Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
В.Путин: Уважаемый господин Федеральный канцлер!
Уважаемые дамы и господа!
Сердечно приветствую участников третьего форума общественности «Петербургский диалог». Наши апрельские встречи становятся хорошей, доброй традицией. На этот раз они проходят в год 300-летия основания Санкт-Петербурга. Мы искренне рады, что Германия будет одним из наиболее активных участников юбилейных торжеств.
Такие события, как форум, в котором мы сегодня принимаем участие, – еще одно доказательство сближения наших стран. В последние годы оно идет наиболее интенсивно. И что крайне важно – отношения между Россией и Германией активно развиваются на уровне гражданских и человеческих контактов.
Я убежден: от степени взаимопонимания россиян и немцев во многом зависит развитие европейской цивилизации. Полагаю, что участники «Петербургского диалога» хорошо чувствуют эту высокую планку, которую мы обозначаем как «стратегическое партнерство».
В жизни, в повседневных контактах между людьми такое партнерство – это не только близость интересов и долгосрочных целей. Оно предполагает глубокое знание друг друга, требует взаимного уважения, равноправия и доверия.
Известно, что по‑настоящему партнерские отношения строятся на трех равновеликих опорах. Это политическая сфера, торгово-экономическое сотрудничество и связи в гуманитарной и культурной областях.
Недостроенность или непрочность любой из этих опор способна поколебать надежность всей конструкции. Поэтому в последние годы прилагаются огромные усилия, чтобы все составляющие российско-германских отношений развивались последовательно и динамично. Вижу здесь и весомый вклад этого форума.
Сейчас хотел бы коротко остановиться на основных направлениях партнерства наших стран.
Первое – интересы России и Германии в области политики.
Одна из задач здесь – формирование эффективной европейской системы безопасности. Стабильность Европы во многом является синонимом стабильности и наших стран. Поэтому для противодействия новым известным угрозам надо, безусловно, действовать сообща.
Сегодня также важно обозначить нашу позицию по самой острой и ответственной проблеме – ситуации в Ираке. Военные действия там продолжаются уже более трех недель. Их результаты известны, и они вызывают сожаление.
Вы знаете, что и Москва, и Берлин выступали за политическое решение проблемы Ирака. Мы и сегодня убеждены в бесперспективности военного решения и считаем, что главная задача – это скорейшее возвращение процесса урегулирования в рамки ООН.
Наши страны могут и должны сделать все возможное для сохранения стабильной международно-правовой системы, которая опирается на главенство ООН. Мы с господином Федеральным канцлером едины в понимании примата международного права.
Должен отметить, что в последние месяцы Россия и Германия очень тесно сотрудничали в Совете Безопасности ООН, действовали в одной системе внешнеполитических координат.
Уважаемые дамы и господа!
Ни одна наша встреча с Федеральным канцлером не обходится без обсуждения экономической проблематики, которая является стержнем двусторонних отношений.
Для нас Германия – главный внешнеэкономический партнер. Это подтверждают и устойчивая тенденция к росту товарооборота, и активность германского капитала в России. По объему инвестиций ФРГ по‑прежнему лидер этого процесса.
Однако есть и другие факты. Если на Германию приходится 15 процентов внешнеторгового оборота России, то наша доля во внешней торговле Германии – только два процента.
Причин такого положения много. Полагаю, здесь, на форуме, собрались люди, которым они хорошо известны. Чтобы изменить ситуацию, надо работать всем – и официальным лицам, и представителям бизнеса. Только постоянный и взаимовыгодный диалог между деловыми кругами наших стран будет способствовать поиску новых подходов и решений.
Знаю, что на форуме будет обсуждаться создание единых для наших стран принципов аккредитации. В России такая система подтверждения компетенции в профессиональной сфере практически отсутствует. И помощь Германии, где она уже успешно работает, несомненно, полезна. Подобный подход позволит решить экономические задачи системного характера и обеспечит нашей стране международное признание в этой области.
В Германии также накоплен большой опыт передачи экономических функций от государства к неправительственным организациям. Для России это – тоже одна из актуальнейших задач. Само обсуждение таких вопросов – большой шаг к разумной организации экономической жизни в нашей стране.
Очевидно, что в сфере экономического сотрудничества существует еще много резервов и возможностей. Поэтому так важны сегодня обмен мнениями и опытом, определение позиций и выработка общих подходов.
Уважаемые коллеги!
Два слова о культурном и гуманитарном измерении наших отношений. Российская и немецкая культуры абсолютно самодостаточны. Но в то же время они взаимодополняемы. Взаимное проникновение двух наших культур способствовало обогащению европейской цивилизации, помогало преодолению взаимного недоверия и историческому примирению между нашими народами.
В феврале в Берлине был дан старт уникальной акции – «Российско-германские культурные встречи». Начавшийся в ее рамках Год российской культуры в Германии даст гражданам ФРГ возможность открыть для себя свою Россию. Мы рассчитываем на столь же масштабное немецкое «культурное присутствие» в нашей стране в следующем году.
Здесь, в родных для мня стенах Санкт-Петербургского университета, считаю важным отметить работу молодежной секции «Петербургского диалога». Она стала важной составляющей действующего механизма молодежных обменов между нашими странами. В качестве другого звена этой системы рассматриваем и международный фестиваль «Балтийская звезда», в котором будут принимать участие старшеклассники.
Пользуясь случаем, хотел бы пригласить старшеклассников из Германии принять в нем активное участие. Он открывается в мае в Санкт-Петербурге, пройдет через Хельсинки, Стокгольм, Любек и завершится в июне в Калининграде.
Действенным инструментом в сфере молодежной политики является и российско-германский совет по молодежным обменам.
Таким образом, у нас налажен неплохой механизм молодежного взаимодействия, который мы намерены совершенствовать и в дальнейшем.
Это даст молодым людям возможность узнать и понять друг друга, создаст надежный задел для нашего сотрудничества на будущее.
Дорогие друзья!
За достаточно короткий срок «Петербургский диалог» нашел свою аудиторию и нишу, приобрел авторитет и, полагаю, совершенно готов к дальнейшему самостоятельному развитию.
Подобные встречи дают уникальную возможность проникать в те плоскости наших отношений, которые порой находятся вне поля зрения политиков и государственных деятелей. Такие человеческие контакты укрепляют и обогащают отношения между нашими странами, и я от всей души хотел бы пожелать вам дальнейшей продуктивной работы.
Спасибо большое.
Вопрос: Не совершило ли ошибку руководство России и Германии, заняв непримиримую позицию по отношению к акции антииракской коалиции? Что позитивного и негативного можно сказать о войне в Ираке?
В.Путин: Я считаю своим долгом пояснить свою позицию по этим проблемам. Первое – относительно заявлений представителей некоторых средств массовой информации о том, что Россия, Германия и, может быть, Франция будут инициаторами какой‑то «новой Ялты». Я не знаю, как господин Федеральный канцлер, но это не соответствует моим представлениям о том, как должна строиться ситуация по формированию системы безопасности в мире.
Никаких сепаратных действий здесь быть не должно. Мы должны обсуждать эту проблему вместе со всеми странами – членами Организации Объединенных Наций. Мы должны совершенствовать систему международной безопасности, сложившуюся в последние годы, приспосабливать ее к новым реалиям и ни в коем случае не допустить ее разрушения. Просто ничего другого взамен у нас нет.
Мы должны ее совершенствовать – да. Но не разрушать ни в коем случае. И в любом случае действовать совместно. Это первое.
Второе. Что касается тезиса о том, что хорошего и что плохого в иракских событиях. Уже хорошо то, что устранен режим Хусейна. А мы всегда говорили, что этот режим не соответствует современным требованиям и представлениям о правах человека и демократии и что его нужно изменять и устранять.
Мы же не говорили о том, что мы его прикрываем. Мы говорили о другом – о том, что нельзя решать проблемы подобного рода с помощью войны, военными средствами. Потому что стран, которые не соответствуют западным стандартам демократии, в мире процентов 80. Что же, со всеми будем воевать?
Эти стандарты должны нарождаться внутри самих стран. Только народы этих государств имеют право определять свою собственную судьбу. Поэтому мы говорим о том, что принцип суверенитета должен являться незыблемым.
И потом, готово ли большинство из этих стран к тому, чтобы внедрять на своей территории западные стандарты демократии? Ведь на Ближнем Востоке кроме Ирака много других государств. И что, предлагается воевать с ними всеми? Наверное, эта сумасшедшая мысль никому в голову не приходит.
Мы говорили о том, какими средствами мы должны действовать для достижения этих благородных целей. Что же касается того, что там было хорошо, а что плохо, то устранение тиранического режима – это, наверное, плюс. Но, повторяю, средства и людские потери, гуманитарная катастрофа, разрушения – это очевидные негативные последствия.
Так же, как и проблемы, которые созданы в сфере соблюдения системы международного права, ее раскачки. Это вызывает беспокойство. На наш взгляд, мы должны сделать все для того, чтобы восстановить эту систему ценностей и вместе с нашими партнерами, с Соединенными Штатами, с Великобританией, решать проблемы укрепления принципов и основ международного права.
Завтра на юридическом факультете университета в ходе международной научной конференции «Система международной безопасности: взгляд в будущее» мы сможем еще подискутировать на эту тему.
11 апреля 2003 года, Санкт-Петербург