Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на заседании Государственного совета по вопросам развития транспортной инфраструктуры

29 октября 2003 года, Москва, Кремль

В.Путин: Прежде чем мы начнем работать, я хочу поблагодарить губернатора Ростовской области за активную работу по спасению людей. Вы знаете об этой тяжелой ситуации. Слава Богу, она вроде бы заканчивается, хотя поисковые работы еще будут продолжены. К сожалению, события подобного рода приобретают у нас какой‑то систематический характер. Вы знаете о другой трагедии, теперь уже на Дальнем Востоке. С этим нужно будет внимательно разбираться, и мы сегодня с Председателем Правительства еще обсудим этот вопрос на отдельной встрече. Я попросил губернатора Ростовской области подготовить предложение о представлении к государственным наградам тех, кто принимал активное участие в спасении людей.

Уважаемые коллеги!

Сегодня Государственному совету предстоит рассмотреть исключительно важный и масштабный вопрос. Речь пойдет о государственной транспортной политике и путях повышения ее эффективности.

Полагаю, мы должны проанализировать проблему, не ограничиваясь сугубо ведомственными, отраслевыми рамками. А значит, подойти к ее решению с учетом современных экономических реалий. С учетом прежде всего возросших потребностей экономики в транспортных услугах. И, конечно, с целью поиска путей решения крупных национальных задач.

Хотел бы сразу сказать: современный транспортный комплекс – это не просто значимый сектор экономики. Его надежная эффективная работа обеспечивает территориальное и экономическое единство нашей страны, развитие и углубление межрегиональных связей, формирование полноценного внутреннего рынка и рациональное освоение наших природных богатств.

Кроме того, политический и экономический вес нашей страны не в последнюю очередь определяется доступом к глобальным транспортным коридорам. Коммуникации играют решающую роль в успешной реализации наших международных интеграционных проектов и в СНГ, и в Европе, и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

И, наконец, каждый гражданин России – в какой бы точке страны он ни жил – не должен испытывать ощущения оторванности, обособленности от страны. Он вправе иметь все возможности для личных – и туристических, и деловых – поездок.

К сожалению, сегодня это далеко не так. Мы вчера на президиуме Госсовета обсуждали этот вопрос. Некоторые коллеги говорили о тяжелых фактах, когда, например, на севере люди пешком ходят по 200 километров.

И, наконец, устойчивая работа отрасли – это серьезный фактор безопасности страны, ее обороноспособности.

Еще раз повторю: для России – с ее огромной территорией и целым рядом труднодоступных регионов – успешная работа транспортного комплекса особенно значима.

Российский рынок транспортных услуг является сейчас одним из самых многообещающих и емких. И в последние годы здесь произошли серьезные изменения к лучшему. Объемы пассажирских и грузовых перевозок стабильно увеличиваются. Потребность в них возрастает.

Вместе с тем закрепить эти позитивные тенденции мешает целый ряд нерешенных вопросов. Так, пока не завершены необходимые структурные преобразования в отрасли. Их отсутствие сдерживает приток новых инвестиций, внедрение инноваций и цивилизованных, адекватных времени управленческих механизмов.

При этом транспортная сеть России развита крайне неравномерно. Только один пример: почти 10 процентов населения страны вообще не имеют круглогодичного доступа к опорной сети автомобильных дорог. А в Сибири и на Дальнем Востоке большую часть года нет альтернативы самому дорогому виду транспорта – авиации. Кстати, что касается Дальнего Востока, то нам еще предстоит подробно рассмотреть вопросы его транспортного сообщения с европейской частью страны.

Должен отметить: транспортные издержки в России по‑прежнему высоки. Они на порядок выше, чем, например, во многих европейских странах. И дело здесь не только в протяженности транспортных коммуникаций, не только в так называемом географическом факторе. Серьезно сказывается наше отставание в современных транспортных технологиях, системах хозяйствования и управления, а также сохранение неэффективных схем финансирования. И, конечно, тормозом остаются высокие энергозатраты на транспорте.

Сегодня очевидно, что речь должна идти об обновлении принципов работы и уточнении стратегических приоритетов развития отрасли.

Уважаемые коллеги!

Считаю, что центральным вопросом обновления нашей транспортной политики является достижение принципиально нового качества услуг на транспорте. Нового уровня их доступности и надежности.

И потому наша задача – это развитие цивилизованной конкуренции в транспортной отрасли, ее комплексная модернизация. Именно здесь путь к кардинальному увеличению товарооборота, к ускорению перевозок и снижению издержек производителей.

Вторая насущная задача – это четкое определение роли и места государства в развитии современных транспортных услуг.

В этой сфере государство во все меньшей степени должно выступать как хозяйствующий субъект и как монопольный собственник. И все больше должно участвовать в работе с предпринимателями, открывая новые возможности для их инициативы. Любые государственные ассигнования в эту отрасль должны быть обоснованными и эффективными экономически.

Еще одна серьезная задача – это успешное внешнеполитическое сопровождение российских проектов и компаний на глобальном рынке транспортных услуг.

Надо отметить, что с участием российского бизнеса уже были реализованы масштабные транспортные проекты. Благодаря этому мы вернули ряд позиций на международном рынке перевозок и транзита.

И, наконец, следует серьезно совершенствовать систему обеспечения безопасности на транспорте, включая ее экологическую составляющую. Укреплять защищенность и устойчивость транспортной инфраструктуры.

В заключение хотел бы напомнить: любые наши планы по обновлению работы отрасли так и останутся планами, если не привести в соответствие с потребностями дня нынешние полномочия огромного числа надзорных и лицензионных органов на транспорте. Если не упростить пограничные и таможенные процедуры. Если не научить чиновников работать грамотно, по правилам цивилизованного рынка.

В такой работе важен системный, вдумчивый и последовательный подход. Только с учетом такого отношения к делу возможна успешная модернизация транспорта. А сама отрасль станет действенным рычагом экономического роста и источником повышения уровня жизни людей.

Благодарю за внимание.

29 октября 2003 года, Москва, Кремль