Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

О работе Главного контрольного управления Президента Российской Федерации в первом полугодии 2003 года

25 июля 2003 года, Главное контрольное управление

В первом полугодии 2003 года Главное управление осуществляло контроль за исполнением 755 прямых поручений Главы государства. Кроме того, на контроле находилось также исполнение 289 поручений, содержащихся в 57 указах и 79 распоряжениях Президента Российской Федерации.

Главным управлением осуществляется постоянный контроль за деятельностью органов исполнительной власти по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

Анализ выполнения основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации проведен на основании осуществленных контрольных мероприятий и материалов, полученных от Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств, а также полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. Информация Главного управления по данному вопросу, в которой дана оценка положения дел и действий органов исполнительной власти по приоритетным направлениям социально-экономического развития страны в 2002году, представлена Руководителю Администрации Президента Российской Федерации и доложена Президенту Российской Федерации.

Приняты необходимые меры по организации контроля за выполнением Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2003 год. Подготовлены и направлены Руководителю Администрации Президента Российской Федерации предложения Главного управления в план работы Администрации Президента Российской Федерации по реализации Послания. Подготовлен, утвержден и реализуется план работы Главного контрольного управления Президента Российской Федерации по контролю за выполнением основных положений Послания на 2003 год.

В соответствии с планом работы в указанный период проведено 11 проверок по различным вопросам государственного строительства и социально-экономического развития страны. По этим проблемам проведено также 4 внеплановых проверки.

Вопросы государственного строительства и укрепления правопорядка

Проведена проверка деятельности ряда министерств, ведомств и субъектов Российской Федерации по выполнению требований Федерального закона «Обезопасности гидротехнических сооружений» (далее-Закон).

В Российской Федерации эксплуатируется более 30 тыс. напорных гидротехнических сооружений (ГТС) и комплексов, которые потенциально опасны и их деятельность регламентируется Законом. Половина всех ГТС имеет предельные для безопасности сроки эксплуатации, около 1,4тыс.сооружений признаны аварийными и представляют угрозу жизнедеятельности населения.

Вследствие ухудшения технического состояния напорных гидротехнических сооружений в стране за последние пять лет произошло свыше 300 аварий, ущерб от них ежегодно составлял от 2 до 10млрд.рублей. Аварийность на ГТС в России в 2,5 раза превысила среднемировой показатель. Наибольшее число объектов, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии, расположено в Республике Татарстан, Краснодарском и Ставропольском краях, Брянской, Воронежской, Московской и Пензенской областях.

Положение усугубляется еще и тем, что собственниками гидротехнических сооружений должным образом не организована их безопасная эксплуатация. Необходимые ежегодные текущие затраты на обеспечение безопасности ГТС в целом по стране оцениваются в 17млрд.рублей. Вместе с тем их финансирование за счет всех источников в 2000–2002 годах не превышало 2 млрд.рублей в год.

Наибольшую опасность в чрезвычайных ситуациях представляют бесхозные гидротехнические сооружения. Минимуществом России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления не принимаются меры по установлению и оформлению прав собственности на ГТС. В настоящее время насчитывается более 2,2 тыс. таких объектов.

Федеральными и региональными органами исполнительной власти должным образом не реализуются меры для поддержания ГТС в рабочем состоянии. Государственный учет гидротехнических сооружений практически не ведется. Более пяти лет продолжается инвентаризация гидротехнических сооружений. На начало т. г. в Красноярском крае она проведена на 30% ГТС, Краснодарском крае – на 20%.

Формирование и ведение Российского регистра гидротехнических сооружений должным образом МПР России не осуществляется. На момент проверки в него внесено менее 4% напорных гидротехнических сооружений. Более того, в 25 субъектах Российской Федерации не зарегистрировано ни одно поднадзорное министерству ГТС.

Собственниками и эксплуатирующими ГТС организациями в большинстве случаев действенных мер по обязательной разработке деклараций безопасности не принимается. На начало текущего года из общего количества напорных гидротехнических сооружений продекларировано только 2%. Неудовлетворительно организована работа по декларированию ГТС, являющихся федеральной собственностью. Ни одно из находящихся в введении Минсельхоза России сооружений не имеет декларации, в МПР России – более 90%, в Минтрансе России – половина.

Надзорными органами не осуществляется должный контроль за безопасной эксплуатацией гидротехнических сооружений. Особенно слабо организована эта работа в МПР России. В Омской области территориальными органами МПР России в 2001–2002 годах обследовано лишь около 10% сооружений от общего их числа, в Пермской области – только 8%. Аналогичная ситуация наблюдается и в других надзорных ведомствах.

До настоящего времени не реализован предусмотренный Законом механизм финансового обеспечения безопасности гидротехнических сооружений путем обязательного страхования гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС. В связи с этим собственники и эксплуатирующие ГТС организации не осуществляют предусмотренное законодательством страхование, а возмещение ущерба приходится на федеральный бюджет.

О результатах проверки доложено Президенту Российской Федерации, которым 20 марта 2003 г. поручено Правительству Российской Федерации принять действенные меры по исправлению ситуации.

Правительство Российской Федерации в информации от 30 мая т. г. сообщило, что Минсельхозом России в 2003 году на капитальный ремонт ГТС предусмотрены средства федерального бюджета в размере 100 млн.рублей, Минтрансом России на реконструкцию, текущий ремонт и обеспечение безопасной эксплуатации судоходных ГТС — 466млн.рублей. Продолжается инвентаризация ГТС, по сравнению с 2002 годом число зарегистрированных сооружений увеличилось в 2 раза. Вместе с тем не все отмеченные недостатки устранены. Контроль за исполнением поручения продолжается.

Проведена проверка деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по исполнению законодательства, регулирующего их деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

К проверке привлекались специалисты аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, а также заинтересованных организаций и ведомств. Проанализированы соответствующие материалы Госстроя России, Минфина России, Минэкономразвития России, Минэнерго России, Минпромнауки России, Госгортехнадзора и Госэнергонадзора России. В ходе проверки осуществлены выезды в Нижегородскую, Омскую, Томскую и Тюменскую области.

Установлено, что федеральные и региональные органы исполнительной власти не осуществляли последовательные и скоординированные на федеральном и региональном уровнях меры по реализации новой модели экономических взаимоотношений и структурных изменений в жилищно-коммунальном комплексе Российской Федерации, предусмотренной Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства, одобренной указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 № 425.

За годы реформ в ЖКХ износ инженерного оборудования достиг 73%, инженерных сетей – 65 процентов.

Отсутствует эффективная система управления отраслью. В настоящее время функции по совершенствованию нормативной правовой базы, обеспечению финансовой устойчивости и бюджетной поддержки, тарифной политики, формированию рынка жилищно-коммунальных услуг с учетом особенностей экономического и социального развития регионов разобщены по различным министерствам и ведомствам, должным образом не координируются и не объединены единой государственной политикой в сфере ЖКХ. Не решена проблема урегулирования накопленной кредиторской задолженности предприятий ЖКХ, которая за последние 3 года увеличилась на 16,2% и достигла 274,4 млрд.рублей. Не погашена задолженность федеральных ведомств за потребленные коммунальные услуги, составляющая около 5 млрд.рублей.

Результаты проверки доложены Президенту Российской Федерации В.В.Путину, а материалы проверки в соответствии с его поручением от 5 апреля 2003 г. были направлены для рассмотрения и принятия мер Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову. По итогам рассмотрения в Главное управление поступила информация о мерах по повышению эффективности мероприятий по стабилизации положения и реформированию жилищно-коммунального комплекса, подготовленная Госстроем России при участии Минэкономразвития России и Минфина России, которая 04.06.03 была направлена заместителю Председателя Правительства Российской Федерации В.Б.Христенко для принятия необходимых мер, который 25 июня поручил Госстрою России доложить о принятых мерах. Контроль продолжается.

Ежемесячно осуществлялся контроль за выполнением поручений Президента Российской Федерации по вопросам защиты и обустройства государственной границы на Северном Кавказе.

По данному вопросу подготовлено и направлено Президенту Российской Федерации три доклада. Во втором полугодии текущего года планируется провести проверку выполнения ФПС России федеральных законов, указов и поручений Президента Российской Федерации по обеспечению защиты государственной границы Российской Федерации.

Вопросы налоговой и бюджетной дисциплины

Осуществлена проверка выполнения законов Российской Федерации, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации и других нормативных актов, регламентирующих вопросы выплаты заработной платы совместно с работниками аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в Уральском, Центральном, Приволжском федеральных округах.

Проверена деятельность Минфина России, Минтруда России, Минэкономразвития России и органов исполнительной власти Кировской, Оренбургской, Свердловской, Тульской, Ульяновской областей.

Проверка показала, что меры, принятые Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2002 и первом квартале текущего года, позволили ликвидировать задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы более чем в половине субъектов Российской Федерации.

Однако в ряде субъектов Российской Федерации конституционные права граждан на своевременное получение заработной платы не соблюдаются. Задолженность по выплате заработной платы отмечается во многих организациях различной ведомственной подчиненности и форм собственности.

В целом по стране около 7 миллионов человек не получали заработную плату в установленные сроки. Общая суммарная задолженность по ее выплате по состоянию на 1 апреля 2003 г. достигла 34,1 млрд.рублей, в том числе из‑за недофинансирования из бюджетов всех уровней 4,2млрд.рублей.

Финансовая помощь из федерального бюджета не изменила ситуацию с задолженностью по выплате заработной платы в 34 территориях. В Центральном федеральном округе она составляла 420,6 млн.рублей, Северо-Западном – 439,5 млн.рублей, Южном — 343,9 млн.рублей, Приволжском – 981,9 млн.рублей, Уральском – 186,0 млн.рублей, Сибирском – 857,1 млн.рублей, Дальневосточном — 964,1 млн.рублей.

Основными причинами напряженности с исполнением консолидированных бюджетов и роста задолженности по выплате заработной платы являются несовершенство межбюджетных отношений, ухудшение общеэкономической ситуации в ряде территорий, финансовые нарушения и нецелевое использование бюджетных средств, предназначенных на оплату труда.

Практически не уменьшается суммарная задолженность по выплате заработной платы работникам организаций внебюджетной сферы, особенно в производственных отраслях. По состоянию на 1 апреля 2003 г. она составляла 29,9 млрд.рублей, в том числе в отраслях производственной сферы — 26,8 млрд.рублей.

Такое положение вызывает обострение социального напряжения. В связи с задержкой выплаты заработной платы в субъектах Российской Федерации в состоянии забастовки находилось в прошлом году более 3,9 тыс.человек, в текущем году — 2,3 тыс.человек. Значительно увеличилось количество обращений граждан в судебные и правоохранительные органы о нарушениях трудового законодательства Российской Федерации, допускаемых работодателями в вопросах оплаты труда.

Материалы проверки были доложены Президенту Российской Федерации и в соответствии с его поручением от 5 апреля 2003 г. были направлены в Правительство Российской Федерации для принятия соответствующих решений.

По результатам проверки деятельности органов исполнительной власти Кировской области направлено предписание Главного управления, контроль за исполнением которого возложен на Приволжскую окружную инспекцию.

В целях обеспечения постоянного контроля за своевременной выплатой заработной платы в субъектах Российской Федерации направлены письма полномочным представителям в федеральных округах.

Проверена работа федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по выполнению федеральной целевой программы «Юг России».

К началу 2001года в Южном федеральном округе заметно осложнилась социально–экономическая обстановка. В субъектах округа объемы валового регионального продукта на душу населения были в 1,5–2,7 раза ниже средне-российского. Практически полностью прекратилась инвестиционная деятельность. Численность безработных превысила 1,5млн.человек, что составило почти пятую часть от их общего количества по России.

Учитывая сложившуюся ситуацию, Правительство Российской Федерации своим постановлением от 08.08.2001 №581 утвердило федеральную целевую программу «Юг России» (далее – Программа), направленную на создание условий для устойчивого экономического развития всех регионов юга России. Срок ее действия определен до 2006 года. На реализацию программных мероприятий намечено выделить 138,7млрд.рублей, в основном, из бюджетов регионов и внебюджетных средств. Доля федерального бюджета составляет 18,7процента от указанной суммы.

Проверка показала, что эффективной организации работ по выполнению Программы не обеспечено. На ее реализацию из федерального бюджета в 2002 году выделено 7,2 млрд.рублей, или 116% от годового объема. В то же время финансирование из других источников было значительно ниже принятых показателей. Имело место нецелевое и неэффективное расходование выделенных средств. Только в проверенных субъектах на мероприятия, не предусмотренные Программой, отвлечено более 102 млн.рублей. Намеченные ею цели достигнуты не были.

Рассмотрев положение дел с выполнением Программы, Правительство Российской Федерации постановлением от 29.05.2003 №310 утвердило ее новую редакцию. При этом Программа не претерпела принципиальных изменений в подходах к разрешению основных проблем. В работе по ее выполнению имеются серьезные недостатки.

Минэкономразвития России без достаточного экономического обоснования включено в программу строительство многочисленных объектов, не обеспеченных технической документацией и реальными источниками финансирования. По многим из них оценочные показатели значительно ниже проектных. Прослеживается дальнейший рост объемов незавершенного строительства. Неудовлетворительно решается вопрос создания новых рабочих мест.

Правительством Российской Федерации не принято должных мер по совершенствованию руководства Программой, контролю за ее реализацией и эффективным использованием выделенных средств.

Президент Российской Федерации 3 июля 2003 г. согласился с предложением направить информацию о результатах проверки и соответствующие предложения в Правительство Российской Федерации для рассмотрения и принятия необходимых мер.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации завершена проверка деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти ряда субъектов Федерации по ликвидации последствий наводнения, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа.

Правительством Российской Федерации, с учетом предложений ряда федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе, а также имеющегося опыта по ликвидации последствий стихийных бедствий, разработана система мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций и смягчения их последствий.

По материалам проверок в текущем году направлено 2 доклада Президенту Российской Федерации, на основании которых им даны соответствующие поручения.

Для оперативного устранения выявленных в ходе проверок недостатков были направлены информации руководителям МЧС России и Госстроя России.

Органами прокуратуры субъектов Южного федерального округа возбуждены и расследуются 74 уголовных дела по фактам хищения при ликвидации последствий стихийного бедствия, а также по признакам халатности в действиях должностных лиц, не обеспечивших качественное строительство защитных сооружений, и сокрытия информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей.

Вопросы, связанные с выполнением мероприятий по восстановлению гидротехнических сооружений и их безопасной эксплуатации, были рассмотрены в рамках проведенных в 1 полугодии текущего года проверок деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по выполнению федеральной целевой программы «Юг России» и Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений».

Внеплановая проверка деятельности федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по соблюдению законодательства при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд показала, что закупка продукции для государственных нужд на конкурсной основе не стала инструментом эффективного расходования средств федерального бюджета и развития добросовестной конкуренции среди поставщиков. За последние три года доля государственных закупок во внутреннем валовом продукте увеличилась с 5,4% в 2001 году до 6,4% в 2003 году. При этом треть общего объема государственного заказа размещалась на неконкурсной основе, в субъектах Российской Федерации – около 40%.

Правительством Российской Федерации до сих пор не разработана действенная система экономического обоснования государственных закупок и финансовых затрат на эти цели. Ежегодно утверждаемые в федеральном бюджете их объемы в ряде случаев практически не обоснованы реальными потребностями. В результате закупленные товары не используются. Так, поставленные Минсельхозом России в Белгородскую область биопрепараты для ветеринарии на конец 2001 года числились на остатках в сумме около 1,4 млн.рублей, или 37,5% от общего объема поставки, 2002 года — соответственно уже на 3,9 млн.рублей (46,9%).

Часть бюджетных ассигнований, выделенных на реализацию государственного заказа, не использовалась и возвращалась в бюджет. В 2001году, по данным федерального казначейства, объемы этих средств по главным распорядителям составили 19,5 млрд.рублей, в 2002 году – 7млрд.рублей.

Значительные финансовые ресурсы, направляемые на реализацию инвестиционной составляющей федеральных целевых программ, расходуются нерационально. Госзаказчиками при невыполнении плана ввода в эксплуатацию мощностей начинается строительство новых объектов. Происходит распыление средств и омертвление их в незавершенном строительстве. В целом по стране его объем исчисляется сотнями миллиардов рублей. Ежегодно из‑за отсутствия проектно-сметной документации значительное число объектов исключаются из плана финансирования. В 2002 году объем федеральных капитальных вложений, перераспределенных по указанной причине, составил 430млн.рублей.

Имеющиеся недостатки и нарушения, допускаемые при осуществлении закупок продукции для государственных нужд, во многом обусловлены несовершенством нормативной базы. Несмотря на это Правительством Российской Федерации более трех лет ведется разработка и согласование проекта федерального закона «Оразмещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».

Информация о результатах проверки направлена Президенту Российской Федерации, которым 19 июня 2003 года дано поручение Правительству Российской Федерации срочно принять действенные меры по исправлению ситуации.

Вопросы социально-экономического развития

Совместно с работниками аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в Приволжском и Северо-Западном федеральных округах проверена деятельность Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно–коммунальному комплексу по обеспечению проведения единой государственной политики в области строительства.

Материалы проверки показывают, что Госстроем России не в полной мере реализуются возложенные на него основные задачи. Не формируется стратегия развития строительной отрасли. Не обеспечена на должном уровне взаимосвязь с региональными структурами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам строительства. Не разработаны основные положения системы расселения, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Госстрой России, являясь государственным заказчиком и координатором ряда федеральных целевых программ, не обеспечивает их выполнение. Из 9 пунктов перечня основных мероприятий по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы, завершение которых предусматривалось в 2002 году, не выполнено 7.

Некачественно осуществлена подготовка проектов, финансируемых с привлечением средств займа Европейского банка реконструкции и развития и Международного банка реконструкции и развития. Выбор городов для участия в проектах «Городское теплоснабжение» и «Городское водоснабжение и канализация» был проведен без должного анализа их экономического положения. В результате к участию был допущен ряд городов, имеющих задолженность перед федеральным бюджетом, что не позволило им получить гарантии Минфина России для подписания соглашений о субзаймах. Это сдерживает вступление Соглашения с МБРР в силу. На начало марта т. г. оставались неподписанными 11 из 22 договоров о субзаймах на сумму 27,25млн.долларов США, или 34,6%, по проекту «Городское теплоснабжение» и 102,8 млн.долларов, или 89,2%, по проекту «Городское водоснабжение и канализация».

Из‑за существенного отставания от графиков использования 400 млн.долларов заемных средств, первоначально выделенных на жилищный проект, сумма займа была сокращена до 214,3млн.долларов. Несвоевременное освоение средств займа привело к тому, что из федерального бюджета в пользу МБРР должны быть дополнительно выплачены комиссионные в размере свыше 480 тыс.долларов.

Негативно сказывается на развитии субъектов Российской Федерации отсутствие новой Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации, предусмотренной к разработке Градостроительным кодексом Российской Федерации и определяющей основные направления федеральной государственной политики в области строительства.

Неудовлетворительно организована работа по совершенствованию экономических методов управления и сметного нормирования в строительстве, промышленности строительных материалов. За последнее время в строительной отрасли изменились условия инвестирования, появились новые проектные решения, технологии, материалы, машины и оборудование, однако для расчета стоимости работ применяются сметно-нормативные документы, принятые еще Госстроем СССР.

В последние годы утрачена управляемость органами архитектурно-строительного надзора в субъектах Российской Федерации. При этом работа над проектом закона «О государственном архитектурно-строительном надзоре в Российской Федерации» прекращена еще в 1999 году после принятия его Государственной Думой в первом чтении.

Госстроем России не в полной мере обеспечивается выполнение Федерального закона «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». За последние три года из 145 конкурсов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ 130 были закрытыми и проведены без согласования с Минэкономразвития России.

Госстрою России не удалось добиться безусловного выполнения действующего законодательства в части нормативного и организационного обеспечения повышения эффективности управления подведомственными предприятиями.

В нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2000 № 104 до настоящего времени не приведены в соответствие с примерным уставом федерального государственного унитарного предприятия уставы половины ФГУП, подведомственных Госстрою России, в то время как эту работу намечалось завершить еще в 2000 году.

О результатах проверки доложено Руководителю Администрации Президента Российской Федерации А.С.Волошину, информация направлена Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову для рассмотрения и принятия мер. Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. Госстроем России разработан план мероприятий по устранению недостатков, отмеченных в информации Главного управления. Правительство Российской Федерации рассмотрело указанный план и 30 мая 2003г. поручило Госстрою России обеспечить выполнение принятых решений и проинформировать Главное контрольное управление Президента Российской Федерации по результатам работы в 2003 году.

Проведена проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996–2005 и до 2010 года». Проверена деятельность Минэкономразвития России, Минтранса России, Минэнерго России, органов исполнительной власти республик Бурятия и Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Камчатской, Магаданской, Сахалинской, Читинской областей и Еврейской автономной области по вышеназванному вопросу.

Для создания условий устойчивого экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.96 № 480 утверждена федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996–2005 годы» (далее — Программа), которой Указом Президента Российской Федерации от 23.04.96 № 601 был присвоен статус президентской.

На начало 2002 года в эксплуатацию введено менее трети от намеченных объектов. Заморожены строительство автодороги Якутск-Кюбюме, реконструкция аэропортов в г. г.Магадане, Улан-Уде, Чите.

Из‑за снижения жизненного уровня произошел отток населения в центральные части России. К началу 2002 года мигрировало около 1,3млн.человек, или 12% постоянного населения.

Учитывая сложившуюся ситуацию, Правительство Российской Федерации постановлением от 19.03.2002 №169 продлило срок реализации Программы до 2010 года.

Как показала проверка, содержание откорректированной Программы не претерпело принципиальных изменений. При ее формировании не были выработаны новые подходы к разрешению основных проблем, негативно влияющих на развитие экономики и социальной сферы региона. В новую редакцию Программы внесен ряд ранее выполненных мероприятий.

В нее был внесен ряд объектов, ввод которых к 2002 году уже потерял актуальность для экономики региона. В частности, строительство причала в морском порту г.Петропавловска-Камчатского, по мнению руководства области, нецелесообразно, так как существующие мощности из‑за снижения грузопотока используются лишь на треть.

В то же время отдельные жизненно важные для Дальневосточного региона объекты были исключены из Программы. В том числе имеющее стратегическое значение для развития экономики — создание автомобильного транспортного коридора путем строительства автодороги Чита — Хабаровск.

По многим объектам не была принята во внимание их реальная стоимость, заложенная в проектно-сметной документации. Оценочные показатели Программы оказались значительно ниже проектных.

В Программе в отдельных случаях заказчиками-застройщиками определены организации, находящиеся в процедуре банкротства, что не дает им возможности использовать собственные средства на выполнение программных мероприятий.

Минэкономразвития России, органами исполнительной власти Дальнего Востока и Забайкалья до настоящего времени не создана эффективная система управления и контроля за реализацией Программы.

Правительством Российской Федерации до настоящего времени не принят Порядок предоставления и расходования средств Фонда регионального развития, разработка которого предусмотрена ст.54 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год».

По этой причине в 2002 году из указанного фонда на реализацию мероприятий Программы не направлено 35 млн.рублей, или 5% бюджетных назначений, в том числе 25 млн.рублей — на строительство защитных сооружений от наводнений в Приморском крае и 10 млн.рублей — на реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта г.Улан-Уде. До сих пор на текущий год остаются нераспределенными 255,6млн.рублей, или 26,3%.

Государственными заказчиками в ряде случаев не выполняются условия договоров с подрядными организациями в части их ритмичного финансирования. Минэнерго России перечислило на возведение ГЭС-2 на р.Толмачева в Камчатской области всю сумму (42,5 млн.рублей) за 2002 год лишь 19 ноября. Из‑за не поступления вовремя финансовых ресурсов сорван ее ввод в эксплуатацию в установленные сроки.

Минэкономразвития России и Минэнерго России своевременно не приняли необходимые меры по финансированию строительства газопровода из Соболевского района до г. Петропавловска-Камчатского. В 2002 году 335млн.рублей поступили на счета Управления федерального казначейства Минфина России по Камчатской области только во второй половине декабря. Несмотря на поручения Президента Российской Федерации от 01.10.2002 и 29.08.2000, годовое задание на указанном объекте выполнено лишь на 54%.

В ряде региональных бюджетов не предусматривается выделение необходимых средств на реализацию программных мероприятий, что ведет к срыву их выполнения. В 2002 году в большинстве регионов финансирование планировалось в пределах 10–15% от намеченного в Программе. В бюджете Приморского края средства на эти цели вообще не предусматривались. Из‑за отсутствия финансирования из бюджета Республики Саха (Якутия) сорвано строительство ВЛ-35кВ «Хандыга-Джебарики-Хая», а на завершение строительства Вилюйской ГЭС направлено 95,9 млн.рублей, или пятая часть.

Из бюджета Еврейской автономной области на расширение угольного разреза «Ушумунский» выделено лишь 2,4 млн.рублей, или 3,7%. Администрация Амурской области направила на выполнение Программы только 45,4 млн.рублей, или 24,7%.

В целом за 2002 год Программа была профинансирована на общую сумму 23,3млрд.рублей, или 36,8% от предусмотренных, в том числе из федерального бюджета — на 2,8млрд.рублей (72%), бюджетов субъектов Российской Федерации — на 1,54млрд.рублей (37,2%), внебюджетных источников — на 18,9 млрд.рублей (36,4%).

Анализ выполнения Программы в прошедшем году показывает, что основные задачи по созданию экономических условий для устойчивого развития региона с учетом геостратегических интересов не достигнуты. Не произошло позитивного изменения социально-экономической ситуации. Индекс выпуска продукции по пяти базовым отраслям (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и розничная торговля) по сравнению с 2001 годом составил 97,5%. Продолжается отток населения.

Информация о результатах проверки направлена Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, а также полномочным представителям Президента Российской Федерации в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

Правительство Российской Федерации 21 июня 2003 г. обязало о результатах принятых мер доложить до 1 августа т. г.

Вопросы военно-промышленного комплекса и социальной защищенности военнослужащих

Совместно с Аппаратом Совета Безопасности Российской Федерации проверено выполнение Минобороны России и МВД России требований указов и поручений Президента Российской Федерации по вопросам материально-технического обеспечения Объединенной группировки войск (сил), дислоцированных на территории Северо-Кавказского региона (далее – Объединенная группировка), а также по реформированию органов внутренних дел Чеченской Республики.

Указанными федеральными органами исполнительной власти приняты меры по улучшению обустройства войск, тылового и технического обеспечения, совершенствованию системы управления, что позволило устранить основную часть ранее отмеченных недостатков.

Вместе с тем недостатки в обеспечении, оснащении и обустройстве войск, реформировании органов внутренних дел продолжают иметь место, что отрицательно влияет на организацию управления войсками (силами), их боевую готовность, воинскую и служебную дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава.

Результаты проверки доложены Президенту Российской Федерации. Им 21 марта 2003 г. поручено Правительству Российской Федерации, ФСБ России, МВД России, Минобороны России изыскать возможность выделения дополнительных денежных средств для создания необходимых материально-бытовых условий жизнедеятельности личного состава соединений и воинских частей, дислоцированных на территории Чеченской Республики. Принять меры по формированию органов внутренних дел Чеченской Республики и упорядочению деятельности военных комендатур. В июне 2003 года представлен отчет о состоянии выполнения поручения. Контроль продолжается.

Осуществлена проверка деятельности Минобороны России, Минатома России, Росбоеприпасов, Россудостроениения, Росавиакосмоса, организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса по выполнению международных договоров, федеральных законов, указов и поручений Президента Российской Федерации по вопросам утилизации вооружения и военной техники.

Результаты проверки доложены Президенту Российской Федерации. В соответствии с его поручением от 22 мая 2003 г. информация направлена Председателю Правительства Российской Федерации, Минобороны России и Минатом России, а также полномочным представителям Президента Российской Федерации в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах.

Осуществлена проверка выполнения Минобороны России (ГРАУ МО, Приволжско-Уральский военный округ), МВД России (Центральный аппарат, Уральский и Приволжский округа внутренних войск, органы внутренних дел Свердловской, Самарской, Нижегородской областей и Средневолжское УВД на транспорте), ФПС России (Центральный аппарат, Юго-Восточное региональное управление пограничных войск) федеральных законов, указов и поручений Президента Российской Федерации по вопросам сохранности и оборота оружия.

Проверка показала, что положение с сохранностью оружия и боеприпасов остаётся тревожным. Требования Федерального закона «Об оружии», регламентирующего эти вопросы, выполняются неудовлетворительно.

Материалы проверки доложены Президенту Российской Федерации. Президент Российской Федерации согласился с выводами и предложениями Главного управления. По результатам проверки Президентом Российской Федерации дано поручение от 7 июня 2003 г. Материалы направлены в Правительство Российской Федерации, которым 12 июля дано соответствующее поручение. Установлен контроль за устранением недостатков.

Совершенствование организации контроля, укрепление исполнительской дисциплины

В отчетный период проведен ряд мероприятий по укреплению исполнительской дисциплины, повышению ответственности должностных лиц за обеспечение своевременного и качественного исполнения указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации.

Активно применялись формы упредительного контроля. В Правительство Российской Федерации и его Аппарат, министерства и ведомства, другие государственные органы было направлено около 1000запросов, информаций, писем-напоминаний и обращений Главного управления о принятии мер, а также рассмотрении вопроса об ответственности виновных должностных лиц.

Основные усилия были сосредоточены на обеспечении эффективности контрольных мероприятий. В этих целях по каждому факту ненадлежащего исполнения поручений принимались конкретные меры.

В то же время анализ состояния выполнения поручений свидетельствует о том, что значительная часть из них не реализуется надлежащим образом, что не способствует повышению эффективности государственного управления.

Так, Минимуществом России и Минкультуры России не обеспечено выполнение поручения Главы государства о предотвращении утраты федеральной собственности – мемориального здания Московского Епархиального дома, занимаемого Российской центральной киновидеостудией хроникально-документальных и учебных фильмов, и ответственности должностных лиц, допустивших ее банкротство. Главное управление доложило по данному вопросу Президенту Российской Федерации и с его согласия направило соответствующие письма в Правительство Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации и ФСФО России.

Имеются факты некачественной проработки содержащихся в поручениях заданий, в результате чего вносились необоснованные просьбы о снятии их с контроля, несмотря на то, что по ним не обеспечены конкретные результаты исполнения. Главное управление было вынуждено отклонить 17 таких просьб (в первом полугодии 2002 года — 6). О всех подобных фактах информировались соответствующие руководители Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств.

Информация о состоянии исполнения поручений Президента Российской Федерации доложена начальником Главного контрольного управления лично Главе государства 21.02.2003.

Главное управление 3–4 апреля т. г. провело совещание с начальниками управлений — окружных инспекций аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, на котором обсуждены итоги контрольной работы и задачи на последующий период, вопросы взаимодействия при осуществлении контрольной деятельности.

Работники управления приняли участие в региональном совещании руководителей организационно – контрольных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа «О состоянии контроля исполнения федеральных законов, указов, распоряжений Президента Российской Федерации и Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в субъектах Уральского федерального округа», состоявшегося в марте т. г. в г. Екатеринбурге. На совещании обсуждались меры по повышению эффективности государственного управления и контроля в области экономики, финансов, налогов, природопользования, охраны окружающей среды и других направлений деятельности.

Освещены вопросы изменения принципов, структуры и функциональных составляющих контроля, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, даны методологические ориентиры в организации скоординированной и целостной системы контроля за исполнением федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации.

В Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации действовали курсы повышения квалификации для работников Главного управления и аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации по специальности «Государственный контроль в Российской Федерации».

По линии международных связей Главное управление поддерживает и развивает межведомственные связи с контрольными органами некоторых государств — участников СНГ и ряда зарубежных стран.

В первом полугодии 2003 года по приглашению Комитета государственного контроля Республики Белоруссия делегация Главного управления посетила города Минск и Брест.

Руководители Главного управления и Комитета госконтроля подписали Меморандум о сотрудничестве и договорились о проведении в дальнейшем совместных мероприятий по проверке исполнения решений, принимаемых Советом Министров Союзного государства.

В мае т. г. по приглашению Администрации Президента Российской Федерации делегация Ведомства правительственного контроля Венгерской Республики с ответным визитом посетила города Санкт-Петербург и Москву.

Во время переговоров был подписан Меморандум о сотрудничестве между контрольными ведомствами двух стран, который является основой для дальнейшего развития делового взаимодействия между Главным управлением и Ведомством правительственного контроля. Стороны наметили возможные пути и направления сотрудничества.

В настоящее время продолжают развиваться деловые отношения между Главным управлением и Министерством контроля Китайской Народной Республики, которые получили свое продолжение уже и на региональном уровне. Руководством Администрации Президента Российской Федерации принято решение о налаживании прямых связей управлений (Сибирской и Дальневосточной окружных инспекций Главного управления аппаратов соответствующих полномочных представителей Президента Российской Федерации) с контрольными управлениями Министерства контроля КНР приграничных с Россией провинций для решения проблем общего характера.

Устанавливаются прямые межведомственные связи с коллегами из органов государственного контроля республик Казахстан и Таджикистан.

Проводится работа по подготовке визита в Российскую Федерацию делегации Организационно-контрольного отдела Администрации Президента Республики Казахстан.

25 июля 2003 года, Главное контрольное управление