Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на совещании по вопросам военно-дипломатического присутствия России в Черноморско-Азовском регионе

17 сентября 2003 года, Краснодарский край, Ейск

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Прежде всего хочу передать вам большой привет от Президента Украины Леонида Даниловича Кучмы, с которым мы расстались два часа назад. Мы с ним тоже обсуждали проблемы нашего взаимодействия в районе Азовского моря, на Черном море. Но сегодня я бы хотел поговорить об Азово-Черноморском бассейне в целом, поговорить о военных и дипломатических вопросах в очень важной для России зоне. Это, по сути, зона наших стратегических интересов.

Речь должна пойти сегодня о целом круге политико-дипломатических и экономических аспектов. Должен сказать, что такое комплексное обсуждение у нас состоится впервые. Многие из присутствующих здесь были активно подключены к работе по Каспию, и дело там сдвинулось с мертвой точки. Многие проблемы, которые казались в течение многих лет вообще неразрешимыми, сегодня решены. Должен отметить, что Черное море, Азовское море представляют для нас не меньшее значение, чем Каспий.

Черноморский регион имеет особое геополитическое значение. Во‑первых, Черное море обеспечивает прямой выход России к важнейшим глобальным транспортным маршрутам, в том числе энергетическим. Вчера мы еще раз смогли в этом убедиться, когда были в Новороссийском порту. Порт хорошо развивается, но у нас здесь гораздо больше точек, которые должны привлекать внимание государства. Сама акватория и уникальное побережье – это серьезный природный ресурс, крайне важный для экономического развития не только Юга, но и всей России. И, наконец, это регион базирования Черноморского флота, отвечающего за безопасность России на юго-западном стратегическом направлении.

Прежде всего остановлюсь на вопросах обеспечения военно-политической стабильности в регионе. При активном участии России в Черноморском бассейне сформирована необходимая система мер доверия и безопасности. Впервые в мировой практике для проведения гуманитарных операций создана многонациональная военно-морская группа оперативного взаимодействия. Совместные деловые интересы стран региона открывают возможности и для широкой экономической интеграции, для реализации масштабных инфраструктурных, транспортных, экологических проектов. Вместе с тем в Черноморском регионе остаются пока проблемы, связанные с неурегулированными территориальными вопросами. Ждет своего окончательного решения ряд локальных конфликтов. Кроме того, реальный вызов для региона – это активность террористических структур, трансграничная преступность и нелегальная миграция.

Между тем на нашем сегодняшнем совещании считал бы приоритетным обсудить следующие ключевые моменты. Первое: предстоит кропотливая работа по урегулированию правового статуса границ, прежде всего проливов, юридических аспектов использования акваторий и ресурсов Черного и Азовского морей. Еще раз вернусь к нашей сегодняшней встрече с Президентом Украины. Мы должны быть нацелены на то, чтобы Азовское, Черное моря были морями, которые объединяют наши государства, которые бы способствовали укреплению взаимодействия с нашими соседями. И условия для этого, конечно, есть. Есть и желание со стороны наших партнеров это сделать, и есть такая возможность. Нужно только настойчиво, профессионально искать варианты решения проблем, такие варианты, которые отвечали бы и национальным интересам России, и укрепляли бы, повторю, взаимодействие с нашими партнерами и соседями. Это должны быть компромиссные решения, приемлемые для всех. Это должны быть такие решения, которые нацелены на будущее, создали бы хорошую базу для развития межгосударственных связей на длительную перспективу, чтобы не было ни одного раздражающего момента.

Между тем довольно сложно идет процесс по окончательному урегулированию правового статуса Азовского моря и Керченского пролива. Хотя я знаю, что дипломаты продвинулись сейчас достаточно далеко в решении этих вопросов. Кроме того, Турцией предпринимаются, к сожалению, попытки ограничить проход судов в проливах Босфор и Дарданеллы в Мраморное море. Прежде всего это касается нефтеналивных судов. Мы говорили вчера об этом и в Новороссийске. Есть объективные причины такого поведения, но есть и просто желание немножко «прижать» конкурентов со стороны наших партнеров и продвинуть свои интересы. Я считаю, что Министерство иностранных дел должно четко и внимательно следить за всем, что происходит в этой сфере. Есть определенные договоренности, есть подписанные документы. Они должны соблюдаться всеми.

И, конечно, очень важными являются проблемы экологии. Но это должно делаться, повторяю, на основе международного права и имеющихся документов по этому вопросу. Никто не должен выходить за рамки этих документов.

МИД России, другие заинтересованные ведомства прошу обеспечить эффективную правовую и дипломатическую защиту политических и экономических интересов России, держать этот вопрос постоянно под особым контролем.

Второе. Серьезная проблема – комплексное обустройство сухопутной и морской границы России, создание адекватной пограничной инфраструктуры. Она должна быть надежно оснащена и для защиты страны, и для нормального развития экономических связей России с соседними государствами. Полагаю, что по всем этим аспектам нам нужно будет провести более подробный разговор на одном из заседаний Совета Безопасности.

Третье. Несколько слов о приоритетах работы в рамках Организации черноморского экономического сотрудничества. Нам нужно тщательно проанализировать не формальные, а реальные преимущества нашего участия в этой организации. Это должен быть четкий и ясный анализ с выкладками и цифрами. После чего мы должны определить дальнейшую тактику и стратегию. Пока ресурсы этой организации используются недостаточно эффективно. Так, до сих пор не реализован многообещающий проект паромного сообщения между странами Черноморья. Затянувшееся согласование позиций между странами тормозит и практическое выполнение договоренности о сотрудничестве в сфере борьбы с терроризмом и организованной преступностью. Считаю, что нам надо сформировать и предложить этой организации адекватную и содержательную повестку дня, повестку, отвечающую интересам России. Хотел бы подчеркнуть: при должной работе с нашей стороны эта организация может содействовать расширению международного сотрудничества в регионе.

И, наконец, последнее замечание. Целый комплекс проблем, которые мы должны сегодня рассмотреть, связан с развитием Черноморского флота России. Речь идет о модернизации как самого флота, так и пунктов его базирования, в том числе совместно с нашим самым близким партнером – с Украиной.

Что касается сотрудничества с Украиной, то там необходимо совместно определить порядок использования обеими сторонами существующей системы навигационно-гидрографического обеспечения безопасности мореплавания в Черном и Азовском морях. То же касается и мер экологической безопасности. Когда я был и в Ростовской области, и в некоторых местах Краснодарского края, люди постоянно задают эти вопросы. Постоянно. Это беспокоит уже не специалистов, но и рядовых граждан. Вопрос очень серьезный. Предлагаю все это сегодня обсудить.

17 сентября 2003 года, Краснодарский край, Ейск