Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на заседании президиума Государственного совета по вопросам развития водохозяйственного комплекса России

3 сентября 2003 года, Ростов-на-Дону – Таганрог, теплоход «Казань»

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня нам предстоит обсудить вопрос очень важный – состояние и перспективы развития водного комплекса страны. Я прежде всего хочу поблагодарить губернатора Ростовской области за информацию, которую он нам предоставил о ходе работ по реконструкции очистных сооружений в Ростове, – и за информацию, и за результаты работы. Необходимо отметить, что и освоение выделяемых ресурсов происходит в надлежащие сроки, да и качество работ, и подход, самое главное, очень правильный, рассчитан на перспективу.

Между тем для любой страны вопрос водных ресурсов – это вопрос стратегической важности, без всякого преувеличения. Сегодня, да и в перспективе, главным образом в перспективе, состояние водных ресурсов во многом определяет качество жизни людей. Напрямую влияет и на экономику страны, и на уровень ее безопасности.

Россия обладает огромными водными богатствами. Как только что нам еще раз напомнили, по водным запасам Россия находится на втором месте в мире, на ее территории находится около 6 миллионов рек и озер. Наша страна входит в число мировых лидеров по запасам столь дефицитного продукта, как пресная вода, которая сегодня признана в мире основным товаром XXI века. Очевидно, что эффективное распоряжение водными ресурсами – это проблема общегосударственного масштаба и ее невозможно успешно решить только на уровне ведомств или в рамках одного региона. И даже сейчас в ходе ознакомления с той информацией, которая была нам представлена, Амангельды Гумирович [Тулеев, губернатор Кемеровской области] обратил внимание именно на эту проблему, что будет с Ростовской областью, если в соседних граничащих с ней областях мы не добьемся единообразного понимания этой проблемы и общих подходов. Именно такими обстоятельствами мы и должны руководствоваться, когда будем окончательно формулировать итоги нашей сегодняшней работы.

Анализ состояния водного комплекса показывает, что мы пока – к сожалению, надо это констатировать – плохо бережем водные запасы и неумело ими распоряжаемся. Надо признать, что и раньше‑то было ненамного лучше. Но сейчас, в ходе преобразований в экономике, многие вещи, которые раньше работали как бы в естественном режиме, хотя и не очень хорошо, но функционировали, просто утрачиваются.

Отсутствует современная система очистки коммунальных, промышленных и сельскохозяйственных сточных вод. Более того, 30 процентов действующих водопроводов вообще не обеспечены очистными сооружениями. Как результат треть граждан, особенно проживающих в сельской местности, потребляют некачественную воду.

Инфраструктура водного транспорта и гидроэнергетики во многом устарела. Известна и степень износа гидротехнических сооружений. В некоторых регионах она подошла к критической точке. И мы уже неоднократно сталкивались с драматическими последствиями такого положения дел.

Между тем в России 65 тысяч гидротехнических сооружений. Все это говорит о том, что водохозяйственный комплекс России нуждается в серьезной модернизации. Позволю себе обозначить только некоторые проблемы в обобщенном виде.

Первое – это необходимость выработки современных подходов к развитию всего водохозяйственного комплекса. Имею в виду не только и не столько технические вопросы, мы должны определить четкую государственную политику в этой сфере. Продумать как экономические, так и организационные, правовые вопросы.

Второе – необходимо серьезно проанализировать саму систему государственного управления в сфере водного хозяйства. Опять же возвращусь к тому, что мы только что видели, слышали, хотя это не является для нас с вами новой информацией, много объектов водного комплекса, которые до сих пор даже хозяина не имеют. Оптимизировать управление в этой сфере необходимо, и необходимо это сделать за счет сокращения, уточнения, я бы так сказал, полномочий федеральных органов и там, где это обосновано, за счет передачи их на региональный уровень. Полагаю, что идущие сейчас процессы разграничения полномочий и ответственности должны в полной мере коснуться и водного хозяйства. При этом важно помнить, что вода – это наше национальное достояние и принцип ее общедоступности является абсолютно приоритетным и базовым.

Третье направление – это развитие водосберегаюших и экологически чистых технологий. Конечно, одними призывами «беречь природу» здесь не обойтись. Предприятия должны иметь соответствующие экономические стимулы.

Надо обратить внимание и на регулирование процессов освоения паводкоопасных территорий. Очень много сейчас неразберихи в застройке. В целом ряде регионов такое освоение идет бесконтрольно и приводит в конечном результате к чрезвычайным ситуациям.

Необходимо продумать и систему страхования гражданской ответственности за ущерб, нанесенный водной и экологической среде.

Полагаю, что Правительство должно активизировать работу над новым Водным кодексом, другими законодательными актами в сфере водного хозяйства. Разумеется, опираясь в этой работе на действующие Бюджетный и Налоговый кодексы.

Хотел бы также обратить внимание и на необходимость правового регулирования режимов трансграничных водных объектов.

И, наконец, отдельного разговора заслуживают проблемы водного транспорта. Для многих регионов это по‑прежнему единственный и достаточно дешевый способ доставки грузов. Здесь, где мы сейчас находимся, на этой реке, да и на очень многих других водных артериях страны, объемы перевозок резко увеличиваются, и, как мы сейчас видели по представленной информации, это находится в прямой зависимости от другой составляющей – так же быстро падают запасы рыбных ресурсов. И это еще раз подчеркивает, насколько все в природе взаимосвязано, и, вмешиваясь в нее, мы, конечно же, должны думать о последствиях. Я обозначил только некоторые направления, но думаю, что разговор наш коснется и других, не менее важных тем.

B заключение хотел бы обратить ваше внимание вот на какое обстоятельство. Мы с вами все большие начальники, и, как от назойливых мух, всегда отпихиваемся, отмахиваемся от людей, которые обращают внимание на наши просчеты и недостатки в работе. Не в последнюю очередь к ним относятся те, кто занимается экологическими проблемами. Я имею в виду прежде всего общественные организации, которые посвятили свою деятельность выявлению проблем экологического характера и предложению разработки способов решения этих вопросов. Это – одна из тех сфер, где нельзя ни в коем случае отмахиваться от дельных предложений и, как бы это ни было нам неприятно – когда носом тыкают в собственные ошибки, это всегда неприятно, – нужно встать над какими‑то ведомственными, личными амбициями и все полезное, что предлагается в этой области, обязательно использовать. Ни в коем случае не проходить мимо. Я думаю, что и об этом мы сегодня поговорим.

Ясно, что любая идея может быть доведена до абсурда. Ясно, что мы всегда находимся как бы между Сциллой и Харибдой. Мы должны всегда думать о развитии экономики, развитии производства, об обеспечении людей рабочими местами, о наполнении бюджетов, решении социальных вопросов – все это понятно. Но если мы в ходе этой работы будем действовать неаккуратно, низко эффективно, по старинке, то в конечном итоге ущерб от нашей деятельности будет гораздо больше, чем результат от нашей работы. И такая работа не нужна.

Я хочу предоставить слово губернатору Ростовской области и руководителю рабочей группы президиума Госсовета Владимиру Федоровичу Чубу.

3 сентября 2003 года, Ростов-на-Дону – Таганрог, теплоход «Казань»