Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

О проверке деятельности Госстроя России по обеспечению проведения единой государственной политики в области строительства

29 апреля 2003 года, Главное контрольное управление

Главное контрольное управление Президента Российской Федерации совместно с работниками аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в Приволжском и Северо-Западном федеральных округах проверило деятельность Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно — коммунальному комплексу по обеспечению проведения единой государственной политики в области строительства.

Установлено, что Госстроем России не в полной мере реализуются основные задачи, предусмотренные Положением о комитете.

Не формируется стратегия развития отрасли. Не обеспечена на должном уровне взаимосвязь с региональными структурами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам строительства. Не разработаны основные положения системы расселения, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Не завершен переход на новую сметно-нормативную базу ценообразования в отрасли с учетом рыночных отношений.

Отдельными структурными подразделениями Госстроя России не всегда оперативно и компетентно решаются вопросы, связанные с реализацией указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации по проблемам строительства.

Все это не позволяет ускорить процесс создания современных строительных производств на базе существующих организаций, внедрения эффективных наукоемких строительных технологий, обеспечивающих конкурентоспособность строительной продукции и интеграцию российского строительного сектора в мировой рынок.

Госстрой России, являясь государственным заказчиком и координатором ряда федеральных целевых программ, не обеспечивает их выполнение. Из 9 пунктов перечня основных мероприятий по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы не выполнено 7, завершение которых предусматривалось в 2002 году. Научно-исследовательские работы по большей части указанных мероприятий не проводились. Из‑за недостаточного контроля за реализацией указанной программы в 2002 году остались неосвоенными бюджетные средства в сумме 5,6 млн.рублей по подпрограммам «Свой дом» и «Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса „Байконур“.

Некачественно осуществлена подготовка проектов, финансируемых с привлечением средств займа Европейского банка реконструкции и развития и Международного банка реконструкции и развития. Выбор городов для участия в проектах «Городское теплоснабжение» и «Городское водоснабжение и канализация» был проведен без должного анализа их экономического положения. В результате к участию был допущен ряд городов, имеющих задолженность перед федеральным бюджетом, что не позволило им получить гарантии Минфина России для подписания соглашений о субзаймах. Это сдерживает вступление в силу Соглашения с МБРР. На начало марта т. г. оставались неподписанными 11 из 22 договоров о субзаймах на сумму 27,25 млн.долларов США, или 34,6%, по проекту «Городское теплоснабжение» и 102,8 млн.долларов, или 89,2%, по проекту «Городское водоснабжение и канализация».

Из‑за существенного отставания от графиков использования 400 млн. долларов заемных средств, первоначально выделенных на жилищный проект, сумма займа была сокращена до 214,3 млн.долларов. Несвоевременное освоение средств займа привело к тому, что из федерального бюджета в пользу МБРР должны быть дополнительно выплачены комиссионные в размере свыше 480 тыс.долларов.

Негативно сказывается на развитии субъектов Российской Федерации отсутствие новой Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации, предусмотренной к разработке Градостроительным кодексом Российской Федерации и определяющей основные направления федеральной государственной политики в области строительства.

Госстроем России не реализованы требования постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. № 941 по организационному и научно-методическому обеспечению разработки консолидированных схем градостроительного планирования, которые должны служить основой для разработки градостроительной документации в субъектах Российской Федерации. До настоящего времени не определен головной разработчик и не подготовлено задание на проектирование этих схем.

Не исполнено распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2001 г. № 1642-р о разработке схемы градостроительного развития Дальневосточного федерального округа с учетом возможного формирования транспортного коридора Япония-Россия-Европа, влекущего за собой изменение систем расселения и развития малых и средних городов, других поселений, а также хозяйственной деятельности в субъектах Российской Федерации, через территории которых намечается прохождение транспортного коридора.

Кроме того, не выполнено и поручение Президента Российской Федерации по уточнению принятой еще в 1994 году схемы расселения с целью комплексной оценки возможностей регионов по приему и обустройству мигрантов, а также их социальному обеспечению.

Неудовлетворительно организована работа по совершенствованию экономических методов управления и сметного нормирования в строительстве, промышленности строительных материалов. За последнее время в строительной отрасли изменились условия инвестирования, появились новые проектные решения, технологии, материалы, машины и оборудование, однако для расчета стоимости работ применяются сметно — нормативные документы, принятые еще Госстроем СССР.

Из предусмотренных к вступлению в действие с 2001 года 274 сборников государственных элементных сметных норм разработано лишь 168, что приводит к значительным осложнениям при определении стоимости строительства объектов и сдерживает внедрение территориальных сметных нормативов. Срок завершения этой работы неоднократно переносился постановлениями Госстроя России.

До сих пор отсутствуют строительные нормы и правила приемки объектов после капитального ремонта и технического перевооружения, что допускает их ввод без заключения надзорных органов.

В то же время некоторые строительные нормы и правила (СНиП 35–01–2001) разработаны с нарушением Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», так как не обязывают заказчиков-застройщиков предусматривать в проектах конструктивные решения, обеспечивающие доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.

В последние годы утрачена управляемость органами архитектурно — строительного надзора в субъектах Российской Федерации. При этом работа над проектом закона «О государственном архитектурно-строительном надзоре в Российской Федерации» прекращена еще в 1999 году после принятия его Государственной Думой в первом чтении.

Недостаточный контроль ведет к нарушениям в строительстве объектов. На строительстве Мутновской ГеоЭС в Камчатской области использованы импортные конструкции, не имеющие технического свидетельства об их пригодности к применению. Отсутствие данного документа не позволяет сдать в эксплуатацию ГеоЭС, крайне необходимую для обеспечения населения теплом. В то же время за 7 лет строительства госархстройнадзором была проведена лишь одна проверка соответствия выполняемых работ строительным нормам и правилам.

Строительными организациями не производится обязательная сертификация деревянных строительных изделий, домов стандартных, древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит, отделочных материалов и полимерных изделий, как это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г. № 1013, что может повлиять на безопасную эксплуатацию вводимых объектов.

Госстроем России не в полной мере обеспечивается выполнение Федерального закона «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». За последние три года из 145 конкурсов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ 130 были закрытыми и проведены без согласования с Минэкономразвития России, являющимся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Кроме того, 11 из них состоялись при наличии лишь одного участника, а в 6 случаях победители были утверждены без конкурсного отбора. Выборочная проверка показала, что претенденты допускались к конкурсам без детального анализа их предложений. В результате по 6 конкурсам победителями признаны организации, предложившие цену разработки проекта, которая была выше, чем у других претендентов, по 7 — при равнозначной цене предпочтение отдано организациям при более длительных сроках выполнения работ.

В ряде случаев Госстроем России допущено неэффективное использование средств федерального бюджета, выделенных на научно-исследовательские работы.

Государственный контракт, заключенный 30 мая 2001 г. с ФГУП «Центр нормирования и стандартизации в строительстве» на проведение анализа международных стандартов, формирование их фонда, перевод документов и разработку предложений по их использованию, профинансирован полностью на сумму 300 тыс.рублей, хотя условия договора не выполнены.

По договорам с ОАО «Центр инвестиционных, финансовых и международных программ» Госстрой России оплатил расходы за аренду этим обществом помещений в размере 324,4 тыс.рублей, или 46,3% от средств, выделенных на научную работу, а с ЗАО «Ассоциация экологического мониторинга» — неправомерно предусмотрены средства на оплату сотрудникам проезда на городском транспорте.

Госстрою России не удалось добиться безусловного выполнения действующего законодательства в части нормативного и организационного обеспечения повышения эффективности управления подведомственными предприятиями.

В нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2000г. № 104 до настоящего времени не приведены в соответствие с примерным уставом федерального государственного унитарного предприятия уставы половины ФГУП, подведомственных Госстрою России, в то время как эту работу намечалось завершить еще в 2000 году.

Более чем с 90% руководителей ФГУП не заключены трудовые договоры в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий».

Отсутствует должный контроль за ходом выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 1999г. № 1116 «Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ». Госстрой России не владеет информацией о финансово-хозяйственной деятельности 102 предприятий, или почти половины, и не принимает своевременных мер по повышению эффективности их работы. Это привело к тому, что на 7 предприятиях введена процедура банкротства, 13 прекратили свою финансово-хозяйственную деятельность. Допускаются случаи продажи федеральной собственности без согласования с собственником.

Госстроем России не соблюдается рекомендованное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. № 1094 «О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти» соотношение количества ведущих и старших должностей государственных служащих и численного состава подразделений. В результате искусственно завышено количество управлений и отделов, а также ведущих должностей, составивших в структуре комитета 46,4% вместо рекомендованных 10 процентов.

Практически не ведется работа по реализации требований ст. 24 Федерального закона «Об основах государственной службы в Российской Федерации» и Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 г. № 353 «Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего». Сотрудники центрального аппарата Госстроя России до настоящего времени не прошли аттестацию.

На основании вышеизложенного полагаем целесообразным Правительству Российской Федерации поручить Госстрою России:

ускорить разработку Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации, являющейся основой для создания консолидированных схем градостроительного планирования и других видов документации федерального и регионального значения;

завершить разработку государственных элементных сметных норм и других нормативных документов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

обеспечить выполнение функций государственного заказчика по целевым программам, финансируемым с участием международных кредитных организаций;

провести анализ эффективности деятельности ФГУП и подготовить предложения о целесообразности их дальнейшего функционирования.

* * *

Информация и предложения по результатам проверки направлены в Правительство Российской Федерации для рассмотрения и принятия соответствующих мер.

 

Главное контрольное управление

Президента Российской Федерации

29 апреля 2003 года, Главное контрольное управление