Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

О результатах проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации федеральной целевой программы «Юг России»

1 сентября 2003 года, Главное контрольное управление

Главное контрольное управление Президента Российской Федерации совместно с работниками аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе проверило деятельность Минэкономразвития России, органов исполнительной власти республик Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия-Алания и Карачаево- Черкесской Республики по вышеназванному вопросу.

Меры, принятые органами государственной власти по выполнению жизненно важных для субъектов Южного федерального округа мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами в 1996–2000 годах, не принесли ожидаемых позитивных результатов. К началу 2001года в большинстве из них создалась сложная социально– экономическая обстановка. Объемы валового регионального продукта на душу населения в регионе были в 1,5 – 2,7 раза ниже, чем в среднем по России. Денежные доходы населения достигали лишь 43,8% от среднероссийского уровня. Общий спад в экономике сопровождался практически полным прекращением инвестиционной деятельности. Численность безработных превысила 1,5млн.человек, что составляет пятую часть от общего количества по России.

В целях создания условий для устойчивого экономического развития юга России постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2001 № 581 утверждена федеральная целевая программа «Юг России» на 2002 – 2006 годы (далее – Программа).

На ее реализацию предполагалось направить 138,7млрд.рублей. Основным источником финансирования должны были стать бюджеты регионов и внебюджетные средства, доля федерального бюджета определена в размере 18,7 процента.

В прошлом году на выполнение Программы направлено 26124,3 млн. рублей, или 67% от предусмотренных средств, при этом из федерального бюджета – 116%. В эксплуатацию принято 55объектов и пусковых комплексов, что составило 62,5% от запланированных к вводу.

Минэкономразвития России, являясь государственным заказчиком-координатором Программы, своевременно не приняло действенных организационных мер, направленных на обеспечение выполнения основных мероприятий Программы.

Руководством министерства с большим опозданием, лишь 17.07.2002, были даны полномочия по руководству Программой заместителю Министра М.М.Циканову с возложением на него функций координатора работ и персональной ответственности за ее реализацию.

Созданное еще 28.12.2001 федеральное государственное учреждение «Объединенная Дирекция ФЦП» до настоящего времени не укомплектовано кадрами и не в состоянии выполнять возложенные на него задачи. Не задействован для этих целей и потенциал Управления уполномоченного Минэкономразвития России по Северо-Кавказскому району со штатной численностью 31 человек.

Это привело к тому, что контроль за выполнением мероприятий Программы, сбор, анализ и проверка достоверности представляемых данных в прошедшем году не осуществлялись. Не сформирована база данных паспортов объектов и мероприятий Программы, не отражена их бюджетная, коммерческая и социальная эффективность, не проведена оценка обоснованности расчетов стоимости строительства объектов.

В 2002 году Республике Северная Осетия-Алания было выделено 294,1млн.рублей, или 146% от утвержденного объема финансирования. В то же время Республике Дагестан-518,9млн.рублей (58,7%), Карачаево-Черкесской Республике — 92млн.рублей (четверть от намеченного).

Из‑за отсутствия необходимых финансовых ресурсов в 2002 году в Республике Дагестан не осуществлялось строительство рисоперерабатывающего завода. Для республиканского оздоровительного детского центра на побережье Каспийского моря было выделено всего 71,4% средств, определенных Программой, а на реконструкцию Международного аэропорта, являющегося одним из главных звеньев транспортной системы не только Республики Дагестан, но и всего Южного федерального округа, – 30 процентов.

Хотя уровень финансирования мероприятий Программы из федерального бюджета в Республике Ингушетия составил 102,1%, на проект общефедерального значения «Обустройство вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, оставшихся на постоянное место жительства» направлено всего 59% от планируемого объема. До настоящего времени не начато строительство 30 жилых домов в селе Аки-Юрт и других объектов инфраструктуры.

Обеспеченность программных мероприятий финансированием из республиканского и местных бюджетов, а также со стороны других инвесторов существенно отстает от установленных показателей, что в ряде субъектов Федерации ставит под угрозу срыва выполнение программных мероприятий в установленные сроки.

Несмотря на то, что из федерального бюджета на реконструкцию птицефабрики в с.Михайловское (Республика Северная Осетия-Алания) из федерального бюджета было направлено 9млн.рублей, или в 3 раза больше установленного задания, ее строительство не завершено, так как другие источники финансирования, предусмотренные Программой, не были задействованы.

В Карачаево-Черкесской Республике на строительство ряда объектов, которые уже профинансированы в объеме 42,4 млн. рублей, в 2003году выделение средств не предусмотрено.

Правительство Российской Федерации на своем заседании (протокол №3 от 06.02.2003) рассмотрело ход реализации Программы и с учетом сложившейся ситуации поручило Минэкономразвития России внести в нее изменения, направленные на повышение эффективности использования средств федерального бюджета, концентрацию их на приоритетных направлениях экономического и социального развития южных территорий Российской Федерации.

Однако и в новой редакции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2003 №310, Программа не претерпела принципиальных изменений в подходах к разрешению основных проблем, негативно влияющих на развитие экономики и социальной сферы юга России.

Недостаточно проработаны вопросы эффективности социально-экономических и экологических последствий реализации Программы. Не обеспечена увязка всех программных мероприятий и очередность их проведения с намечаемыми объемами финансовых ресурсов. Перечень программных мероприятий на ближайшие 1 – 2 года не конкретизирован, что позволяет использовать средства на объекты не основного производства.

Финансирование по ГУП «Кавдоломит» (Республика Ингушетия) из федерального бюджета в 2002году составило 25,2млн.рублей, или 229% от намеченного Программой объема, в текущем году намечено выделить еще 32 млн.рублей. Однако строительство объекта по основному профилю предприятия–промышленной разработке доломитового месторождения не предусматривается. Выделенные средства направляются на создание форелевого хозяйства и реконструкцию птичника, что не имеет отношения к деятельности предприятия. Только в ходе проверки Председателем Правительства республики дано поручение разработать проектно-сметную документацию на строительство промышленного комплекса на базе доломитовых месторождений.

Несмотря на то, что число безработных в Республике Ингушетия превышает 77тыс.человек, или 44% экономически активного населения, Программой намечено создание лишь 3564 новых рабочих мест.

В Карачаево–Черкесской Республике в проекте газификации с. Важное не были учтены фактические подъемы уровня воды в реке Кубани, что потребовало перепроектирования перехода газопровода через реку. В результате в текущем году строительные работы прекращены, в то время как готовность объекта составляет 62 процента.

В Республике Дагестан планируемые объемы возделывания табака позволят лишь на 15% загрузить мощности строящейся табачной фабрики.

Не был предусмотрен комплексный подход к реконструкции Махачкалинского морского торгового порта, имеющего важное геостратегическое значение. В настоящее время из‑за отсутствия паромов сдерживается использование железнодорожного паромного комплекса, введенного в эксплуатацию в прошедшем году, на сооружение которого из федерального бюджета израсходовано 162,3 млн.рублей. При этом вопрос выделения бюджетных ассигнований на строительство или приобретение паромов до сих пор не решен.

На реконструкцию Международного аэропорта Махачкала в 2002 году из федерального бюджета направлено 16млн.рублей, в текущем году предусматривается выделение еще 15 млн.рублей. Однако Программой не учтены затраты в размере 145 млн.рублей, необходимых для устранения повреждений и разрушений взлетной полосы и рулежных дорожек в период боевых действий в августе 1999 года, что делает нереальным выполнение намеченных задач.

На строительство сахарного завода в Республике Дагестан (г.Хасавюрт) на начало текущего года израсходовано 98,8млн.рублей из федерального бюджета, или 6,4% от сметной стоимости. Вместе с тем в новой редакции Программы дальнейшее строительство объектов производственного назначения не предусматривается. До 2006года планируется выделить 50млн.рублей из федерального бюджета и 120,8 млн.рублей – из внебюджетных источников только на создание вспомогательной инженерной инфраструктуры, что приведет к увеличению объемов незавершенного строительства на комплексе до 269,6млн. рублей и не обеспечению создания 18 тысяч рабочих мест в республике.

Минэкономразвития России при формировании Программы не были соблюдены требования ряда нормативных актов, что не позволило эффективно использовать выделенные средства.

В нарушение Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ (далее – Порядок), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 №594, не оформлены соглашения о намерениях между предприятиями, организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, подтверждающие финансирование за счет средств внебюджетных источников или бюджетов субъектов Российской Федерации.

В текущем году на момент проверки Минэкономразвития России ни с одним субъектом Российской Федерации не оформлены государственные контракты, финансирование программных мероприятий не начато. В Программу включены инвестиционные проекты без фактического подтверждения сроков выполнения работ, объемов и источников финансирования.

Не организовано надлежащее ведение статистической отчетности по реализации Программы. Это привело к тому, что министерство не владеет реальной информацией о ее выполнении как в целом, так и по ее государственным заказчикам.

Данные Минэкономразвития России о создании в 2002 году в округе 141,2 тыс.рабочих мест не соответствуют действительности. По отчетам субъектов Южного федерального округа, этот показатель составил 38,1 тыс. мест. Проверкой установлено, что в Республике Дагестан за этот период их создано всего 951, в то время как в отчете министерства значится 4200.

Неполнота и недостоверность сведений о реализации мероприятий Программы не позволяют проанализировать ход выполнения, сопоставить фактические результаты с намеченными целями, а также своевременно и оперативно вносить необходимые коррективы в действия государственных заказчиков и исполнителей.

Не выполнены рекомендации Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации от 31.05.2001 № 8 о представлении субъектами, входящими в Южный федеральный округ, документальных подтверждений о возможности финансирования инвестиционных проектов за счет кредитов коммерческих организаций и банков. В результате в Программу включены ряд инвестиционных проектов, не обеспеченных реальными источниками финансирования.

В ходе выборочных проверок установлены многочисленные факты выделения средств на объекты, по которым не утверждена проектно-сметная документация, что противоречит Положению о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет средств федерального бюджета, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 № 714. В Республике Ингушетия выявлено 11 таких объектов, из федерального бюджета на них было выделено 43,9млн.рублей. В Республике Дагестан на подобные объекты направлено 4млн.рублей.

По ряду объектов в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1008 финансирование осуществляется без проведения государственной экспертизы проектно–сметной документации. Данная ситуация прослеживается во всех субъектах Южного федерального округа. По многим объектам оценочные показатели Программы значительно занижены.

В Карачаево-Черкесской Республике строительство поликлиники в ауле Хабез Программой предусмотрено профинансировать в объеме 31,8млн.рублей, а сметная стоимость утверждена в размере 103,6 млн.рублей.

Затраты на расширение станции поисково-спасательной службы в поселке Домбай определены в сумме 16 млн. рублей, а по проектно – сметной документации-27,4 млн.рублей.

На реконструкцию телефонной сети Карачаевск-Теберда-Домбай предусмотрено всего 17 млн.рублей при сметной стоимости 56,3 млн.рублей.

Это привело к тому, что еще на стадии разработки Программы в нее были заложены мероприятия, заведомо не обеспеченные финансированием.

Минэкономразвития России, являясь федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль и координацию за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд, не обеспечивает выполнение указанных функций. В ряде случаев выполнение работ для государственных нужд по объектам Программы проходит с нарушением Федерального закона «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» в части определения генерального подрядчика без проведения конкурсов. Внеконкурсный выбор исполнителей работ в Волгоградской области составляет 82%, в Астраханской области – 78%, в Республике Дагестан– 55процентов.

В Карачаево-Черкесской Республике имеют место случаи признания победителем конкурса участника, предложившего менее выгодные условия. Из‑за некачественного подбора исполнителей были заменены генеральные подрядчики на 9 стройках. Подобные примеры имеются и в других проверенных республиках.

В ходе проверки в Республике Ингушетия установлено, что в 2002 году ССМУ ОАО «Ремсельбурвод», получившее подряд на сооружение артезианской скважины в станице Нестеровской без участия в конкурсе, до сих пор не выполнило условия контракта. Жители 1185 домов оказались не обеспечены питьевой водой. При этом выделенные на эти цели из федерального бюджета 1,7млн.рублей использованы в полном объеме еще в прошлом году.

В ряде случаев имеет место нецелевое и неэффективное расходование финансовых ресурсов. Только в проверяемых субъектах округа выявлено нецелевое использование 102,7 млн. рублей. В Республике Северная Осетия — Алания 5млн.рублей, выделенных для газификации домов беженцев и вынужденных переселенцев, израсходованы на газификацию жителей других домов. Федеральные средства в сумме 3млн.рублей Правительством республики направлены на содержание отделов капитального строительства Минстроя и Комитета жилищно-коммунального хозяйства.

В Республике Ингушетия из средств федерального бюджета неправомерно произведены отчисления на строительство мечети в г.Магас и в Фонд поддержки молодой семьи, а также оплачены услуги Республиканского центра ценообразования на общую сумму 1 млн.рублей.

В Республике Дагестан в нарушение порядка, установленного в соответствии со статьей 121 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год», перечислено обществу с ограниченной ответственностью 2млн.рублей.

В Карачаево-Черкесской Республике 2 млн.рублей выделенных из федерального бюджета средств, израсходовано на строительство объекта, не включенного в Программу. Кроме того, оплаченное в 2002 году технологическое и котельное оборудование на сумму 9,2млн.рублей до настоящего времени на объекты не поступило, а две дизельные электростанции на сумму 2,3млн.рублей разукомплектованы, не имеют технической документации и к эксплуатации непригодны.

Анализ результатов выполнения Программы в 2002–2003годах показал, что выделенные в полном объеме из федерального бюджета предусмотренные Программой средства не принесли позитивных результатов, не способствовали активизации деятельности хозяйственного комплекса Южного федерального округа. Социально — экономическое положение входящих в него субъектов по‑прежнему остается сложным.

Основная задача – создание экономических условий для устойчивого развития региона с учетом геостратегических интересов – не достигнута.

В прошедшем году объем валового регионального продукта по Южному федеральному округу вырос незначительно, в половине субъектов сохраняется устойчивая тенденция его снижения. Не уменьшается доля убыточных предприятий, возросла кредиторская задолженность предприятий промышленности, многие из них имеют признаки банкротства, что ставит под сомнение возможность привлечения заемных и собственных средств для финансирования мероприятий Программы.

В большинстве субъектов прогрессируют миграционные процессы, растет численность населения, не занятого трудовой деятельностью.

Учитывая сложившуюся ситуацию, полагали бы целесообразным Правительству Российской Федерации:

—внести необходимые изменения в Порядок разработки федеральных целевых программ с целью определения реальных возможностей и сроков ввода объектов в эксплуатацию, максимально исключив распыление финансовых средств;

—создать систему действенного контроля за расходованием финансовых средств, выделяемых из всех источников, полной и своевременной реализацией намеченных мероприятий;

—ежегодно проводить анализ выполнения Программы с подготовкой необходимых предложений для рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации;

—при формировании бюджета на очередной финансовый год прорабатывать и согласовывать с субъектами Российской Федерации объемы финансирования, необходимые для реализации основных мероприятий Программы, по всем источникам финансирования;

Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе активизировать работу по ежегодному анализу выполнения мероприятий Программы и направлять свои предложения Правительству Российской Федерации.

 

* * *

Результаты проверки доложены Президенту Российской Федерации В.Путину. По его поручению информация направлена в Правительство Российской Федерации.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.Яковлев поручил Минэкономразвития России (Г.Грефу) с участием Минфина России, других заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Южного федерального округа рассмотреть поставленные вопросы для принятия мер по устранению отмеченных недостатков.

 

Главное контрольное управление Президента Российской Федерации

Главное контрольное управление Президента Российской Федерации

1 сентября 2003 года, Главное контрольное управление