Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
Вопрос: Как вы оцениваете подписанные только что вами документы?
В.В.Путин: Мы очень высоко оцениваем эти договоренности. По сути, они создают очень прочную базу для долговременного сотрудничества в одной из важнейших сфер наших экономик — в энергетическом секторе. Это, с одной стороны, как бы продолжение нашей договоренности по Каспию, но с другой — они имеют и собственное значение.
Мы полагаем, что это Соглашение полностью соответствует интересам и Казахстана, и России. Казахстана — потому, что гарантирует прокачку казахстанской нефти с учетом возрастающей добычи. Это хорошо и для нас, потому что Россия закрепляет свой статус транзитной страны. Больше того, могу сказать, что те планы, которые Россия имеет по развитию инфраструктуры транспорта, теперь будут строиться с учетом возможностей и потребностей Казахстана. В этом смысле Казахстан становится нашим приоритетным партнером при определении приоритетов развития собственной российской инфраструктуры.
Что я имею в виду? Сегодняшние договоренности, прежде всего, затрагивают существующие маршруты на юге России. Но мы договариваемся с нашими казахстанскими коллегами о том, что при строительстве второй очереди БТС здесь, в Ленинградской области, при реализации проектов с нашими партнерами в Греции и Болгарии, потребности Казахстана будут учитываться.
Это первое: то, что касается нефти.
Второе, не менее важное соглашение, и не менее этапное, особенно для нас, для России, — это создание предприятия в газовой сфере. Я полагаю, что это продолжение договоренности и заявления, которое сделали главы четырех государств в Алма-Ате некоторое время назад по сотрудничеству в газовой сфере. Реализация этого заявления на двусторонней основе.
Для России это означает изменение качества нашей политики в этой области. Если вы знаете — а специалисты знают наверняка, — в последние годы Россия все‑таки делала упор на собственные возможности. И через российские трубопроводные системы нашим партнерам не всегда было легко реализовывать свой товар на рынках СНГ и в Западной Европе.
В отношениях с Казахстаном мы переходим к другому формату сотрудничества. Казахстан в этом смысле становится полномасштабным, полноценным участником этого процесса и этого бизнеса. Это полностью соответствует интересам Российской Федерации, поскольку обеспечивает необходимые объемы на длительную перспективу. Это, соответственно, в интересах Казахстана, потому что он выходит со своим продуктом на внешние рынки. Сейчас речь идет о достаточно приличном объеме — 3,5 миллиарда кубометров газа, но мы исходим из возможностей Казахстана, из развития казахстанской газовой отрасли и планируем выйти на 30–50 миллиардов.
Н.А.Назарбаев: Владимир Владимирович почти все уже сказал. Я могу немножко конкретизировать. В течение двух месяцев мы достигли колоссальных договоренностей в экономических взаимоотношениях между Казахстаном и Россией, чего мы не достигали за все 10 лет независимости. Я думаю, что таких соглашений нет между государствами СНГ. Во‑первых, это окончательное решение вопроса раздела дна Каспийского моря по принципу срединной линии, равноудаленной от берегов. Сюда попадают три месторождения, которые разрабатываются по принципу 50 на 50. Это — долговременная договорная работа. Сегодня наши соответствующие структуры подписали соглашение о транспортировке нефти через российские нефтепроводы в объеме 15 миллионов тонн в год на 15 лет с возможностью пролонгации, если у каждой стороны не будет возникать вопросов.
3–4 года назад, когда нас пытались обвинить, что Казахстан в обход России хочет уйти на Баку — Джейхан и так далее, я говорил журналистам: «А почему Россия не хочет пропускать Казахстан через свои нефтепроводы?». Так вот, теперь этот вопрос решается.
Второй вопрос — создание совместного предприятия «Газпрома» и «Казахгаза». Сейчас это Карачаганакские месторождения — 3–4 миллиарда кубометров. Но через 8–10 лет, когда Казахстан начнет добывать нефть в объеме более 100 миллионов тонн, попутный газ составит более 80 миллиардов кубометров. Если этот газ пойдет через Россию, как материковому государству, Казахстану это выгодно — выйти на мировые рынки газа. А России выгодно получать дивиденды за транспортировку этого газа и нефти через свою территорию. Сейчас мы на подходе к подписанию соглашения по Экибастузской ГРЭС-2 — создание совместных предприятий 50 на 50. Далее мы подходим к подписанию соглашения о транспортировке электроэнергии на внешние рынки. Не уголь возить вагонами, а торговать электрической энергией намного выгодней и экологически очень полезно. В четвертом квартале мы надеемся достичь договоренностей по железнодорожному транспорту. Таким образом, наши соглашения выводят отношения Казахстана и России в экономическом плане на совершенно другой уровень. На базе торгово-экономических отношений растут все остальные отношения. Это подтверждается созданием при президентстве Владимира Путина Евразийского экономического сообщества. Сегодня мы окончательно решили вопрос с Шанхайской организацией. То есть, экономическая, политическая составляющая взаимоотношений двух государств выводится на совершенно новый уровень.
В.В.Путин: Я просто хотел бы маленький акцент сделать в подтверждение того, что сейчас сказал наш коллега Президент Казахстана. Хочу, чтобы было понятно, и не было никаких сомнений.
Уровень взаимодействия и качества партнерства между Россией и Казахстаном приобретают такой характер, которого раньше никогда не было. Это имеет и будет иметь очень серьезные последствия для взаимодействия двух государств в долгосрочной перспективе. И для нашего позиционирования в Европе, в мире. То, что мы сегодня подписываем, без всякого сомнения, будет иметь далеко идущие последствия для энергетической политики в Европе, как минимум. И, думаю, что и во всем мире.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, есть ли планы расширения Шанхайской организации сотрудничества? Могут ли в ближайшее время в эту организацию быть приняты новые члены и каким требованиям они должны соответствовать для того, чтобы вступить в ШОС?
В.В.Путин: Шанхайская организация сотрудничества — это не блоковая организация, не замкнутый блок. Теоретически все возможно. На данный момент вопрос о расширении в практическом плане не стоит, потому что мы только что создали эту организацию де-юре, подписали уставные документы. Нужно, чтобы она заработала, чтобы все члены организации были готовы к ее расширению.
А что касается требования или требований к возможным будущим членам, они понятны. Они изложены в уставных документах. Все те, кто разделяют принципы, изложенные в Хартии, могут быть членами этой организации. Повторяю, что сегодня в практическом плане этот вопрос не рассматривается.
Вопрос: Владимир Владимирович, скажите, пожалуйста, кому принадлежала идея проведения ШОС в Санкт-Петербурге?
В.В.Путин: Мы встречались год назад в Шанхае, и в одной из неформальных бесед Председатель КНР Цзян Цзэминь напомнил, что очередь проведения следующего саммита — за Россией, и было бы неплохо, если бы собрались в Петербурге, на что я с удовольствием и согласился.
Вопрос: Владимир Владимирович, какие направления деятельности ШОС вы считаете наиболее приоритетными?
В.В.Путин: Мы обсуждали все эти направления сегодня. Представители прессы имели возможность внимательно следить за нашей работой. Я готов повторить. Шанхайская организация сотрудничества — многоплановая структура, которая прежде всего занимается вопросами политического характера, взаимодействием в экономической сфере. Говорили мы и о гуманитарной составляющей, о здравоохранении, об образовании и культуре. Не в последнюю очередь внимание будет уделяться координации деятельности правоохранительных органов и борьбе с криминалитетом, борьбе с трансграничной преступностью и терроризмом.
Н.А.Назарбаев: Документы транспарентные, будут опубликованы, и вы сможете посмотреть. Первая составляющая — это безопасность, включая борьбу с терроризмом, наркобизнесом. Второе — торгово-экономическое сотрудничество. Третье — гуманитарное сотрудничество.
Что касается вступления в организацию, там есть три института: институт наблюдателей, институт присутствующих, действительные члены. Этого нет у нас ни в СНГ, ни в ЕврАзЭС, и не так просто будет вступить туда.
Государство, которое хочет туда вступить, должно иметь статус наблюдателя и принять все условия, потому что это более жесткая организация, более жесткие соглашения. Там даже прописаны моменты, когда остальные члены консенсусом могут исключить кого‑нибудь за систематическое невыполнение условий договоренности по Шанхайской организации. Это важный момент.
Вопрос: Владимир Владимирович, скажите, пожалуйста, какие еще усилия собирается предпринимать Россия для предотвращения конфликта в Пакистане, и может ли Пакистан когда‑нибудь стать членом ШОС?
В.В.Путин: Вы имели в виду, наверное, какие усилия Россия может предпринимать по разблокированию конфликта между Пакистаном и Индией, а не в Пакистане?
Журналист: Да, конечно, простите.
В.В.Путин: Я говорил об этом в Алма-Ате. Мы остаемся в контакте с нашими партнерами в Европе, в Северной Америке. Ведем постоянный диалог с Пакистаном и с руководством Индии. Как вы знаете, я пригласил Президента Мушаррафа посетить Москву, мы согласовываем сроки его визита по линии Министерства иностранных дел. В этом году у меня официальный визит в Дели. Разумеется, в том и в другом случае одним из вопросов повестки дня переговоров будет ситуация между Индией и Пакистаном.
Вместе с тем думаю, что все‑таки основная ответственность за снижение противостояния лежит на обоих государствах. И если мы посчитаем правильным, что корни конфликта лежат все‑таки в террористической плоскости, то мы должны призвать руководство Пакистана, прежде всего, положить конец террористической деятельности, которая осуществляется с его территории в Индии, в Кашмире, сделать все для того, чтобы общество в Пакистане стало прозрачным, демократическим, прогнозируемым и понятным.
У меня есть основания полагать, особенно после последней встречи с Президентом Мушаррафом, что у него лично такой настрой на работу подобного рода есть. Очень надеюсь, что это будет осуществляться на практике.
При этом был один важный сигнал, который подал Президент Мушарраф. Он сказал, что готов к тому, чтобы рассмотреть возможность выдачи международных террористов, не граждан Пакистана, которые совершают преступления на территории Индии, если они будут арестованы на территории Пакистана, и их вина будет доказана. Я думаю, что это проявление доброй воли, и надеюсь, что эти сигналы тоже будут услышаны.
Вопрос: Можно ли представить себе, что ШОС постепенно могла бы заменить в области безопасности те структуры, которые существуют в СНГ? Может ли страна, которая не находится в Азии, наример, США, просить вступить в ШОС?
В.В.Путин: Во‑первых, представить себе можно все, что угодно. Особенно люди такие талантливые, как представители средств массовой информации, могут себе представить такое, что нам даже и не снилось. Но у нас нет цели, о которой вы сказали. Шанхайская организация сотрудничества и мы, главы государств, которые учредили ее, не ставят перед собой цель кого‑то заменять, либо вытеснять. Она может и должна собою дополнять существующие механизмы урегулирования споров и создания благоприятной обстановки в тех или иных регионах мира, вообще в целом мире. Прежде всего, конечно, судя по географии наших стран, она занимается этими проблемами в Азии. Я очень рассчитываю на то, что соответствующие структуры СНГ будут дополнять все эти усилия.
Что касается сегодняшних упоминаний об определенных внешнеполитических шагах Российской Федерации и ее партнеров, в частности, Соединенных Штатов, то они упоминались в общем контексте того, что происходит в мире. Мы не знаем ничего о желании Соединенных Штатов как‑то более внимательно рассмотреть свое участие в Шанхайской организации сотрудничества, хотя и не исключаем этого. Наш Министр иностранных дел информирует своего коллегу Госсекретаря Пауэлла о работе Шанхайской организации сотрудничества. Я об этом неоднократно говорил Президенту Бушу. Он знает. И просто можете мне поверить, наши партнеры и в Европе, и в Штатах поддерживают наши усилия, которые мы предпринимаем в Азии. Не случайно, когда они узнали о том, что я собираюсь в Алма-Ату на то мероприятие, о котором здесь уже упоминал Президент Казахстана, это было воспринято очень позитивно. И все рассчитывали на то, что я смогу донести до руководителей Пакистана и Индии озабоченность всех наших партнеров — и в рамках Совета Россия-НАТО, и в двустороннем плане, в частности, наших американских партнеров. Вот если мы так кооперативно будем работать, поддерживая друг друга, мы добьемся создания новой архитектуры безопасности в мире. По‑моему, мы находимся на правильном пути.
Вопрос: Владимир Владимирович, как Вы оцениваете вчерашнее решение администрации США о предоставлении России статуса страны с рыночной экономикой?
В.В.Путин: Я оцениваю позитивно и, разумеется, приветствую это решение. Оно давно назрело, но нужна была политическая воля Президента Буша для того, чтобы это решение состоялось. Мы, разумеется, говорили об этом в ходе визита Президента в Российскую Федерацию. Я надеюсь, что на окончательное решение повлияла сама атмосфера этого визита и достигнутые результаты. Американское руководство убедилось, что в лице России оно имеет надежного партнера, посмотрело на реалии нашей страны и приняло то решение, о котором вы сказали.
Повторяю, это решение назрело давно, и другое состояние, то есть непризнание рыночного статуса российской экономики, не соответствовало уже интересам мировой экономики, не соответствовало интересам американской экономики, на мой взгляд. Почему? Потому что отсутствие такого статуса давало возможность произвольного толкования любой коммерческой сделки российских коммерческих структур. Это значит, что наши иностранные партнеры имели определенные объективные ограничители на инвестирование в российскую экономику, поскольку неизвестно было, какова будет судьба произведенного в России товара.
Для тех, кто знает, говорить не нужно, а для широкой публики могу пояснить. Отсутствие рыночного статуса экономики той или иной страны дает возможность другим странам, в частности, речь идет о Соединенных Штатах, проводить так называемые антидемпинговые расследования, не выслушивая мнения другой стороны практически во внесудебной процедуре. Это привело к тому, что на полтора миллиарда долларов были заблокированы движения товаров.
Но, повторяю, дело не в этих полутора миллиардах. Дело в том, что это мощный сигнал мировому бизнес-сообществу о том, что российская экономика готова к полноценной работе и с ней в этом полноценном формате можно сотрудничать. Это очень важное решение, и мы его приветствуем.
Вопрос: Владимир Владимирович, в прошлом и позапрошлом году вы проводили очень большую пресс-конференцию с участием 500–600 журналистов. А в этом году планируется нечто подобное?
В.В.Путин: А сколько здесь сейчас присутствует?
Журналист: 230.
В.В.Путин: Может быть, достаточно? Но если есть еще какие‑то вопросы, которые представители прессы считают нужным осветить особенно внимательно, я готов, пожалуйста. Через Администрацию, через Пресс-секретаря вы все это можете согласовать. Если такая потребность есть, мы можем этот опыт повторить в этом году.
Сегодня 50 лет факультету журналистики МГУ. Здесь есть выпускники факультета журналистики? Давайте мы поздравим всех журналистов. Я хочу их поздравить, отметим выпускников тем, что дадим возможность задать два последних вопроса. Пожалуйста.
Вопрос: Нурсултан Абишевич, правильно ли я понял, что вы похоронили фактически идею СНГ? Вы сказали: «Слава Богу, что было СНГ».
Н.А.Назарбаев: Я сказал, что слава Богу, что СНГ есть и продолжает быть, что оно свою роль выполнило в то время. Как бы мы все ни критиковали, оно продолжает выполнять эту роль. И все разноуровневые интеграционные объединения — не альтернатива СНГ. Чем вам не нравится СНГ? Встречаются президенты, неплохо проводим время (смех в зале), разговариваем, иногда сильно спорим, успокаиваем. Каждый высказывается. Надо же где‑то высказаться и успокоить душу. И постепенно, видите, внутри СНГ вызревают более тесные объединения, и что‑нибудь сварим, в конце концов.
В.В.Путин: По‑моему, это Зощенко как‑то сказал. Говорят, слово не воробей, вылетит — не поймаешь. А у нас догонят, поймают и посадят. Я думаю, вам почти удалось поймать моего друга и коллегу на слове, но не думаю, что Нурсултан Абишевич имел в виду, что СНГ закончилось. Я бы так не сказал.
Н.А.Назарбаев: СНГ было создано 21 декабря 1991 года в Алма-Ате. Я самый горячий сторонник всех интеграционных процессов, и не просто ради политики, а по делу. И до сих пор считаю, что интеграция в нашем регионе должна восторжествовать ради нас же. И все равно так оно и будет. Теперь, я думаю, через ЕврАзЭС.
Вопрос: Возвращаюсь к ШОС. В кулуарах идут разговоры с индийцами об их возможном вступлении в ШОС. И в связи с этим — некоторое время назад, года три, по‑моему, активно ходил такой прогноз экстрасенсов о том, что западную гегемонию победит и уравновесит мир, спокойствие в нем наступит, когда будет создан Восточный Союз в составе России, Китая, Индии. Не слышали ли Вы об этом прогнозе? Спасибо.
В.В.Путин: Я Нурсултана Абишевича слушаю, а к прогнозам подобного рода не очень прислушиваюсь. Стараюсь слушать своих коллег, стараюсь слушать депутатов Государственной Думы, народ Российской Федерации. А прогнозы подобного рода, — наверное, и мимо них кому‑то нельзя проходить, но должен вам сказать, что сам подход считаю неверным. Говорить о какой‑то гегемонии — это значит сразу выстраивать какую‑то систему конфронтации с кем‑то. Мы говорим о многополярности мира. Мы хотим видеть мир многообразным. Мир, в котором государства будут уважать друг друга, законные интересы друг друга, идти на определенные компромиссы и добиваться своих национальных интересов во взаимодействии, а не в условиях конфронтации. Над этим мы работаем и именно такие задачи перед собой ставим, создавая и ЕврАзЭС, и такую организацию, как Шанхайская организация сотрудничества. И у меня такое впечатление, что по базовым элементам мы договариваемся, и у нас получается. Думаю, что так и будет.
Что касается Индии, то, действительно, Индия проявляет интерес к Шанхайской организации сотрудничества, и зондирует — очень аккуратно скажу — возможность более основательного знакомства с деятельностью этой организации через Министерство иностранных дел. Мы относимся к этому позитивно. И Нурсултан Абишевич уже сказал, что в рамках ШОС у нас предусмотрены взаимодействия разной степени. В какой степени мы будем работать с нашими партнерами, которые сегодня не зафиксированы как члены этой организации, мы должны определиться совместно.
Спасибо большое. Всего доброго!
7 июня 2002 года, Санкт-Петербург