Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Заявление для прессы по иракской проблеме

3 апреля 2003 года, Ново-Огарево

Вопрос: В Тамбове Вы сказали, что по ряду политических и экономических соображений Россия заинтересована не в политическом и моральном поражении США, а в возвращении проблемы иракского урегулирования на площадку ООН. Не могли бы Вы подробнее сказать об этих соображениях?

В.Путин: Что касается подходов России к кризису в Ираке, то они были мною изложены в заявлении две недели назад. И с тех пор в нашей позиции по Ираку ничего не изменилось. Больше того, развитие событий последнего времени подтверждает правильность той позиции, которую мы заняли в этом вопросе. Мы выступаем за укрепление основ и принципов международного права и за решение ситуаций подобного рода через Организацию Объединенных Наций.

Что же касается эмоций, то я понимаю тех людей, которые не могут их сдержать. Понимаю и отчасти разделяю мнение этих людей – особенно после того, как посмотришь телевизионные репортажи из района боевых действий.

Вместе с тем, думаю, что эмоции – плохой советчик при подготовке и принятии каких‑либо решений.

Россия в течение последнего времени, а кризисов за последнее время было много, ни разу не позволяла роскоши быть напрямую втянутой в один из этих кризисов. И я сделаю все, что от меня зависит, чтобы Россия и на этот раз также не была втянута в иракский кризис в какой бы то ни было форме.

Что касается политических соображений, то мы при решении любых проблем, в том числе глобального характера, конечно же, всегда сотрудничаем, сотрудничали и будем сотрудничать с Соединенными Штатами.

В политическом плане Соединенные Штаты и Россия – самые крупные ядерные державы мира, и на нас лежит особая ответственность за поддержание всеобщего международного мира. Мы подписали соглашение об ограничении стратегических наступательных потенциалов. Сенат США недавно ратифицировал его, и мы намерены сделать то же самое в России, будем работать вместе с депутатами Федерального Собрания.

Это во‑первых.

Во‑вторых, я в этом абсолютно убежден, мы должны совместно решать проблему нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Это одна из самых острых проблем XXI века, и, безусловно, без позитивного сотрудничества и взаимодействия между Соединенными Штатами и Россией эта проблема не может быть решена.

Наконец, борьба с терроризмом. Она остается очень актуальной. В России не понаслышке знают, что это такое. Вот вам пример: несмотря на новый этап урегулирования в Чечне, теракты на Кавказе продолжаются. Это международная проблема. Здесь, в рамках антитеррористической коалиции, сложилось устойчивое партнерство с Соединенными Штатами, и мы намерены его развивать в дальнейшем.

Мы все время говорим о необходимости укрепления институтов Организации Объединенных Наций. Мы часто говорим о необходимости формирования новой архитектуры мировой безопасности в XXI веке. Разумеется, без позитивного взаимодействия между Соединенными Штатами и Россией эта проблема не будет эффективно решена.

Что касается сферы экономики, то здесь все достаточно просто и, на мой взгляд, достаточно понятно даже для рядовых российских граждан.

Во‑первых, США наш крупнейший торгово-экономический партнер. В 2002 году торговый оборот достиг 9,2 миллиарда долларов. И в этом году уверенно приближается к отметке 10 миллиардов долларов.

Американская экономика и американская национальная валюта – это экономика и валюта глобального характера, и от того, как они развиваются, в значительной степени зависит состояние европейской и российской экономики. Если мы предположим, что курс американского доллара начнет падать по сравнению с курсами других важнейших национальных валют мира, то это напрямую отразится на России, потому что сегодня золотовалютные резервы Центрального банка Российской Федерации достигли рекордной цифры в 55,5 миллиарда долларов США (на начало апреля текущего года). Три четверти валютного запаса Центральный банк резервирует в долларах США. Если предположить, что курс будет меняться неблагоприятным для доллара образом, то, соответственно, Центральный банк Российской Федерации будет нести прямые убытки. То же самое будет касаться и накоплений граждан России, которые, как мы знаем, часть своих сбережений держат в долларах США.

Наконец, мы заинтересованы в сотрудничестве в международных организациях. Перед нами стоит проблема интеграции экономики России в мировую экономику. Здесь мы активно сотрудничаем с нашими американскими коллегами.

Для нас чрезвычайно актуальной является задача изменения соотношения различных секторов российской экономики. Мы заинтересованы в развитии высокотехнологичных секторов, а это трудно будет сделать без привлечения современных американских технологий и инвестиций. Весь этот комплекс вопросов выводит наше взаимодействие на существенно высокую отметку. Вместе с тем, хочу это отметить, в двустороннем плане мы намерены строить наши отношения исходя из общих принципов построения внешней политики Российской Федерации, исходя из необходимости укрепления основ международного права, системы международной безопасности, в центре которой должна стоять ООН.

Если, применительно к иракскому кризису, первое и второе вступают между собой в видимое на первый взгляд противоречие, то уверен, что в конечном итоге принципиальная работа имеет по этим направлениям – и по двустороннему, и по многостороннему – имеет хорошую перспективу. Потому что в таком построении внешней политики заинтересована не только Россия, но и подавляющее большинство стран. Это выгодно в конечном итоге и самим Соединенным Штатам.

3 апреля 2003 года, Ново-Огарево