Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на заседании президиума Государственного совета по вопросам оздоровления экологической обстановки в России

4 июня 2003 года, Москва, Кремль

В.Путин: Уважаемые коллеги!

Прежде всего я хотел бы пожелать новому составу президиума Госсовета и всем нам совместной успешной работы.

Сегодня нам предстоит рассмотреть вопрос, напрямую затрагивающий каждого российского гражданина. Речь идет об экологической обстановке в стране. О тех условиях, в которых наши граждане живут и работают.

В настоящее время экологическая ситуация, как вы знаете, далека от благополучной. Около 15 процентов территории России по экологическим показателям находятся в критическом или околокритическом состоянии. Особое беспокойство вызывает экологическая обстановка в ряде индустриальных центров Сибири и Урала. А промышленный подъем – при отсутствии должной работы – может обернуться дальнейшим обострением экологических проблем.

При этом замечу, что наше участие в международных проектах позволило серьезно продвинуться в решении важных, но все‑таки частных вопросов. Это утилизация радиоактивных отходов, уничтожение химического оружия.

Но на этом все ограничивается, хотя и здесь еще очень много вопросов и нерешенных проблем.

Экологические проблемы не имеют границ. В мире все больше говорят о глобальном экологическом кризисе. Не случайно на саммитах «восьмерки» и других форумах экологические проблемы обсуждаются наравне с политическими и экономическими вопросами.

И нам необходима целостная государственная экологическая политика. Это одно из необходимых условий динамично развивающейся экономики. Экологическая составляющая должна стать важным элементом повышения качества жизни людей, конкурентоспособности национального производства и страны в целом.

Для этого нам предстоит решить ряд принципиальных задач.

Остановлюсь только на некоторых основных составляющих.

Первое. Необходимо серьезно обновить и упорядочить законодательную базу.

У нас сложилась парадоксальная ситуация – фактически отсутствуют правовые механизмы, которые позволяют компенсировать экологический вред от хозяйственной деятельности. Во многом поэтому мы сталкиваемся с хроническим дефицитом средств на экологические программы. А предприятия практически не несут ответственность за ущерб окружающей среде. И не заинтересованы вкладывать деньги в природоохранные мероприятия.

Закон о плате за негативное воздействие на окружающую среду внесен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. И я считаю, что следует оперативно завершить работу над законопроектом и направить его в Государственную Думу. Я думаю, что сегодня Министр нам подробно расскажет об основных положениях этого закона, и я бы попросил членов президиума Госсовета тоже высказываться по этому вопросу.

Нуждаются в законодательном регулировании и такие вопросы, как экологическое страхование и экологический аудит хозяйствующих субъектов.

Второе. Важно отстроить целостную систему государственного управления в природоохранной сфере.

У нас много реорганизаций было за последнее время, между тем серьезными недостатками страдает система, основанная на совмещении в одном органе функций государственного экологического контроля и управления хозяйственным использованием природных ресурсов.

Наряду с этим отсутствует четкое разграничение полномочий между уровнями власти в природоохранной сфере.

Я думаю, что здесь как раз вам виднее на местах, что происходит в этой области.

Наконец, следует провести инвентаризацию федеральных и региональных экологических программ. В том числе и на их соответствие Экологической доктрине, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Третье. Большая проблема – потеря квалифицированных кадров. Нам необходимо создать единую систему подготовки специалистов-экологов.

Кроме того, важно развивать экологическое образование населения. Основы экологической культуры должны закладываться, конечно же, уже в школе.

Существенную роль в экологическом просвещении, а также создании системы общественного экологического контроля способны сыграть неправительственные организации.

Четвертое. В работе над государственной экологической политикой необходимо ориентироваться на международные экологические стандарты. Это важно для обеспечения качественного роста экономики, стимулирования внедрения ресурсосберегающих и безотходных технологий.

В целом – необходимо наращивать наши усилия в международном экологическом сотрудничестве.

Кое‑что здесь делается, но этого недостаточно. У некоторых хозяйственных руководителей сохраняется иллюзия в том, что можно, эксплуатируя природу, добиться сверхприбыли и добиться конкурентных преимуществ. На самом деле для страны в целом это только проигрыш.

4 июня 2003 года, Москва, Кремль