Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

О результатах проверки исполнения федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 – 2005 и до 2010 года»

17 июня 2003 года, Главное контрольное управление

Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации совместно с работниками аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах проведена проверка деятельности Минэкономразвития России, Минтранса России, Минэнерго России, органов исполнительной власти республик Бурятия и Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Камчатской, Магаданской, Сахалинской, Читинской областей и Еврейской автономной области по вышеназванному вопросу.

К середине 90-х годов развитие экономики и социальной сферы вДальневосточном регионе значительно отставало от общероссийского уровня. Объем промышленной продукции уменьшился более чем наполовину, инвестиций — почти на 80%. Доля продукции, поставляемой на внутренний рынок страны, сократилась в 4 раза. Стали утрачиваться экономические связи между Дальним Востоком и остальной частью страны.

Для создания условий устойчивого экономического развития данного региона постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.96 № 480 утверждена федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 – 2005 годы» (далее — Программа), которой Указом Президента Российской Федерации от 23.04.96 № 601 был присвоен статус президентской.

Программа предусматривала разрешение накопившихся серьезных проблем, ускорение процессов преобразования в различных отраслях экономики и социальной сферы, создание благоприятных условий для развития внешнеэкономического сотрудничества, прежде всего со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, предотвращение оттока населения.

На ее реализацию предполагалось направить 371,4трлн.рублей (вценах 1995 года). Основными источниками финансирования должны были стать бюджеты регионов и внебюджетные источники, доля средств федерального бюджета составляла 20%. Кроме того, предусматривались государственные гарантии под кредиты отечественных и зарубежных банков, направляемые на реализацию наиболее эффективных и приоритетных инвестиционных проектов. Выполнение Программы осуществлялось крайне неудовлетворительно. В целом за 1996–2001 годы на ее выполнение направлено только 18% предусмотренных средств. Намеченные этим документом цели не были достигнуты.

На начало 2002 года в эксплуатацию введено лишь 194объекта, или менее трети от предусмотренных. Не завершено строительство Усть-Среднеканской ГЭС в Магаданской области, теплоэлектроцентрали вг.Находке, линии электропередачи ВЛ-500 «Гусиноозерская ГРЭС — Чита» и ряда других объектов, которые позволили бы значительно повысить устойчивость работы топливно-энергетического комплекса региона.

Не сформирована система транспортных коридоров, способствующих более полному вовлечению потенциала региона вэкономику страны. Заморожены строительство автодороги Якутск-Кюбюме, реконструкция аэропортов в г. г.Магадане, Улан-Уде, Чите.

Не созданы благоприятные условия для развития рыбохозяйственного комплекса. Добыча морских биологических ресурсов сократилась в 2,3 раза.

Из‑за снижения жизненного уровня произошел отток населения вцентральные части России. К началу 2002 года мигрировало около 1,3млн.человек, или 12% постоянного населения.

Учитывая сложившуюся ситуацию, Минэкономразвития России, по поручению правительственной комиссии по реализации Программы, подготовило предложения по ее корректировке с определением приоритетов, уточнением перечня мероприятий, объемов затрат по источникам и срокам реализации. Правительство Российской Федерации постановлением от 19.03.2002 №169 утвердило данные изменения и продлило срок реализации Программы до 2010 года.

Как показала проверка, содержание откорректированной Программы не претерпело принципиальных изменений. При ее формировании не были выработаны новые подходы к разрешению основных проблем, негативно влияющих на развитие экономики и социальной сферы региона. Минэкономразвития России, поручив окончательную доводку Программы Северо-Кавказскому научному центру высшей школы (г.Ростов-на-Дону), самоустранилось от контроля за качеством готовившихся документов, не обеспечило необходимого взаимодействия между государственными заказчиками и соответствующими субъектами Российской Федерации.

В откорректированную Программу был внесен ряд ранее выполненных мероприятий. Еще в 1996–2000 годах в Сахалинской области были завершены работы по тепловому воздействию на месторождении Катангли и заводнению нефтяных пластов наместорождении Мирзоева, однако они вновь оказались в Программе.

В нее был внесен ряд объектов, ввод которых к 2002 году уже потерял актуальность для экономики региона. В частности, строительство причала в морском порту г.Петропавловска-Камчатского, по мнению руководства области, нецелесообразно, так как существующие мощности из‑за снижения грузопотока используются лишь на треть. Предусматриваемое увеличение мощности Биробиджанской и Магаданской ТЭЦ, по мнению руководителей органов исполнительной власти регионов, нецелесообразна в связи с избыточностью энергоресурсов.

В то же время отдельные жизненно важные для Дальневосточного региона объекты были исключены из Программы. В том числе имеющее стратегическое значение для развития экономики создание автомобильного транспортного коридора Чита — Хабаровск.

В Программе допущены ошибки при определении заказчиков-застройщиков, а в ряде случаев искажено географическое местоположение объектов, что затрудняет, а иногда делает невозможным их финансирование через органы федерального казначейства. Кроме того, финансирование строительства большинства объектов растянуто на длительный срок, что приводит к значительному распылению средств.

По многим объектам не была принята во внимание их реальная стоимость, заложенная в проектно-сметной документации. Оценочные показатели Программы оказались значительно ниже проектных. Инвестиции на строительство газопровода «Сахалин — Комсомольск-на-Амуре — Хабаровск» предусмотрены в объеме 5,5 млрд.рублей при сметной стоимости 12,2 млрд.рублей, дефицит средств — 55%. Затраты на реконструкцию аэропорта г.Благовещенска определены всумме65,7млн.рублей, по проектно-сметной документации — 259,2млн.рублей. На строительство газопровода из Соболевского района до г.Петропавловска-Камчатского финансовые средства предусмотрены в объеме 2,4 млрд.рублей при сметной стоимости 10,5млрд. рублей.

Из‑за неполного финансирования из года в год переносятся сроки ввода в эксплуатацию объектов и соответственно возрастает стоимость строительства. По этой причине в Хабаровском крае, по предварительным подсчетам, цена строительства объектов к их завершению увеличится на 2,5 млрд.рублей, в Камчатской области – на1,5млрд.рублей.

В Программе в отдельных случаях заказчиками-застройщиками определены организации, находящиеся в процедуре банкротства, что не дает им возможности использовать собственные средства на выполнение программных мероприятий. К ним относятся ОАО «СЭЗ «Фармгород» в Приморском крае, ООО «Шахта «Островная», ООО «Шахтоуправление «Шахтерское» и ООО «Быковуголь» в Сахалинской области, ОАО «Дальвостуголь» в Амурской области и другие.

Не нашла должного отражения в Программе проблема развития стратегически важной зоны Байкало-Амурской магистрали. По оценке экспертов, стоимость минерального сырья в недрах зоны на территории Читинской области составляет 600млрд.долларов США. Только Удоканское месторождение, содержащее почти 30% балансовых запасов меди России, способно взначительной мере загрузить магистраль и почти удвоить промышленный потенциал области. Аналогичное значение для развития его экономики имеют Никольское каменноугольное и Тасеевское золоторудное месторождения.

Минэкономразвития России, органами исполнительной власти Дальнего Востока и Забайкалья до настоящего времени несоздана эффективная система управления и контроля зареализацией Программы.

Образованное в декабре 2001г. федеральное государственное учреждение «Объединенная дирекция ФЦП» до начала текущего года не финансировалось. С его стороны не осуществлялся анализ выполнения программных заданий, отсутствовал надлежащий контроль за отбором предприятий и организаций, ведущих подрядные работы, рациональным и целевым использованием финансовых средств.

В Республике Бурятия средства федерального бюджета, поступившие на строительство Детской республиканской больницы и реконструкцию Республиканской больницы им.Семашко, в полном объеме были использованы на оплату медицинского оборудования. Врезультате строительство объектов в срок не завершено, азакупленное оборудование стоимостью 78,4 млн.рублей второй год находится на складе.

В Амурской области ГУП «Строитель» средства федерального бюджета в размере 29,7млн.рублей (8,5% от годового финансирования), выделенные на подготовку кзатоплению ложа водохранилища Бурейской ГЭС, использовало на строительство административного здания и на оплату товарно-материальных ценностей для областных нужд, что стало одной из причин невыполнения работ.

Правительством Российской Федерации до настоящего времени не принят Порядок предоставления и расходования средств Фонда регионального развития, разработка которого предусмотрена ст.54 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год».

Отсутствие утвержденного документа приводит кнесвоевременному формированию обоснованного перечня объектов, неритмичному и неполному их финансированию. Только по этой причине в 2002 году из указанного фонда на реализацию мероприятий Программы не направлено 35 млн.рублей, или 5% бюджетных назначений, в том числе 25 млн.рублей — на строительство защитных сооружений от наводнений в Приморском крае и 10 млн.рублей – нареконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта г.Улан-Уде. Досих пор на текущий год остаются нераспределенными 255,6млн.рублей, или 26,3%.

Государственными заказчиками в ряде случаев не выполняются условия договоров с подрядными организациями вчасти их ритмичного финансирования.

Минэнерго России перечислило на возведение ГЭС-2 нар.Толмачева в Камчатской области всю сумму (42,5 млн.рублей) за2002 год лишь 19 ноября. Из‑за непоступления вовремя финансовых ресурсов сорван ее ввод в эксплуатацию в установленные сроки. На момент проверки строительно-монтажные работы были приостановлены, строительная техника с объекта выведена, прекращено действие договоров на изготовление оборудования.

Минэкономразвития России и Минэнерго России своевременно неприняли необходимые меры по финансированию строительства газопровода из Соболевского района до г.Петропавловска-Камчатского. В 2002 году 335 млн.рублей поступили на счета Управления федерального казначейства Минфина России по Камчатской области только во второй половине декабря. Несмотря на поручения Президента Российской Федерации, годовое задание на указанном объекте выполнено лишь на 54 %.

Финансовые средства на строительство школы-интерната впос.Усугли Читинской области выделены только 9 декабря 2002 года, что не позволило завершить его в установленные сроки.

Федеральные министерства и ведомства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не принимают необходимых мер по привлечению внебюджетных средств для финансирования объектов, включенных в Программу. На реконструкцию Партизанской ГРЭС ОАО «Дальэнерго» в 2002 году предполагалось привлечь 35млн.рублей внебюджетных средств. Однако Минэнерго России устранилось от этой работы, и реконструкция осуществлялась лишь за счет средств акционерного общества, которое выделило на эти цели 0,32млн.рублей, или менее одного процента.

Правительством Хабаровского края и указанным министерством не обеспечено привлечение финансовых средств на сооружение парогазовой установки на Амурской ТЭЦ-1. В ОАО «Амурэнерго» по этой же причине сорвано проведение работ по модернизации Райчихинской ГРЭС, которая физически и морально устарела.

Минтранс России не принял исчерпывающих мер по изысканию внебюджетных средств для реконструкции аэропортов в г. г. Магадане, Владивостоке и Анадыре в размере 455 млн. рублей.

В ряде региональных бюджетов не предусматривается выделение необходимых средств на реализацию программных мероприятий, что ведет к срыву их выполнения. В 2002 году вбольшинстве регионов финансирование планировалось в пределах 10–15% от намеченного в Программе: в Сахалинской области — 1,7%, Камчатской области — 3,7%, Еврейской автономной области — 1,7%. В бюджете Приморского края средства наэти цели вообще не предусматривались. Из‑за отсутствия финансирования из бюджета Республики Саха (Якутия) сорвано строительство ВЛ-35кВ «Хандыга-Джебарики-Хая», а на завершение строительства Вилюйской ГЭС направлено 95,9 млн.рублей, или пятая часть.

Из бюджета Еврейской автономной области на расширение угольного разреза «Ушумунский» выделено лишь 2,4 млн.рублей, или 3,7%.

Администрация Амурской области направила на выполнение Программы только 45,4 млн.рублей, или 24,7%, в том числе настроительство хирургического корпуса с поликлиникой Центральной больницы г.Свободного — менее 1 млн.рублей. Средства нареконструкцию Благовещенского электроаппаратного завода невыделялись.

В целом за 2002 год на реализацию Программы направлено 23,3млрд.рублей, или 36,8%, в том числе из федерального бюджета — 2,8млрд.рублей (72%), бюджетов субъектов Российской Федерации — 1,54млрд.рублей (37,2%), внебюджетных источников — 18,9млрд.рублей (36,4%).

Анализ выполнения Программы в прошедшем году показывает, что основные задачи по созданию экономических условий для устойчивого развития региона с учетом геостратегических интересов нереализованы. Не произошло позитивного изменения социально-экономической ситуации. Индекс выпуска продукции по пяти базовым отраслям (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и розничная торговля) по сравнению с 2001 годом составил 97,5%. Продолжается отток населения.

Учитывая создавшееся положение, полагали бы целесообразным Правительству Российской Федерации:

—внести необходимые изменения в методику разработки федеральных целевых программ с целью определения реальных возможностей и сроков ввода объектов в эксплуатацию, максимально исключив распыление финансовых средств;

—пересмотреть количество программных мероприятий исходя из реальных возможностей федерального и региональных бюджетов, атакже других источников финансирования;

—организовать систему действенного контроля за расходованием финансовых средств, выделенных из всех источников, и реализацией намеченных мероприятий. Ежегодно проводить анализ выполнения Программы с подготовкой необходимых предложений для рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации. Предусмотреть меры ответственности за допущенные нарушения;

—при формировании бюджета на очередной финансовый год прорабатывать и согласовывать с субъектами Российской Федерации реальные возможности реализации основных мероприятий Программы;

—рассмотреть вопрос об эффективности работы комиссии Правительства Российской Федерации по реализации федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996–2005 и до 2010 года».

Полномочным представителям Президента Российской Федерации в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах усилить внимание к реализации Программы.

* * *

Результаты проверки доложены Президенту Российской Федерации В. Путину.

По поручению Главы государства информация и предложения по результатам проверки направлены в Правительство Российской Федерации для рассмотрения и принятия соответствующих мер.

 

 

 

 

17 июня 2003 года, Главное контрольное управление