Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

О результатах проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации федеральной целевой программы «Старшее поколение» на 2002–2004 годы

7 октября 2003 года, Главное контрольное управление

Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации совместно с работниками аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в Центральном, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах проведена проверка деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по реализации федеральной целевой программы «Старшее поколение» на 2002–2004 годы.

Как показала проверка, одной из основных причин, не позволяющих добиться заметных позитивных перемен в создании необходимых условий жизнеобеспечения граждан пожилого возраста, стало отсутствие единой научно обоснованной концепции государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения. Попытки органов исполнительной власти всех уровней разрешить накопившиеся проблемы в обеспечении социальной защищенности пожилых людей ограничивались лишь принятием федеральных программ, других нормативных актов, которые не всегда подкреплялись необходимой организационной работой и финансовой поддержкой.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается свыше 30 млн.граждан старше трудоспособного возраста, что составляет пятую часть всего населения, и их количество продолжает увеличиваться.

Для подавляющего большинства людей пожилого возраста (99%) единственным источником доходов является пенсия. Несмотря на то, что размер трудовой пенсии по старости после реформирования пенсионной системы вырос на 40,4% и составляет в среднем 1750 рублей, более 30% пожилых людей имеют доходы ниже прожиточного минимума.

Их потребность в различных формах социальной помощи удовлетворяется на уровне не выше 50%. Медицинскую помощь в стационаре получают лишь 22% нуждающихся. Улучшение жилищных условий остается почти неразрешаемой проблемой, за исключением чрезвычайных обстоятельств.

Не снижается очередь на получение мест в домах-интернатах. Она составляет свыше 16 тыс.человек, из которых каждый третий ждет места более года.

Дома-интернаты для инвалидов и престарелых граждан, как правило, располагаются в зданиях производственного назначения постройки XIX века или относящихся к культовым сооружениям, каждое пятое из 1185 действующих нуждается в капитальном ремонте, 399 – требуют реконструкции.

В отдельных стационарных учреждениях жилая площадь на одного проживающего составляет около 3 кв.м при нормативе от 7 кв.метров. В Егорьевском психоневрологическом интернате Московской области, расположенном в помещениях прядильно-красильной фабрики 1860 года постройки, проживает 718 человек, однако согласно санитарным нормам должно находиться не более 458 человек.

Не создаются специализированные интернаты для людей пожилого возраста, ранее судимых или склонных к правонарушениям. Проживание с ними в значительной степени осложняет условия жизни других. Только в интернатах Московской области данная категория граждан составляет до 10 процентов.

Очередная федеральная целевая программа «Старшее поколение» на 2002–2004 годы (далее – Программа), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2002 г. № 70, была направлена на улучшение положения граждан старшего поколения за счет создания и развития сети учреждений социального обслуживания, совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, культурно-досуговых и иных услуг.

Однако при разработке ее мероприятий не были учтены социально-экономические и морально-психологические изменения, произошедшие в стране. Программой не предусмотрена отработка новых форм деятельности социальных учреждений, не определен перечень первоочередных объектов и сроки сдачи их в эксплуатацию. Фактически она является лишь дополнительным источником финансирования сложившейся системы оказания услуг гражданам старшего поколения.

На реализацию Программы из средств федерального бюджета предусмотрено направить 928 млн.рублей, из которых треть — на капитальные вложения, несмотря на то, что материально-техническая база более половины учреждений находится в неудовлетворительном состоянии.

В 2002 году из федерального бюджета выделено 315 млн.рублей, что составило 88% от предусмотренных Программой. За первое полугодие 2003 года ее мероприятия профинансированы на 31 процент.

Минтруд России, являясь заказчиком Программы, не выделяет из общего перечня строительство первоочередных объектов. Это приводит к распылению средств и затягиванию ремонтно-строительных работ на стационарных учреждениях. Финансовые ресурсы, выделяемые для работ на объектах «долгостроя», в основном позволяют только поддерживать их от дальнейшего разрушения.

В Республике Карелия строительство Надвоицкого дома-интерната на 300 мест ведется с 1990 года, на которое в соответствии с Программой в 2002–2004 годах должно быть выделено из федерального бюджета 10 млн.рублей при потребности 180 млн.рублей, что не позволит ввести его в эксплуатацию в ближайшее время.

В рамках Программы на строительство корпуса Колычевского интерната Московской области, начатое в 1993 году, при степени готовности 20%, выделено 2 млн.рублей, которых хватило только на подготовку экспертной оценки о его состоянии. По заключению специалистов, если срочно не возобновить работы на указанном объекте, то возведенные конструкции придут в негодность.

В Чувашской Республике с 1999 года ведется строительство корпуса Атратского интерната, на строительство которого из федерального бюджета уже затрачено 19,9 млн.рублей. Его финансирование обеспечивается Программой лишь на уровне 70% от заявленной потребности.

По состоянию на 1 июля т. г. ни один из возводимых в рамках Программы объектов в эксплуатацию не введен.

Положение осложняется еще и тем, что при формировании мероприятий Программы на очередной год нередко включаются объекты без наличия соответствующей документации. По этой причине распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2002г. № 1177-р из перечня финансируемых были исключены 22 объекта из 77, и в текущем году — еще 4 объекта.

Минтрудом России не соблюдается порядок перераспределения бюджетных средств, выделенных на реализацию Программы, не обеспечивается должный контроль за их целевым и эффективным использованием. В нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 29 января 2002 г. № 70 министерство самостоятельно изменяло объемы финансирования ряда мероприятий Программы. Внутри статьи «Прочие текущие расходы» в 2002 году между министерствами-соисполнителями таким образом были перераспределены финансовые ресурсы в размере 16,2 млн.рублей.

Несогласованность действий Минтруда России и Минздрава России в части распределения средств привела к невыполнению в 2002 году ряда мероприятий Программы. Не созданы межрегиональные гериатрические центры на базе учреждений здравоохранения федерального подчинения, не реализован полностью план закупок медицинского оборудования для госпиталей ветеранов войн. Между министерствами до настоящего времени не подписан государственный контракт на реализацию мероприятий Программы на 2003 год.

При приобретении в рамках Программы оборудования не всегда учитывались особенности находящегося в социальных учреждениях контингента. Закупленные Минтрудом России функциональные кровати не позволяют пожилым людям пользоваться ими без посторонней помощи, а конструктивные особенности исключают их применение в психоневрологических учреждениях.

В течение 2002 года и первого полугодия текущего года Минтрудом России оплачена поставка оборудования, не предназначенного для социальных учреждений, на сумму 38 млн.рублей. При этом часть поступившей техники оказалась неисправной.

Уникальное оборудование, предусмотренное по Программе для создаваемых в 35 регионах центров-клубов Минкультуры России, по решению Минтруда России направлено для оснащения домов для престарелых и психоневрологических интернатов, несмотря на то, что его эксплуатация может осуществляться только обученными специалистами – клубными работниками.

В 2003 году 600 тыс.рублей, запланированных на проведение общероссийских и региональных творческих конкурсов и фестиваля творчества пожилых людей, исполнителем которых является Минкультуры России, использованы на другие цели.

Управлением социальной защиты населения г.Дубны на часть средств, выделенных для подготовки и проведения опытно-экспериментального (пилотного) проекта «Хоспис на дому как инновационная структура социально-медицинской помощи гражданам пожилого возраста», был приобретен автомобиль ГАЗ 3110–101 стоимостью 161 тыс.рублей, не предусмотренный соглашением. В ходе данной проверки КРУ Минфина России в Московской области направило представление в УФК по Московской области на возврат указанной суммы в федеральный бюджет. Аналогичные нарушения допущены органами исполнительной власти и других субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации не принимает необходимых мер по совершенствованию нормативной базы в целях обеспечения эффективности деятельности социальных учреждений. Не принята Концепция государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения на период до 2015 года, разработанная Минтрудом России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997г. № 1090. Не введены государственные социальные стандарты объема и качества предоставляемых услуг, отсутствует система независимого контроля предоставления социальной помощи гражданам пожилого возраста.

С учетом произошедших в стране социально-экономических изменений требуют совершенствования федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» в первую очередь по вопросу оплаты стационарного обслуживания.

Отсутствие на федеральном уровне установленного порядка, регулирующего оплату за стационарное обслуживание граждан, получающих пенсии через военкоматы, привело к тому, что часть пенсий военных пенсионеров на расчетные счета соцучреждений не перечисляется. В результате проживание данной категории людей не оплачивается.

Не урегулированы вопросы компенсации затрат узлам связи по предоставлению льгот ветеранам, получающим пенсии по линии силовых министерств. В связи с этим узлы связи отказывают данной категории граждан в получении указанных льгот.

Несмотря на поручение Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации не принято исчерпывающих мер по завершению создания нормативно-правовой базы, предусматривающей установление классификации технических средств, предназначенных для реабилитации ветеранов-инвалидов, и порядка обеспечения инвалидов, включая граждан старшего поколения, транспортными средствами.

Всего в 2002 году для ветеранов-инвалидов войны приобретено 28,6 тыс.автомобилей, в то же время на 1 января 2003 г. на учете на получение транспортных средств состоит 58,2 тыс.человек, из них около 20 тысяч — более двух лет.

Из‑за отсутствия государственного подхода к обеспечению инвалидов автотранспортными средствами большая часть поставок осуществляется через посредников, что ведет к их удорожанию до 28 процентов. В 2000 году закупка автомобилей для инвалидов у посредников составила 59%, в 2001 году — 62%, в 2002 году — 76 процентов.

Минтруд России не вносит необходимые изменения в собственные нормативные правовые акты. До настоящего времени действует инструкция «О порядке передачи автомобиля „Запорожец“ с ручным управлением, оставшегося после смерти инвалида войны, в собственность его семьи», утвержденная приказом Министра социального обеспечения РСФСР от 5 августа 1970г. № 87, многие положения которой устарели или вступили в противоречие с действующим законодательством. Это приводит к увеличению числа исковых заявлений в судебные органы по данным вопросам со стороны членов семей инвалидов.

Следует отметить, что в ходе проверки были установлены нарушения нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность учреждений и служб социального обслуживания населения. В соответствии с действующим законодательством взаимоотношения администрации интернатов с проживающими в них гражданами должны быть урегулированы двусторонними договорами установленного образца. В то же время часть граждан, поступивших в эти учреждения до введения данного порядка, не подписали договоры и фактически проживают в них бесплатно. В Климовском доме-интернате их количество составляет около 5 процентов.

Практически во всех стационарных учреждениях в действующих договорах отсутствуют обязательные условия, предусмотренные положением о порядке заключения, изменения, расторжения договоров о стационарном обслуживании лиц пожилого возраста, сведения о составе затрат учреждения на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, а также о предоставляемых жилых помещениях. Не указан в них размер платы за обслуживание, который в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002г. № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» не может превышать 75% установленного размера пенсии гражданина.

Бесконтрольно используется освобождающаяся жилая площадь граждан, перешедших на проживание в дома-интернаты. В ходе проверки в Пермской области выявлено, что квартиры, переданные по завещанию домам-интернатам, не были поставлены на балансовый учет. Они либо продавались руководством учреждений без соответствующего оформления, либо сдавались в наем своим сотрудникам. Для проверки законности вышеуказанных сделок материалы направлены в прокуратуру области.

В большинстве учреждений соцзащиты нарушаются требования Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». В Пермской области из 130 учреждений соцзащиты имеют лицензию на медицинскую деятельность только 22, из 15 областных стационарных учреждений соцзащиты Московской области — 8. В этих условиях допускаются многочисленные нарушения в сфере медицинского обслуживания лиц пожилого возраста.

В ряде субъектов Российской Федерации реализация льгот ветеранам, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах», обеспечивается не в полной мере, что влияет на снижение уровня их жизни. По расчетам Минздрава России, на реализацию гарантий льготного лекарственного обеспечения необходимо не менее 10 млрд.рублей. Однако на эти цели в прошлом году выделено за счет средств бюджетов всех уровней 4,5 млрд. рублей.

В Республике Карелия не решен вопрос бесплатного проезда ветеранов в общественном транспорте, где все большее число автобусов работает на коммерческой основе. Данную льготу более двух лет не имеют возможности реализовать и ветераны Пермской области.

В Московской области в текущем году не в полном объеме обеспечено финансирование расходов, связанных с предоставлением ветеранам льгот по оплате услуг связи. Для компенсации расходов операторам связи области в 2003 году из федерального бюджета выделено 66,2 млн.рублей (18%) при потребности 307,7 млн.рублей. Образовавшаяся задолженность перед узлами связи может повлечь отказ ветеранам в предоставлении соответствующих льгот.

Учитывая изложенное, считаем целесообразным Правительству Российской Федерации:

ускорить принятие Концепции государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения;

внести необходимые изменения в федеральную целевую программу «Старшее поколение» на 2002–2004 годы с целью определения реальных возможностей и сроков ввода объектов в эксплуатацию, максимально исключив распыление финансовых ресурсов, а также предусмотрев развитие сети учреждений социального обслуживания новых типов, прежде всего геронтологических центров, домов малой вместимости, мобильных социальных служб. Ежегодно на заседании Правительства Российской Федерации рассматривать ход ее выполнения;

продолжить работу по совершенствованию законодательства по проблемам социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов, приведению его в соответствие с нормами международного права.

* * *

Результаты проверки доложены Президенту Российской Федерации В.Путину.

Информация по этому вопросу направлена в Правительство Российской Федерации. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Г.Карелова поручила Минтруду России (А.Починку), Минэкономразвития России (Г.Грефу), Минфину России (Т.Голиковой) и Минздраву России (Ю.Шевченко) рассмотреть информацию Главного контрольного управления Президента Российской Федерации для принятия мер по устранению выявленных недостатков и усилить контроль за реализацией мероприятий федеральной целевой программы «Старшее поколение».

Главное контрольное управление Президента

Российской Федерации

 

 

7 октября 2003 года, Главное контрольное управление