышать учительскую зарплату, введение надбавок молодым специалистам и за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях, а также надбавок за наиболее высокие результаты педагогической деятельности, предоставление отсрочки от призыва в армию молодым специалистам-педагогам.
В качестве ключевой задачи выделено решительное и всестороннее реформирование педагогического образования — его организации, структуры, содержания, принципов взаимосвязи с образовательной практикой. В этой связи требуется кардинальная перестройка организации педагогической науки, изменение изживших себя принципов финансирования, когда средства выделяются не на научные исследования, а на содержание научных учреждений.
Необходима глубокая реорганизация системы управления образованием в стране, создание целостной системы на уровне Федерации и ее субъектов, передача всех ведомственных, гражданских учебных заведений в ведение Министерства образования при участии соответствующих федеральных ведомств в управлении в качестве соучредителей. Суть этого предложения состоит в создании целостных региональных образовательных систем, тесно связанных с потребностями регионов, в интеграции образовательного потенциала субъектов Федерации.
Уважаемые коллеги! Доклад рабочей группы адресован также широкой общественности, соответственно он не может описывать детали. Его значение, по‑нашему мнению, заключается в изложении стратегических принципов, которыми будут определяться конкретные действия.
Есть предложение: создать совет по образовательной политике Российской Федерации при Президенте Российской Федерации, который будет ежегодно готовить доклад Президенту о положении дел в России по реализации образовательной политики. Центральной фигурой и главной движущей силой в осуществлении модернизации образования, по нашему мнению, сегодня стал Президент России Владимир Владимирович Путин.
Уважаемый Владимир Владимирович! Мы обращаемся к Вам за поддержкой и содействием, так как Ваша политическая воля, Ваше личное участие — возможность на практике в достойной динамике осуществить предлагаемые идеи.
Уважаемые участники заседания Государственного совета!
К сфере образования прямо или косвенно причастно около 40 миллионов человек. Сегодня 29 августа, канун нового учебного года в новом тысячелетии и в новом веке. Надеюсь, что наша совместная работа сделает август 2001 года августом надежд для всех работников российского образования, для всех, кто стремится получить достойное образование в России.
Благодарю за внимание.
29 августа 2001 года, Москва, Кремль