Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
В.Путин: Главной темой наших сегодняшних рабочих встреч в Краснодарском крае будет обсуждение положения в сельском хозяйстве, потому что Краснодарский край – это наша житница. Это хорошо известно. Я знаю, что на Кубани этим гордятся. И вся страна это знает.
Но мы, конечно, не могли не приехать сегодня сюда, на праздник учителей.
Я думаю, что у меня еще будет такая же хорошая возможность поздравить вас с приближающимся профессиональным праздником – Днем учителя. Вас и всех учителей России.
Конечно, в такие минуты, в преддверии праздника, хочется говорить только о приятном, хочется еще раз вспомнить о роли учителя в нашей стране. Мы всегда гордились образованием нашего народа и по праву считали, что это наше национальное достояние. Не меньшее, а гораздо большее, чем нефть, газ, металл и прочие природные ресурсы.
Но в современном мире наука, образование становятся реальным фактором производства, роста благосостояния и роста экономики государства.
В этом смысле роль учителя возрастает и будет возрастать дальше.
К сожалению, нельзя сказать, что государство целиком и полностью адекватно реагирует на эти общемировые тенденции. Мы еще в значительной степени, к сожалению, живем на тех интеллектуальных, кадровых ресурсах, которые достались нам от прошлых лет. Но я думаю, что справедливости ради надо сказать: в последнее время все‑таки наметились определенные изменения. Я имею в виду не только повышение заработной платы на 33 процента, что тоже важно, на мой взгляд. Но в целом понимание значимости науки, образования все‑таки выходит на другой, более качественный, уровень. Все больше и больше уделяется внимания этим вопросам.
Я сейчас не буду говорить о цифрах бюджета, которые заложены на образование в следующем году. Несмотря на жесткость бюджета, там есть заметное повышение. Мы будем уделять внимание и прежним программам, которые раньше заявили. Я, например, имею в виду компьютеризацию школ. Хочу проинформировать вас о том, что принято решение не только продолжить программу, а до конца этого учебного года дополнительно оснастить все школьные библиотеки компьютерной техникой. На эти цели из федерального бюджета будет выделено полтора миллиарда рублей. Мы надеемся, что такую же сумму мы сможем привлечь и из региональных бюджетов. В целом три миллиарда – это заметная сумма, которая, на мой взгляд, реально отразится на техническом обеспечении школ. Но дело не только в компьютерах, или «железе», как говорят специалисты. Дело здесь в программном обеспечении. На это тоже будут выделяться соответствующие ресурсы.
И, наконец, один из самых важных, самых главных вопросов – это совершенствование программы образования. Я сейчас не буду вдаваться в детали. Специалисты знают эти вопросы лучше и глубже, чем я. Я хочу призвать учительское сообщество к тому, чтобы активнее участвовать в процессах модернизации образования, опираясь на все самое лучшее, что, повторяюсь, осталось нам от прежних лет.
Одна из ключевых тем здесь – это совершенствование системы оплаты учителям. Вы знаете, что не в последнюю очередь под нашим активным и положительным давлением принято решение перевести систему оплаты и расхода учебного процесса из муниципального на государственный, региональный уровень.
Должен сказать, что это – вынужденный шаг. Это признание того, что в прежнее время были приняты правильные теоретически, но не обоснованные на практике решения. У муниципалитетов остаются обязательства поддерживать техническое состояние школ, решать текущие проблемы с ремонтом и так далее. На мой взгляд, это справедливо и оправданно, имея в виду, что муниципалитеты остаются собственниками этого имущества. Что касается системных вещей, таких как оплата труда учителя и расходы на учебный процесс, учитывая, что муниципалитеты, к сожалению, не справляются с этой задачей поддержки учителей и образования в полном объеме – а задача действительно государственной важности, – думаю, то решение, о котором я сейчас сказал, является обоснованным.
Но не менее важным вопросом является другой, который пока еще не решен. А именно вопрос оптимизации всех составляющих, связанных с оплатой учителям. Сегодня, как мы знаем, это очень жестко привязано к нагрузке. Думаю, многие со мной согласятся: в том, что это, к сожалению, часто ведет к необоснованной нагрузке на учащихся. Нам надо найти такую форму, при которой и зарплата учителя будет достойной, и программа будет для учителя оптимальной. Правительство и Министерство образования думают над этим. Будут предложены различные варианты решения. Я убежден в том, что все эти варианты не могут быть приняты достаточно взвешенными и обоснованными без прямого участия преподавательского сообщества в решении данных вопросов.
Я не хочу перегружать ваше сегодняшнее торжественное настроение текущими, хотя и очень важными проблемами. Я искренне и от всего сердца поздравляю вас с праздником и желаю вам счастья.
3 октября 2003 года, Краснодар