Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на совещании по вопросам развития отечественного двигателестроения

31 октября 2003 года, Пермь

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

На днях я с большим интересом ознакомился с результатами работы предприятия. На вашем примере действительно видны реальные возможности отечественного авиапрома. Хотя, встречаясь в разное время и в разных местах с присутствующими здесь, по поводу наших авиационных дел слышал много нареканий и в адрес федеральных властей в целом, и в адрес Правительства.

Пермский моторостроительный комплекс показывает, что можно не просто жить, сводить концы с концами, но и развиваться активно.

Мотор у нас – конкурентоспособная продукция. Прежде всего это единственный серийно выпускаемый в России двигатель четвертого поколения ПС-90А. Очень приятно было слышать, что специалисты уже думают о будущем, работают над следующим поколением ПС-90А-2. И, конечно, я еще поговорю в Правительстве, с вашими коллегами, со смежниками о том, что мы должны использовать в будущем самолете пятого поколения. Я думаю, нельзя, чтобы наши коллеги, присутствующие здесь, расслаблялись.

Важно, что в последние годы пермские моторостроители наращивают объемы и качество продукции. Я с удовлетворением обратил внимание на схемы, которые были представлены руководством: за три года увеличение объемов реализации продукции в три раза. Очень хороший показатель. И, насколько я понял, за последние семь, восемь, девять лет практически не было потерь. Сохранен потенциал. Зарплата у станочников, если не обманул губернатор, до 15 тысяч рублей. Техника современная, очень сложная. И очень приятно, что руководство предприятия постоянно думает о модернизации, о международной и внутренней кооперации.

В целом это, конечно, позволяет надеяться на увеличение загрузки всех предприятий комплекса, повышение их экспортных возможностей. В итоге должно дать необходимые финансовые ресурсы для развития производства, укрепления научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы.

Особенность комплекса – это объединение на одной площадке и конструкторского бюро, и производственных мощностей. Очевидно, что четкое взаимодействие всех звеньев: от разработки и испытаний продукции до ее серийного производства, до сбыта – безусловно, серьезное конкурентное преимущество.

Важное для экономики страны направление работы – выпуск газотурбинных установок для электростанций, а также агрегатов для газовых магистралей. В России с ее растущей энергетической инфраструктурой и экспортными возможностями ТЭКа такое производство, безусловно, является перспективным.

Должен сказать, что, имея в виду договоренности «Газпрома» с нашими традиционными партнерами, особенно с партнерами в Средней Азии, это направление будет очень востребовано, с учетом тех планов, которые имеют «Газпром» и наши партнеры по совместной работе на их сетях.

Там реальный, серьезный, большой рынок. И у нас не просто договоренность с нашими партнерами, скажем, в Узбекистане, – у нас есть понимание того, что, действуя вместе, мы будем работать гораздо эффективнее и с Узбекистаном, и с Казахстаном, и с Туркменистаном. Рынок очень хороший.

Большие требования при этом предъявляются, конечно, к работе менеджмента. Именно ему предстоит обеспечивать завоевание существенной серьезной ниши на российском рынке.

Удалось сохранить конструкторскую и инженерную школу, привлечь к производству молодых специалистов, и это, конечно, тоже серьезное достижение. На предприятиях реализуется социальная программа, создаются условия для рационализаторской деятельности, для повышения квалификации.

Все это в совокупности с тем, что было сказано выше, особенно достаточно приличный уровень заработной платы, помогает сохранить кадровый потенциал, сохранить традиции, обеспечить развитие наукоемкого и высокотехнологичного производства.

Должен сказать, что для нашей страны авиастроение должно стать стратегическим направлением, должно иметь стратегическое назначение. Возможности национального авиапарка во многом определяют и объем внутреннего рынка транспортных перевозок, и внешние связи, и обороноспособность. Я думаю, что присутствующий здесь главком ВВС – да вы и сами это чувствуете – в хорошем смысле лоббирует отечественных производителей. Есть идея на базе пермского холдинга создать центр двигателестроения.

Думаю, что это шаги в абсолютно правильном направлении, потому что будут минимизированы расходы управленческие, финансовые, что оптимизирует конечный результат. Эффективность деятельности, конечно, должна возрасти. Правительство поддерживает эти планы – и вице-премьер, который курирует это направление, и Председатель Правительства. И я, честно говоря, не вижу причин, по которым эти планы не могли бы быть реализованы.

В заключение хотел бы подчеркнуть: государство уделяет развитию отрасли большое внимание. Целью принятия программы развития авиационной техники является производство конкурентоспособной продукции в области гражданской авиации, где использование возможностей частного и государственного капитала должно быть максимально эффективно. Разумеется, на базе этих достижений мы будем стремиться к тому, чтобы решать вопросы, связанные с обороной страны.

31 октября 2003 года, Пермь