Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Выдержки из стенографического отчета о совещании по проблемам развития малых городов России

17 июля 2003 года, Старая Ладога

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Прежде всего хочу поздравить жителей Старой Ладоги с юбилеем, пожелать всего самого доброго.

У нас сегодня была очень интересная экскурсия по музею и по крепости. Один из тех, кто занимается поддержанием и исследованием Старой Ладоги, сказал, что это наша историческая память. Нужно только отметить, что, к сожалению, она у нас очень короткая. Мы мало занимаемся этим, и думаю, что в том числе и в этом корень наших проблем. Потому что если мы плохо знаем нашу историю, то у нас неясные ориентиры развития. Так всегда было и будет.

Но, судя по тому, что у вас здесь, в Старой Ладоге, происходит, – тенденции позитивные. Есть все‑таки люди, которые это понимают и посвящают этому всю свою жизнь. Думаю, что будет правильным, если я выскажу слова благодарности за тот подвижнический труд, которым они занимаются. Надеюсь, что губернатор, руководители региона и самой Старой Ладоги будут оказывать им самую непосредственную помощь. И Валентина Ивановна как полномочный представитель Президента тоже будет уделять этому внимание.

А сейчас у нас есть возможность поговорить о проблемах, которыми вы занимаетесь в ежедневном режиме. И прежде всего хотел бы услышать ваше мнение о работе и жизни муниципалитетов на вашем собственном примере. Имея в виду прежде всего то, что сейчас рассмотрен закон о муниципальных образованиях, и Правительство Российской Федерации активно занимается тем, чтобы создать финансовую базу для развития муниципалитетов.

Во‑первых, хочу сказать, что сам закон направлен на то, чтобы децентрализовать управление там, где это является обоснованным и где это должно привести к более эффективному управлению. Но управление станет таковым только в том случае, если муниципалитеты получат не только дополнительные обязанности, но прежде всего права. А также финансовое обеспечение – необходимый источник финансирования реализации тех задач, которые перед муниципалитетами стоят сегодня и будут стоять завтра в соответствии с этим законом.

На муниципалитетах, прямо скажем, лежат большие обязанности, и вы знаете это не хуже меня. За предыдущие десятилетия на них были сброшены проблемы, в частности, ЖКХ, образования, в значительной степени здравоохранения, – а между тем достаточных финансовых источников для исполнения этих обязательств все‑таки не было.

Правительство сейчас работает над тем, чтобы внести изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы, с тем чтобы создать необходимую базу, и по примеру Старой Ладоги можно сказать, что как раз муниципалитеты непосредственно являются носителями, хранителями и нашей истории, и нашей старины.

В таких небольших населенных пунктах проживает значительная часть населения страны. Почти половина населения проживает в малых и средних городах, муниципалитетах, и от того, как будет выстроена здесь жизнь, во многом будет зависеть самочувствие всей страны.

Я бы хотел вернуться опять к закону и обратить ваше внимание на одно очень важное обстоятельство, о котором мы уже неоднократно говорили. Хотел бы, чтобы оно не осталось незамеченным. Один из основных смыслов изменения законодательства заключается не только в том, чтобы окончательно разделить права и обязанности между уровнем муниципалитета, региона и Федерации, но и в том, чтобы наделить, соответственно, каждый из этих уровней источниками финансирования для реализации этих задач, и в том, чтобы создать условия, при которых вышестоящий уровень управления не будет вправе сбрасывать на нижестоящий уровень какие‑то задачи и проблемы без соответствующего финансирования. После принятия этих законов и вступления их в силу такой порядок, который существовал здесь до сих пор, должен быть прекращен.

Это то, что мне бы хотелось сказать вначале, но я бы с большим удовольствием послушал вас. Послушал о проблемах, которые больше всего вас беспокоят; а потом мы могли бы в неформальном режиме обменяться мнениями и подискутировать.

* * *

Владимир Путин о проблеме рабочих мест в регионах:

В малых и средних городах, муниципалитетах одним из способов решения этой проблемы является «разбюрокрачивание», создание необходимых условий для развития малого и среднего бизнеса.

Владимир Путин о проблемах ЖКХ:

Деньги платят большие, а уровень оказываемых услуг низок. Недофинансирование в течение многих лет привело к расстройству системы. Но проблема также и в организации самой работы ЖКХ. Дотации поступают огромные, и они все увеличиваются, а лучше работа не становится. Это говорит о неправильной организации работы.

То же самое касается и сокращения количества служащих. У нас каждые пять–семь лет можно проводить крупномасштабные сокращения штатов в различных бюджетных учреждениях. Но они возрастают потому, что такие рабочие места легче всего создавать. Это просто бюджетная халява. Вместо того чтобы работать над созданием производственных мест, таких, которые реально бы обслуживали население, приносили бы какой‑нибудь продукт, легче занимать людей, подкармливая их нищенской заработной платой из бюджета. И в результате получаются неэффективные управленцы, потому что они получают минимальные деньги, за которые работать не хочется. Мы воспроизводим нищету таким образом.

Нужно изменить природу сектора ЖКХ. Нужно, чтобы потребитель услуг получал эти деньги напрямую от государства и, добавив туда немного своих денег, получал бы и возможность на рынке нанять того, кто хорошо обслуживает. И тогда этот рынок будет развиваться.

В сфере ЖКХ нужна ясная программа действий. Одним поднятием тарифов ничего не решишь. А поднимать их подчас некуда, потому что доходы населения в малых городах, поселках не позволяют этого делать. Бесполезно повышать, потому что людям нечем платить.

Но что касается списаний долгов перед бюджетом, то это не очень хороший путь с точки зрения экономики. Имея в виду, что здесь полный затор. Мы будем смотреть, как можно расчистить балансы предприятий-должников. Потому что начать новую жизнь с такими долгами, штрафами и пени очень сложно или практически невозможно. Но при этом надо, чтобы были созданы условия, которые бы не воспроизводили эти долги и штрафы, чтобы отрасль была эффективной и самоокупаемой, и даже прибыльной. Ясно, что надо выводить эту отрасль в жизнеспособное состояние.

Владимир Путин о градообразующих предприятиях и органах власти:

Подход в этом случае должен быть универсальным. Возлагать на предприятия непомерную нагрузку социальной сферы – это тупиковая дорога. Об этом должны думать и заботиться сами города и муниципалитеты. Но они должны иметь источники. Один из этих источников – процветающее предприятие. Поэтому надо договариваться о налогах в бюджет. И так, чтобы и городские, и муниципальные власти, и предприниматель, который берет тот или иной объект, понимали, что у него будет в ближайшие пять–десять лет. Но лучше бы в три года. Тогда предприятия будут процветать, тогда будет понятен их баланс. А если предприятие содержит кучу социальных объектов, то это прокладывает путь коррупции, потому что непонятно, кто за что платит. Какое‑то перекрестное субсидирование, запутанное совершенно. А оно должно быть прозрачным. Нужно оптимизировать работу, платить деньги в муниципалитет, а тот, в свою очередь, должен нанимать эффективных управленцев в области здравоохранения, образования и дошкольного воспитания, чтобы эффективно тратить эти деньги. А так как неэффективно расходуются деньги – происходит общий развал.

Владимир Путин о проблемах малого бизнеса:

Избыточные контрольные функции госорганов, необоснованное вмешательство в дела малых предприятий – очень трудно преодолеть административные барьеры, получить разрешение на регистрацию, на те или иные виды деятельности. И это напрямую связано с неповоротливостью федеральных, региональных и местных властей.

Причем на местном уровне – пусть местные руководители меня извинят – административных преград даже больше, чем на уровне федеральном. Их преодолеть очень сложно. За каждый шаг – поборы. И почему‑то местные руководители полагают, что таким образом они лучше пополняют бюджет. А на самом деле делают хуже, потому что давят малый бизнес, не дают ему развиваться, а значит, и недополучают в конечном итоге деньги – легальные деньги в свой бюджет для решения социальных вопросов.

Поэтому наша общая с вами задача на федеральном, региональном и местном уровнях – «разбюрокрачивать» где только можно. Прекратить командовать, прекратить давать разрешения на воздух, на все.

Что касается доступа к услугам естественных монополий, то это вторая, самая главная составляющая проблемы. Это одна из самых больших проблем. Это транспорт, газо- и электроснабжение. Получить доступ к тем или иным услугам очень сложно, а иногда практически невозможно. Очень много проблем и вопросов возникает. Во всяком случае, здесь понятно, что делать. И Правительство планирует сделать в этом направлении определенные шаги.

По поводу чего мне хотелось бы если не поспорить, то высказать сомнение, – это кредитование. Конечно, здесь есть над чем подумать. Предположить, что кредитование будет без соответствующих гарантий, в том числе материальных и финансовых со стороны кредитополучателя, не представляется возможным. А рассчитывать на государственные гарантии – это не всегда обоснованно. В тех случаях, когда муниципалитет или регион заинтересованы в том или ином виде деятельности, они, конечно, должны предоставить такие гарантии. Если они хотят, чтобы было развито то или иное производство, чтобы были заняты люди, – то лучше сделать этот бизнес самостоятельным. Это всегда было обоснованным, потому что там, где появляются государственные гарантии, там снижается качество экономических проработок, снижается обоснованность, и результат часто получается – пшик. Где нет государственных гарантий, там работа жестче, но эффективнее, там меньше надувательства.

Владимир Путин о проблемах здравоохранения в малых городах России:

Что касается федеральных программ в области здравоохранения, то, на мой взгляд, они должны носить системно-методический характер, а не быть направленными исключительно на техническое переоснащение. Потому что сегодня очень много средств тратится из региональных и муниципальных бюджетов на дорогостоящую иностранную технику. Если говорить о том, как деньги должны тратиться наиболее эффективно, то следует говорить не о федеральной программе, а о координации со стороны Министерства здравоохранения в работе с региональными властями и муниципалитетами.

Что касается кадров, то такая проблема есть. Может быть, и есть смысл в том, чтобы вернуться к системе распределения. Это решение непростое, но вполне возможное.

Владимир Путин о подоходном налоге:

Согласен, что налог с физических лиц лучше собирать по месту их жительства, так в большинстве стран и делают. Существующая система сбора подоходного налога осталась из советского прошлого. Проблема только в организации эффективного администрирования по сбору этого налога. Считается, что на предприятии с человека собрать этот налог проще. И наоборот, при отсутствии должного учета населения сегодня финансисты опасаются, что в случае перехода на сбор этого налога по месту жительства будут большие потери, уход от уплаты налога, и мы не сможем его просто собрать в бюджет. Тем не менее Правительство думает над этой проблемой. Полагаю, что рано или поздно мы к этой системе перейдем. И если это удастся сделать, то тогда многие проблемы муниципалитетов будут закрыты если не совсем, то, во всяком случае, финансовое обеспечение станет более надежным. А заинтересованность в создании дополнительных рабочих мест станет еще больше.

Что касается ссуд на ЖКХ, то мы обязательно к этому вернемся. Я постараюсь «подтолкнуть» это решение как можно эффективнее.

Что же касается доступа к дешевым энергоносителям в виде природного газа, то, конечно, хотелось бы, чтобы это было доступно как можно большему числу потребителей. Вместе с тем есть и другой путь – снижение издержек производства, улучшение качества работы и так далее. А газ у нас, как известно, производится и доставляется потребителю по цене более низкой, чем стоит его производство и доставка. По сути дела, мы поднимаем всю экономику страны за счет одного предприятия – «Газпрома». Это не может продолжаться вечно, рано или поздно мы таким образом загоним и «Газпром». Поэтому этот вид энергоресурсов будет потихоньку вырабатываться, и те преимущества, которые есть сегодня, будут в определенный момент утрачены. И руководителям производства лучше уже сегодня думать о переоснащении своего производства, о снижении энергозатрат и так далее. Думаю, что этот дешевый ресурс мы должны сохранить прежде всего для населения, для бытовых потребителей, а экономика должна заранее думать о том, что это когда‑то закончится.

Налоговая система должна быть более гибкой и нацеленной на привлечение средств и инвестиций в экономику. Не всегда это у нас получается, но соответствующие структуры над этим работают. Следующие шаги в этой реформе тоже запланированы. И о снижении НДС решение уже принято. В 2005 году предусматривается снижение единого социального налога. Может быть, мы выйдем и на высшие параметры снижения, если изменим систему администрирования. Может быть, это снижение будет весьма существенным. Мы только что с руководителями трехсторонней комиссии это обсуждали, и с социальным блоком Правительства я встречался. Там есть хорошие наработки. Преждевременно сейчас об этом говорить, но идеи есть, и они вполне могут быть реализованы. Во всяком случае, часть из этих вопросов, которые мы обсуждали день-два назад, будут реализованы.

* * *

В.Путин: Подводя итог нашей встречи, хотел бы сказать об укрупнении некоторых структур. Как в школах, так и в здравоохранении цель только одна – создать центры, где качество услуг, оказываемых населению, было бы лучше. Понятно, что все это должно быть очень гибко и соответствовать местным условиям.

Другой, очень важный вопрос – это наркомания. Как вы сами вспомнили, у нас создан специальный комитет, и я рассчитываю, что он будет работать все более и более эффективно, произойдет расчистка определенных завалов, в том числе и кадровых. Согласен, что эта проблема важная, но мне трудно согласиться с тезисом о том, что прежние структуры, которые работали эффективно, сейчас не работают, а новые в полную силу не функционируют. Если бы прежние структуры эффективно работали, у нас не было бы проблемы наркомании. Дело как раз в том и заключается, что они работали неэффективно. И сплошь и рядом, к сожалению, мы наблюдали не просто плохую работу, а сращивание с теми структурами, против которых они должны были бороться.

Новый созданный комитет наделен большими полномочиями, большим кадровым потенциалом и будет хорошо оснащен технически. Будем надеяться, что он заработает эффективно. Но этого недостаточно. Нужна система профилактики, нужна система совместной работы с учреждениями здравоохранения, с учебными заведениями и так далее. Это большой комплекс работ.

Здесь собрались специалисты самых разных направлений, и мне действительно хотелось услышать ваше мнение не только о текущих делах, но и о том, как вам представляется развитие в тех сферах, в которых вы работаете. Имею в виду и предполагаемые на уровне государства решения, прежде всего в законодательной сфере с точки зрения принятия законов о разграничении полномочий и о новом качестве становления муниципалитетов, и о предполагаемых решениях в финансовой сфере. Я имею в виду внесение изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы.

И по замечаниям, которые вы сделали. Мы, конечно, сформулируем с коллегами соответствующие поручения, которые будут делегированы дальше и в Правительство, и в Администрацию Президента.

Я бы хотел все‑таки вернуться к тому, что говорил глава муниципального образования города Новая Ладога. Он хорошие слова сказал по поводу того, что патриотизм должен основываться на нашей истории. Вообще, считаю, что если говорить о какой‑то объединяющей идеологии, то для такой сложной, федеративно устроенной, многонациональной и многоконфессиональной страны, как Россия, одним из самых существенных объединяющих факторов должен быть общероссийский патриотизм. И, конечно, одним из его оснований является наша история. Здесь, в Старой Ладоге, уделяется этому должное внимание. В стране в целом еще недостаточно. Зачастую этого, к сожалению, недостаточно для того, чтобы этот патриотизм был основательным и жизнеспособным.

Нам недостаточно вспоминать о том, какие мы были красивые, талантливые и великие. Нам нужно, чтобы мы сегодня были такими. Нам нужно, чтобы сегодня уровень жизни нашего населения повышался, чтобы люди чувствовали результаты нашей с вами работы и на федеральном уровне, на уровне Президента, Правительства; и на региональном, и на муниципальном. От нас с вами в этом смысле зависит очень много. И только в этом случае то основание, о котором мы сейчас с вами говорили – патриотизм, – будет жизнеспособным. В том случае, если мы с вами и все граждане России будем гордиться своей страной сегодня.

Спасибо вам большое.

17 июля 2003 года, Старая Ладога